Самодиагностика по теме «Ролевые позиции в межличностных отношениях»




Тема 2.1 Интерактивная сторона общения

Практическая работа № 4.

Самодиагностика по теме «Ролевые позиции в межличностных отношениях»

 

Цели занятия:

1. Закрепление теоретических знаний по теме трансактный анализ Э.Берна.

2. Формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач.

 

План занятия:

1. Рассмотреть структуру личности по Э. Берну.

2. Рассмотреть виды трансакций.

3. Решение ситуационных задач.

Краткий теоретический материал:

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. Трансактный анализ – по-русски означает анализ высказываний. Трансактный анализ возник в лоне психоанализа и разделяет представление о том, что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными представлениями о реальности, причина которых в ранних детских конфликтах.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

В теории Э. Берна основными понятиями являются состояния Эго (Я).

Под состоянием Эго (Я) Э.Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения.

 


Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребёнка

 

Основные характеристики Родитель Взрослый Ребёнок
Общая характеристика Тот, кто воспитывает, наказывает и т.д. Реальное видение мира Эмоциональность, беззащитность, безответственность
Характерные слова и выражения Надо. Все знают, что… Ты не должен никогда…, Я не понимаю, как это допускают… Могу. Как?, Что?, Когда?, Почему?, Возможно…, Вероятно… Хочу. Я сердит на тебя, Вот здорово!, Отлично!, Отвратительно! (Естественное выражение чувсьв)
Интонации Категоричные Самоуверенные Обвиняющие Снисходительные Критические Пресекающие Спокойные, Связанные с реальностью Неуверенные, Капризные Очень эмоциональные
Состояние Надменное Сверхправильное Очень приличное Внимательность Поиск информации Неуклюжее Игровое Подавленное Угнетенное
Выражение лица Нахмуренное Неудовлетворенное Обеспокоенное Открытые глаза Максимум внимания Угнетенность Удивление
Позы Руки в бока Руки сложены на груди Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дёргают пуговицу)
Эмоции и чувства Гнев, Злость, Презрение, Ненависть Спокойствие, Удовлетворение, Уравновешенность Беспокойство, Страх, Тревожность, Огорчение
Поведение Агрессивное Уверенное Неуверенное

 

· «Родитель» - «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. «Родитель» - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".

· «Ребенок» - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:

1. «Естественный ребенок» - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

2. «Адаптированный ребенок» - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".

Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

Взрослое «Я-состояние» - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека.

 

 

Трансакции различают:

· дополнительные( соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям);

· перекрестные ( начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью, эго-состояние);

· некрытые ( включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр).

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации.

Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Таким образом, суть теории Э. Берне сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берне называет "поглаживанием". При согласовании позиций, о чем бы не говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответногопоглаживания уже задевает человека, если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции (как Родитель и Дитя или Взрослый и Дитя), это вызывает гнев и может стать причиной конфликта. Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению.

Ход работы:

1. Ниже приведены примеры трансакций. Поясните, с каких позиций действуют и должны действовать их участники, каков характер трансакции. Изобразить трансакции схематически. Будет ли эффективным общение в трансакциях и почему?

1. Иванов. Что стало с молодежью?! Она совсем распустилась!

Петров. Да, в их годы мы были поскромнее.

2. Преподаватель. Каким это образом у вас здесь получилось трехзначное число?

Студент. Ах, да, забыл извлечь квадратный корень!

3. Кассир. А не сорваться ли нам в кино, пока нет начальства?

Бухгалтер. Будьте добры, передайте мне ведомости за прошлый квартал.

4. Голубева. Проводите меня, у нас в подъезде вечно толкутся пьяные. Коршунов. Ну, конечно-конечно, с удовольствием провожу.

5. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина!

Петров. О, конечно-конечно, я просто не заметил: Задумался, знаете... Садитесь, пожалуйста.

6. Петров. Сейчас-сейчас, я предоставлю вам слово, я вижу, что вы уже пятый раз поднимаете руку.

Сидоров. Могу и вообще не выступать...

7. Жена. Сходи, погуляй с Джерри; Заодно зайдешь за хлебом.

Муж. Видишь, я занят! А тебе, что, лень от телевизора оторваться?

8. Иванов. После Сидорова, он от пенсионеров выступает, я дам вам слово!

Петров. Отлично!

9. Иванов. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом инвалид?

Петров. Так уступи ему место, дедуся. А то расселся тут и указывает... Кто ты такой, чтобы всем указывать?!

10. Ковбой. Не хотите ли взглянуть на наши конюшни?

Барышня. Ах, я с детства обожаю лошадок!

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: