МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Ухтинский государственный технический университет»
(УГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИнЭУиИТ
Е. П. Шеболкина | ||
(подпись) | (И. О. Фамилия) | |
"" 20г. | ||
(подпись) | (И.О. Фамилия) | |
"" 20г. | ||
(подпись) | (И. О. Фамилия) | |
"" 20г. | ||
(подпись) | (И.О. Фамилия) | |
"" 20г. | ||
(подпись) | (И. О. Фамилия) | |
"" 20г. |
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Вид практики (тип): учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков)
Кафедра: менеджмента и маркетинга
Институт: экономики, управления и информационных технологий
Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент
Профиль подготовки: «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности»
Форма обучения: очная
Курс(ы): 2
Семестр(ы): 4
Год поступления: 2018
Программа практики разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7, учебным планом, одобренным ученым советом университета 28.02.2018, протокол № 07.
Разработчик:
доцент кафедры ММ ИнЭУиИТ подпись | Т. Б. Саматова | |||||
Расcмотрено на заседании | ||||||
кафедры | совета направления подготовки/специальности | |||||
Дата, номер протокола | ФИО зав. кафедрой | Подпись зав. кафедрой | Дата, номер протокола | ФИО председателя совета | Подпись председателя совета | |
Т.С. Крестовских | Т.С. Крестовских | |||||
Рецензенты:
Зав. кафедрой ММ подпись Т. С. Крестовских
Руководитель ОПОП:
зав. кафедрой ММ подпись Т. С. Крестовских
И. о. начальника центра содействия
занятости студентов и выпускников подпись О. В. Щипицына
1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целью учебной практики является закрепление, расширение, углубление и систематизация полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла и приобретение необходимых умений и навыков практической работы, формирование компетенций по направлению 38.03.02 Менеджмент (профиль «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности»), в том числе по видам будущей деятельности. Особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельного и коллективного принятия решений в области производственного менеджмента, серьезному анализу и аргументации принимаемых решений.
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики у студента должно сформироваться системное представление о предприятии и о профессии (как с точки зрения функциональной определенности, так и с точки зрения взаимосвязанности и применимости дисциплин в практической деятельности).
Задачами учебной практики являются:
- получение обучающимися первого профессионального опыта;
- знакомство с объектами будущей профессиональной деятельности (процессы управления предприятием, цехом, структурным подразделением, службам и т.д.) и видами профессиональной деятельности бакалавра менеджмента (организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской);
- освоение компетенций, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль подготовки «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности».
3. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ, ФОРМА (ФОРМЫ) И МЕСТО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Тип учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Учебная практика является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент профиль «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности».
Практика реализуется в 4 семестре (2 курс) очной формы обучения кафедрой Менеджмента и маркетинга.
Способы проведения учебной практики: стационарная; выездная.
Форма проведения практик:
- дискретно:
по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики;
по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Местами прохождения учебной практики для направления подготовки38.03.02 Менеджмент могут выступать:
- коммерческие организации, сфера деятельности которой связана с нефтяной и газовой промышленностью;
- подразделения предприятий нефтяной и газовой промышленности.
Предпочтение отдаётся тем организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач практики в более полном объёме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключённого договора между университетом и организацией на прохождение практики.
При выборе базы практики для обучающихся необходимо руководствоваться, прежде всего:
- направлением и профилем его подготовки;
- видами деятельности обучающегося, а также учитывать то, какие определённые практические навыки должен получить будущий выпускник на рабочем месте для выполнения конкретной работы в рамках выбранного направления подготовки.
При прохождении практики обучающиеся могут занимать должности, определённые штатным расписанием предприятия, например: менеджер (ассистент менеджера) по управлению персоналом, специалист договорного отдела, менеджер (ассистент менеджера) отдела снабжения, руководитель (ассистент руководителя) отдела маркетинга, менеджер (ассистент менеджера) клиентской группы и др.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Таблица 1 - Перечень компетенций, формирующих компетентностную модель выпускника (бакалавра) по направлению 38.03.02 Менеджмент (профиль «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности») в ходе учебной практики
Код компетенций | Содержание компетенций (по учебному плану) | |
Общекультурные компетенции | ||
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | |
ОК-6 | способностью к самоорганизации и самообразованию | |
ОПК-1 | владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | |
ОПК-4 | способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | |
ПК-1 | владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | |
ПК-2 | владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде | |
ПК-8 | владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | |
ПК-9 | способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли | |
ПК-11 | владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов | |
ПКП-1 | знание основ техники и технологии отраслевого производства |
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен:
Знать:
статистическую и бухгалтерскую отчетность производственного предприятия;
методы индивидуального и коллективного общения;
основы межкультурных отношений в менеджменте;
принципы построения систем повышения личностного и профессионального самосознания, самостоятельной работы, самоорганизации и организации развития личности и деятельности;
основные нормативные правовые документы, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций;
способы организации публичных выступлений;
основные методы оценки организационной культуры;
основные принципы эффективных коммуникаций;
основные теории и концепции взаимодействия людей в организации;
виды и типовые формы организационных и распорядительных документов, необходимых для документального оформления решений;
характер и формы воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций;
подходы и способы организации систем получения, хранения и переработки информации;
статистические методы исследования;
основы техники и технологии отраслевого производства, цели, задачи, принципы отраслевого производства
Уметь:
использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов;
искать и собирать финансовую и экономическую информацию;
выявлять проблемы своего самообразования; ставить цели, планировать и организовать свой индивидуальный процесс образования; развивать навыки самообразования; анализировать результаты деятельности;
представлять результаты аналитической и исследовательской работы;
быстро адаптироваться в новом коллективе;
ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
осуществлять публичные выступления, электронные коммуникации;
диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложенияпоее совершенствованию;
выявлять причины конфликтных ситуаций;
выбирать подходящий стиль поведения в конфликте;
ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе своей профессиональной деятельности;
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации;
взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
осуществлять поиск, анализ и использование документов профессиональной направленности;
использовать знания основ техники и технологии отраслевого производства на практике
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
вводить данные в специализированные компьютерные программы с соблюдением требуемых параметров;
формировать электронные документы для проведения необходимых расчетов.
Владеть:
методами статистического анализа экономических и финансовых показателей;
методами и способами общения с персоналом и коллегами;
навыками выполнения поручений;
навыками самоанализа, самообразования; навыками планирования собственной деятельности; приемами и способами развития индивидуальных способностей;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
навыками практического применения основных справочно-правовых систем, используемых в РФ;
навыками делового общения;
навыками публичного выступления, электронных коммуникаций;
навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
методами оценки организационной культуры;
методами формирования и поддержания этичного климата в организации;
способами разрешения конфликтных ситуаций;
навыками документального оформления решений в управлении;
навыками работы в локальных и глобальных сетях,
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
инструментальными средствами обработки и анализа экономических данных;
средствами информационных технологий для решения коммуникативных задач, средствами презентационной графики;
современными методами сбора, обработки и анализа исходных данных, показателей отраслевого производства.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Учебная практика входит в блок 2 «Практики» в составе учебного плана основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль подготовки «Управление экономической деятельностью предприятий нефтяной и газовой промышленности».
Учебнаяпрактика базируется на знании следующих дисциплин:
Экономика предприятия, информационные системы и сети в менеджменте, экономическая теория, Теория менеджмента, Статистика, Маркетинг, Учёт и анализ, Управление человеческими ресурсами, Деловые коммуникации, Государственное и муниципальное управление, Экономика отрасли, отраслевые рынки.
В то же время она предшествует изучению дисциплин, отражающих суть и содержание менеджмента на предприятии (функций, инструментов и т.д.) и подготавливает к прохождению производственной практики.
6. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Общая трудоемкость практики составляет 4 недели, 216 часов, 6 зачетных единиц согласно учебному плану и календарному учебному графику.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебная практика проводится в форме самостоятельной практической работы. Учебная практика строится с учетом специфики объекта практики, в соответствии с тематическим планом, примерное содержание которого представлено ниже:
№ п/п | Этапы практики | Содержание | Трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
Подготови тельный | - Обзорная экскурсия с целью общего знакомства с предприятием. - Ознакомление с миссией, целями, задачами, сферой деятельности, историей развития предприятия, видами деятельности. | Собеседование Дневник по практике Раздел отчета по практике | ||
Основной | - Изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия: полное название; форма собственности; местоположение, правовой статус, учредительные документы, организационно-правовые документы предприятия. - Описание организационной структуры предприятия: схема, количество отделов и их название, их функции, подчиненность, взаимодействие. - Характеристика деятельности отдела, в котором студент проходит практику: название отдела, его функции, взаимосвязь с другими отделами, структура отдела. - Изучение внешней среды организации: (потребители; конкуренты; поставщики сырья, материалов, товаров; банки; государственные службы и др.) - Изучение организационной культуры предприятия. - Знакомство с корпоративной информационной системой. - Изучение бухгалтерской и статистической отчетности. - Анализ и описание сильных и слабых сторон организации; выводы и предложения по итогам практики. | Дневник по практике Раздел отчета по практике | ||
Заключительный | - Согласование отчета по практике с научным руководителем от базы практики. Завершение и оформление документов учебной практики. | Подготовка и защита отчета | ||
Итого | Зачет с оценкой |
8. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Текущая аттестация обучающихся производится руководителем практики в следующих формах:
· фиксация посещений;
· выполнение индивидуальных заданий / практических работ;
· отдельно оцениваются личностные качества обучающихся (аккуратность, организованность, исполнительность, инициативность и др.).
Промежуточный контроль по окончании практики производится в следующей форме: защита отчета по практике (зачет с оценкой).
Практика предусматривает следующие формы организации учебного процесса: консультации, индивидуальные задания, сбор и обработка фактического и литературного материала.
Содержание и оформление дневника по практике.