Потребности, способности и интересы




Человек, индивид, личность

 

Цель: преобразование теоретических знаний по теме «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции» в область практических умений

Норма времени: 2 ч

Средства обучения:

1. Обществознание: 10 кл.: учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.-351с.

Методические указания для выполнения заданий:

 

Задание № 1.

1. Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж. П. Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей.

2. Выскажите собственное мнение в следующей дискуссии.

а) Ряд антропологов, ссылаясь на сохранившиеся каменные орудия, связывают появление Человека разумного с созданием и использованием орудий труда.

б) Другие ученые полагают, что моторно-сенсорные координации, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо остроты мысли.

3. Используя данные современных наук, согласитесь или опровергните одну из гипотез, объясняющих происхождение человека. Человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид (семейство отряда приматов включает как ископаемого человека, так и современных людей), вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля; 3) в результате теплового стресса среди гоминид появился мутант.

4. Раскройте философский смысл следующего высказывания И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей». Каково ваше отношение к данной точке зрения?

Задание № 2. Ознакомьтесь с документом на стр. 33-34 учебника и ответьте на вопросы.

Задание № 3. Дайте характеристику основным философским гипотезам:

1. Атомизм

2. Философский идеализм

3. Древнеиндийское учение о переселении душ

4. Христианские представления о человеке

5. Представления о человеке эпохи Возрождения

6. Рационализм

7. Немецкий классический идеализм

8. Абсолютный идеализм

 

Задание № 4. Почему вопрос о природе и сущности человека является одной из глобальных проблем философской мысли? Сделайте выводы.

Задание № 5.

Установите соответствие между понятием и определением.

1. Антропогенез — это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции. (А)

2. Язык — становление общества. (Б)

3. Социогенез — становление человека. (В)

4. Неолитическая революция — представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от животного. (Г)

5. Тотемизм — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. (Д)

6. Человек — это переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. (Е)

7. Социологизаторская концепция — это теория, которая утверждает первичность биологических начал в человеке. (Ж)

8. Биологизаторская концепция — это теория, которая абсолютизирует социальное начало в человеке. (З)

 

Задание № 6. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.

2. Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.

3. Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.

4. Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей.

5. С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.

6. Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.

7. Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.

 

Задание № 7.

1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните в Интернет.

2. В чем философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие ученые-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?

4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план такого сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.

 

Контрольные вопросы:

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа? 2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека? 3) Укажите основные признаки понятия «человечество». 4) В чем состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека? 5) Какую роль в становлении человека и общества играла культура?

Практическая работа № 2

Потребности, способности и интересы

Цель: преобразование теоретических знаний по теме «Мир человеческой повседневности» в область практических умений

Норма времени: 2 ч

Средства обучения:

1. Обществознание: 10 кл.: учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.-351с.

Методические указания для выполнения заданий:

 

Задание № 1.

Ознакомьтесь с документом на стр. 53-54 учебника и ответьте на вопросы.

 

Задание № 2.

На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчетам работа одного завода может приносить 40 млн р. в областной бюджет и 50 млн р. в госбюджет.

Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

 

Задание № 3.

Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

 

Задание № 4.

Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, ученого.

 

Задание № 5.

А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание».

Поясните эту мысль.

 

Задание № 6.

Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.

«Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятель­ности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (пер­вичные, вторичные)», «виды деятельности».

 

 

Задание № 7.

Охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1. Структуру деятельности составляют:

объект;

____________;

____________.

2. Важную роль в совершении деятельности играют:

цель;

средства;

____________.

3. В зависимости от результатов деятельность подразделяется

на:

____________;

разрушительную.

4. В зависимости от форм деятельности выделяют:

трудовую деятельность;

____________;

____________;

творческую деятельность;

преподавательскую деятельность.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое деятельность? 2. Какие черты присущи деятельности человека? 3. Как связаны деятельность и потребности? 4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека? 5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры. 6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека? 7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие. 8. Как связаны деятельность и сознание?

 

 

Практическая работа № 3

Мировоззрение. Типы мировоззрения

 

Цель: преобразование теоретических знаний по теме «Познавательная деятельность человека» в область практических умений

Норма времени: 2 ч

Средства обучения:

1. Обществознание: 10 кл.: учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009.-351с.

Методические указания для выполнения заданий:

 

Задание № 1.

Ознакомьтесь с документом на стр. 65-66 учебника и ответьте на вопросы.

 

Задание № 2.

К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

 

Задание № 3.

Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

 

Задание № 4.

В народной драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь...» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

 

Задание № 5. Исправьте ошибки в предложениях.

1. Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле информация всегда является знанием, но не всякое знание является информацией.

2. Органы чувств человека воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом, в результате чего совершается качественное изменение: сознание переходит в ощущение.

3. Ощущение является объективным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.

4. Материализм подчеркивает субъективность источника ощущений, субъективность мира, отражаемого в ощущениях, а идеализм абсолютизирует объективность образа, который дается ощущением.

5. В настоящее время еще отсутствует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается.

6. Знание, полученное в процессе познания, не всегда должно соответствовать окружающей действительности, так как в любом случае эти знания будут полезны человеку.

7. Истина абстрактна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности; конкретных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает.

8. Объективная истина представляет собой нечто застывшее, выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

9. Каждая абсолютная истина содержит в себе долю относительной, поэтому относительная истина — это предел бесконеч­ной последовательности истин абсолютных.

Задание № 6.

Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

 

Контрольные вопросы:

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чем близость этих значений? 2. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание? 3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? 4. В чем особенности рационального познания? 5. В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов? 6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина». 7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной? 8. В чем состоят особенности научного познания? 9. Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: