- Демонстрационный материал:
- иллюстрационный материал на тему «Осень»: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
- Книжка с красочной иллюстрацией к сказке «Репка»
- Картотека с комплексом пальчиковой гимнастики: «Мы капусту рубим, рубим…»
- Стенд «Времена года».
- презентации, книги, видеоматериал.
- Раздаточный материал: настольно-печатные игры, шапочки-маски, конструктор.
- Музыкальное сопровождение: спокойная и расслабляющая музыка- Прослушивание песенок про осень.
Модели реализации:
1. Совместная деятельность взрослого и детей:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2. Самостоятельная деятельность детей:
- создание предметно-развивающей среды
Формы работы с детьми:
1. Наблюдение
2. Беседы
3.Рассматривание иллюстраций в альбоме: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Грибы».
4. Создание альбома «грибы» (воспитатель и родители)
5. Коллективная работа «Листопад»
6. Экскурсия на огород, в лес за грибами, в парк любоваться листопадом (дети с родителями)
7. Разучивание песенок, танцев, игр на осеннюю тематику (воспитатель, музыкальный руководитель)
8. Лепка, рисование (овощей, фруктов, листопада, грибов)
Область применения:
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
социально-коммуникативное развитие
Реализация проекта
Планирование мероприятий с учетом образовательных областей для детей
Формы работы | Задачи | Сроки |
«Физическое развитие» | - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, используя ОВД: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками. - Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, используя утреннюю разминку- комплекс «Репка». - Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания. - формировать навыки соблюдения указанного направления во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой. - Учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой. | С 28 сентября по 16 октября Интегрированное занятие по физическому развитию и сюжетному конструированию, мини-игра: «Есть у нас огород» см. Приложение №24 Дата проведения: 15 октября. |
«Социально-коммуникативное развитие» | - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). - Воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. - Формировать эмоционально – нравственные поведения детей - Формирование первичных представлений о труде людей в природе. - Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. - Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки. | |
«Познавательное развитие» | - Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. - Развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве. - формировать представления о пользе овощей и фруктов. -формировать навыки поведения на природе: нельзя брать в рот растения, грибы. - Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). - Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. - Развивать в детях умение сравнение по форме и величине разноцветных листьев. - Формировать способность к обобщению. Дать детям понятие «один», «много», узнавать овощи в натуре и на картинке. - Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку. – Формировать умение выделять ствол, ветки и листья деревьев. | |
«Речевое развитие» | - Развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных игр. - Развивать мелкую моторику рук; речевую активность способствовать развитию речевого аппарата. - Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста - Развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов. | |
«Художественно-эстетическое развитие» | - Приобщение детей к изобразительному искусству. - Развивать мелкую моторику рук; речевую активность. - Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам. - Обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма - Настроить на положительные эмоции. - Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей. - Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом. - приобщать детей к музыкальному искусству; - развивать интерес к музыке; - развивать умение внимательно слушать. - Прослушивание песенок про осень, инсценировка песенки «Урожай», разучивание песенки «Про дождик»,… - Развлечение «Золотая Осень» |
Содержательная часть проекта:
ФОРМА РАБОТЫ | ТЕМА |
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | «В гостях у бабушки. Овощи», см. конспект в тетради «Фрукты» по сенсорному развитию Приложение №2 Кукольный спектакль «Как Ёжик Пых-Пых искал дорогу домой.»См.Приложение №8. «По грибы с Ежиком» см. Приложение№9 «Грибы» см. Приложение №10 «Овощи и фрукты» см. Приложение№3 «Фрукты» см. Приложение №1 «Лес осенью» «Дерево и куст. Осенний наряд» Экскурсия на огород, в лес за грибами, в парк любоваться листопадом (дети с родителями) «Огуречик, огуречик», см. «Конспекты игр-занятий», стр. 51-52 «Ходит осень по дорожке», см. Приложение №25 Рассказ воспитателя истории, которая произошла с Огуречиком. Изодеятельность: - Лепка, рисование (овощей, фруктов, листопада, грибов) - Лепка. «Вишенки для компота» - Рисование: «Дождик, дождик кап-кап-кап» - Рисование: «Осеннее дерево» (нетрадиционный метод - ладошки) -«Раскрасим огурчик», см. Приложение №37 -«Раскрасим репку» - Аппликация «Грибок» - Аппликация «Яблонька» - Коллективная работа «Листопад», «Осенний букет» - Выставка детского творчества. Сбор осенних листьев и создание коллективной работы-плаката с самыми красивыми из собранных листьев. |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ | Игровая деятельность: Настольно-печатные: «Шнуровка» Дидактические игры: «Поручение» (находить и узнавать овощи на картинке), «Узнай и назови овощи», «Найди похожий листок или цветок», «Я вам фрукты принесла», «Овощи» (см. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»-стр.25), Лото «Овощи», «Разложи на тарелках по цвету» — красный, желтый, зеленый, «Угостим зверей фруктами», «Найди такой же лист», «Дождик, дождик»- на координацию движений- см. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»-стр.25, «Грибочки», «Собери грибок» (собрать из разрезной картинки), «Оденем куклу на прогулку», Лото «Овощи и фрукты», предложить детям кубики «Овощи» - учить складывать кубики по образцу, «Чудесный мешочек», «Вспомни, что положили в мешочек», «Собери листочек по цвету»-сенсорная игра, см. Приложение №56, «Какие овощи и фрукты продают в магазине?», «Найди пару» (овощи, фрукты и ягоды), «Какого фрукта не стало?», «Большие и маленькие листочки» - см. Приложение №53, «Собери орешки для белочки» - см. Приложение № 59, Складывание разрезных картинок из двух частей по теме «Фрукты», «Урожаи осени»(овощи, фрукты), «Парные картинки», «Найди листочек», «Подбери такой же», «Грибочки по местам», «Кому что дать? », "Елочки и грибочки", «Золотая осень»(растения), «Что любит кушать зайчик?» Математическая игра «Разложи в коробки грибочки по цвету, «Большой – маленький» (капуста-помидор, яблоко-слива), «Много – мало», «Разложи яблоки по величине», «Найди такой же листок» (форма, величина), «Собери фрукты по цвету», «Собери грибы»(большие и маленькие), Дидактические игры природоведческого характера: «С какой ветки детки?» Упражнение: «Осенние листочки», «Разложи по ведеркам»: (красная морковь, желтая репка, зеленый огурец), «Разложи листочки по величине», «Узнай и назови овощи», «Достань палкой листья на дереве», «Узнай по вкусу» Игра-инсценировка:«Сварим суп из овощей» Сюжетно-ролевые: «По грибы», «Больница», «Строители», «Готовим щи для кукол», «Магазин овощей», «Собираем куклу на прогулку», «Сажаем и собираем репку» Музыкальные занятия и игры: Разучивание песенок, танцев, игр на осеннюю тематику Подвижные игры: «Листопад», «Огуречик, огуречик», «Пройди через ручеек», «Самолеты на посадку» (сенсорное воспитание), «Лохматый пес», «Бегите ко мне», «Солнышко и дождь», «Жуки», «Петушки и цыплята», «Кот и мыши», «Догони мяч», «Мы осенние листочки», «Дети и волк», «Вышла курочка гулять», «Кинь мячик» «Кошечка крадется», «Дорожки», «Поймай грибок»- см. Приложение №20, «Где вы были?», «Соберём (овощи, фрукты, грибы, листья и т.д.) в корзину», «Огород» Хороводные игры: «Пузырь», «Каравай», «Карусели». Спокойная игра: «Кто тише» Пальчиковые игры: «Грибок», «Яблонька», «Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Апельсин», «Осенние листья», «Дождик»-см. Приложение №6 Конструктивная деятельность:«Построить комнату с мебелью для куклы» Составление букета из осенних листьев – развитие творческих способностей, умение видеть красоту природы. Художественная литература: Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» с показом картинок и выкладыванием их на стол. Чтение русской народной песенки «Заяц Егорка…». Чтение потешки: «Большие ноги и маленькие ножки…» Чтение русской народной сказки «Репка». Чтение и отгадывания загадок об овощах. Выучить стихотворение: «Села птичка на окошко…» Чтение потешки: «Бежала лесочком Лиса кузовочком» Выучить с детьми физкультминутку: «Мы по лесу шли-шли-шли, грибочек нашли», «Яблочко» - см. Приложение №61 Послушать приговорушку: «Боровик, боровик…» Разучивание песенок, танцев, игр на осеннюю тематику (воспитатель, музыкальный руководитель) Заучивание стихотворения: «Листик жёлтый, листик красный…» Чтение русской народной потешки: «Огуречик, огуречик», см. Приложение №26 Просмотр мультфильма: «Приключения Огуречика» 1970 год выпуска Отгадывание загадок на тему: «Овощи», см. Приложение №19 Рассматривание картин: Рассматривание иллюстраций книг с овощами. Рассматривание альбомов: «Осень», «Фрукты», «Овощи». Рассматривание стенда «Времена года». Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказке «Репка». Рассмотреть картину с изображением леса и грибов. «Рассматривание моркови» «Рассматривание берёзки» «Рассматривание картины с осенним пейзажем» Рассматривание и сравнение овощей (по форме, размеру, величине, вкусу) - см. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»-стр.25. Ситуативный разговор об овощах. Что можно приготовить из овощей? Ситуативный разговор об овощах. Где растут овощи, что можно приготовить из них. Ситуативный разговор об осени. Создание альбома «грибы» (воспитатель и родители) Ситуативный разговор: «Где растут овощи и грибы?». Ситуативный разговор: «В огород за овощами» Ситуативный разговор- игра: «Собери грибок для ёжика» Беседа: «Осень в гостях у ребят» «Осень в деревне» «Осень» «Чудо фрукты» «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» Праздники и развлечения: Показ театрализованной игры и игра-инсценировка: Кукольный спектакль: «Как Ёжик Пых-Пых искал дорогу домой» Экскурсия: на огород, в лес за грибами, в парк любоваться листопадом (дети с родителями) Работа с родителями: Консультирование - Семинары-практикумы, тренинги – Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр; Информирование родителей по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: рассылка газеты по интернет почте, диски с презентацией мероприятий проводимых воспитателем с детьми; Стенгазета (Фотоснимки детей в процессе игр, освоения трудовых, культурно-гигиенических навыков) |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | 1. Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование. 2. Уголок книги: подборка книг для детей первой младшей группы |
*****
План работы с родителями
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
сентябрь | |||
«ОСЕНЬ» | |||
Осень (фрукты, овощи, ягоды и грибы) | Подбор рисунков и материалов об осени | Родители | |
Рекомендации родителям: «Как организовать развивающую среду для ребёнка дома» | Групповая консультация | Воспитатель | |
«Как надо любить своих детей» | Оформление папки-передвижки | Воспитатель | |
«Психологические особенности детей 2-3 лет» | Консультация, индивидуальное консультирование по запросам | Воспитатель | |
«Развиваем наблюдательность и память у ребёнка» | Консультация | Воспитатель | |
Совместный труд детей и родителей по уборке участка от опавших листьев. | Родительский комитет | ||
Подбор картинок с фруктами для составления альбома: «Мой любимый фрукт» | Семинар-практикум | Родители, воспитатель, дети |
Вывод
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний сформирована целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело сформировало коммуникативные и нравственные качества.
В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.