Корпоративная информационная система БАЗ




 

3.1. Системы менеджмента качества и сертификация (ISO 9001:2000)

 

ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством, содержит требования к организации производства. Ключевое понятие, используемое в стандартах - "Система менеджмента (управления) качества" (СМК). Особенностью стандартов является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000, качественной считается та продукция, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента.

Сегодня, когда по всему миру накоплен значительный опыт как успешного, так и неуспешного внедрения интегрированных систем менеджмента, основанных на международных стандартах, становится очевидным, что успех внедрения системы зависит от множества факторов. При этом основным фактором, определяющим успех проекта, является четкость определения целей, для которых внедряется система, и которые, в свою очередь, определяют подходы к интерпретации требований стандартов.

 
 

 

 


Рис. 3. Цели внедрения интегрированной системы менеджмента

Необходимость достижения этих целей является очевидной представителям бизнес-сообщества, поскольку именно от устойчивости бизнеса, от его масштабируемости, от того, насколько тиражируемы технологии работы, как управляются риски, насколько устойчивы процессы, зависит конкурентоспособность организации, а, следовательно, ее финансовые показатели.

 
 

 


Рис. 4. ISO 9001:2000 как базовая система менеджмента организации и ее подсистемы

1. Систему управления проектами (пункт 7.3 ISO 9001:2000);

2. Систему управления корпоративными знаниями (4.2 ISO 9001:2000);

3. Систему управленческого учета (4.2.4 ISO 9001:2000);

4. Систему стратегического менеджмента (5.3, 5.4, 5.6 ISO 9001:2000);

5. Систему управления рисками (8.5.1, 8.5.2 ISO 9001:2000);

6. Систему управления персоналом (6.2.2 ISO 9001:2000);

7. Систему управления взаимоотношениями с клиентами (7.2 ISO 9001:2000).

 

Для того, чтобы система менеджмента качества ISO 9001:2000 действительно стала основой для построения интегрированной системы менеджмента, необходимо, чтобы требования стандарта распространялись на всю деятельность компании, для чего, возможно, потребуется более широкий взгляд на понятие «качество». Качество можно трактовать как степень соответствия фактической работы организации тому, как эта работа была запланирована (в части соответствия технологиям, оперативным планам, стратегическим планам и т.д.). Это не противоречит классическому определению качества (степени, с которой совокупность собственных характеристик продукции соответствует требованиям), поскольку требования всех заинтересованных сторон отражаются в том, как организация планирует собственную деятельность. Таким образом, автоматически любой процесс организации, любая деятельность попадает в систему менеджмента качества, и цель функционирования этой системы – увеличение степени соответствия, и улучшение самих «планов» становится очевидной и затрагивает все аспекты управления компанией (финансовые, маркетинговые и т.д.), а понятия «система менеджмента качества» и просто «система менеджмента» становятся взаимозаменяемыми.

 

Таблица 1

Вербальная модель интеграции систем менеджмента

№ п/п Элементы систем Этапы интеграции
  Политика и планирование · Определение приоритетов и их взаимосвязей · Выявление существующих связей между системами · Установление требований и ожиданий заинтересованных сторон · Разработка политики и постановка целей · Разработка программы (плана) менеджмента (в том числе, системы показателей результативности) · Распределение ресурсов
  Информационное обеспечение · Определение потребностей в информации · Определение порядка мониторинга результативности · Установление требований к документации интегрированной системы менеджмента · Определение требований к внутренним и внешним коммуникациям
  Совершенствование · Выявление направлений и возможностей совершенствования результативности системы менеджмента · Разработка планов совершенствования системы менеджмента (в том числе, углубления интегрирования различных направлений)
  Оценка (анализ соответствия) и корректировка · Определение порядка оценки системы и анализа ее результативности и эффективности · Обеспечение учета результатов оценки при разработке корректирующих мер, а также целей, задач и программ менеджмента на последующем этапе функционирования системы
  Участие персонала · Развитие системы мотивации и стимулирования персонала · Обеспечение соответствия области компетенции уровню подготовки (компетентности) · Постановка задач и распределение ответственности. · Обеспечение своевременности выделения необходимых ресурсов (в том числе времени персонала) и принятия мер

 

3.2. Корпоративная интегрированная система менеджмента (ИСМ)

 

Продукция завода всегда отличалась высоким качеством и пользовалась повышенным спросом у потребителей.
Решение задач повышения качества продукции было невозможно без научно обоснованного системного подхода.

Богословский алюминиевый завод активно включился в работу по созданию Комплексной системы управления качеством на все виды выпускаемой продукции.

За короткий промежуток времени был разработан и внедрён целый комплекс стандартов предприятия, которые учитывали требования к выпускаемой заводом продукции, особенности технологических процессов, производственную структуру, а также профессиональный состав коллектива.

Внедрение КС УКП на Богословском алюминиевом заводе позволило привлечь весь коллектив предприятия к работе над повышением качества выпускаемой продукции и тем самым добиться значительных результатов в решении поставленной задачи.

В конце 80-х начале 90-х годов на заводе приступили к разработке стандартов предприятия серии СТП БАЗ-9000 в соответствии с жизненным циклом продукции по МС ИСО 9000 версии 1987 года. Они учитывали процедуры взаимодействия между подразделениями завода в процессе производства. Это позволило более детально оценить вклад каждого структурного подразделения в достижение главной цели - обеспечить выпуск продукции высокого качества.

В 1998 году на Богословском алюминиевом заводе было принято решение о разработке и внедрении Системы качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО-9001-96.

На этапе организации разработки Системы качества на предприятии была подготовлена программа необходимых мероприятий, организовано изучение стандартов ИСО серии 9000, созданы руководящие и исполнительные органы.

Одновременно с этим формировалась Политика руководства в области качества, которая была доведена до сведения персонала, велись работы по составлению матрицы распределения полномочий и степени ответственности, а также работы по подготовке этапа документирования Системы качества.

В октябре 2004 года руководством БАЗ-филиала ОАО "СУАЛ" было принято решение о реорганизации ОТК-ЦЗЛ, в результате которой была создана лаборатория систем управления в составе заводоуправления.

В декабре 2004 года в ОАО «СУАЛ-Холдинг» было принято решение о создании корпоративной интегрированной системы менеджмента (ИСМ) на основе международного стандарта (МС) ISO 14001:2004 и спецификации OHSAS:18001:1999. Богословский алюминиевый завод был одобрен в качестве предприятия, на котором будет реализовываться «пилотный» проект совместно с ОАО «СУАЛ-Холдинг».

В рамках реализации данного проекта руководством завода принято решение о доработке действующей системы менеджмента качества (на основании требований русской версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001) до требований МС ISO 9001:2000 и включение её в ИСМ.

С 25 по 28 апреля 2006 года экспертами по сертификации BVQI был проведен сертификационный аудит интегрированной системы менеджмента (ИСМ) БАЗ-СУАЛ, включающей систему менеджмента качества (СМК) и систему экологического менеджмента (СЭМ), на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004.

По итогам работы сертификационного аудита экспертами органа по сертификации BVQI сделано заключение о том, что ИСМ БАЗ-СУАЛ соответствует требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004.

 

 

 

Рис. 5. Концептуальная схема интегрированной корпоративной информационной системы.

 

 

Специальный вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: