План:
Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия.
Методы принятия решения о местоположении экономической организации.
Основные положения.
Вопрос 1. Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности организации. В бизнес-плане обоснованию местоположения должно быть уделено достаточно внимания.
Объективную основу размещения составляет неоднородность природных и экономических условий. Задача состоит в том, чтобы согласовать требования к размещению данной организации с реально существующими или прогнозируемыми условиями её расположения.
Решение о местоположении сложно принять в случае создания нового предприятия из-за значительной неопределённости исходной информации.
Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения организации. Качество местоположения бизнеса определяется соответствием выбранного участка типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение организации.
Главным экономическим критерием при выборе местоположения организации является получение максимальной прибыли. В зависимости от обстоятельств он может быть дополнен другими, например, критерием увеличения объёмов оборота капитала и доли на рынке, неэкономическими критериями стабильного роста организации, сохранения самостоятельности. Основная и дополнительные цели в конечном счёте должны иметь количественное выражение.
Местоположение определяется целой совокупностью факторов: транспортными расходами, обеспеченностью трудовыми ресурсами и ценой труда, условиями землепользования, наличием сырья и материалов, возможностями сферы услуг, расстоянием до рынков сбыта и рыночными ценами, государственной политикой и экологическими условиями, социально-экономической средой бизнеса.
Вопрос 2. Принятие решения о местоположении экономической организации производится путём оценки альтернативных вариантов размещения и степени достижения поставленных целей на основе выбранных критериев.
Применяются частичные и общие модели. Частичные включают один или два фактора местоположения. Общие объединяют определённую комбинацию одновременно действующих факторов.
Наиболее распространённой частичной моделью принятия решений о местоположении частного бизнеса является модель транспортных издержек Вебера, в которой затраты на перевозку принимаются пропорциональными удалённости предприятия от пунктов заготовок и поставок.
Тема 9. Анализ рынка
План:
Рыночные исследования.
Методы прогнозирования спроса.
Прогноз общего объёма спроса.
Основные положения
Вопрос 1. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают покупатели и продавцы для торговли друг с другом.
Исследования рынка включают следующие необходимые элементы:
исходную информацию для проведения исследования рыночного спроса;
описание методов оценки спроса;
определение объёмов рыночного спроса;
описание способов продвижения товаров на рынок;
прогнозные оценки объёмов продаж товаров и услуг;
обоснование выбора политики в области сбыта;
оценку доходов от реализации товаров и услуг.
Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары охватывает:
Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путём анкетирования персонала организаций.
Анализ потребления товаров и услуг на основе выборочного опроса основных групп потребителей.
Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.
Точность и достоверность исследований зависят от представительности опроса, деловых качеств участников опроса, качества анкеты, качества обработки данных.
Вопрос 2. Прогнозирование спроса является неотъемлемой частью краткосрочного прогноза рынка, а также одним из трёх важнейших элементов (наряду с предложением и ценой) в средне - и долгосрочном планировании предпринимательской деятельности. Общая модель прогнозирования спроса изображена на рис.4.
ПРОГНОЗ СПРОСА
Анализ источников прогнозной информации
Прогноз предпочтений потребителей
Прогноз объёма потребления
Прогноз закупок в государственные запасы
Прогноз динамики запасов у потребителей
Прогноз создания товаров-конкурентов
и товаров-заменителей
АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ
ПРОГНОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ
СИНТЕЗ ПОЛУЧЕННЫХ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК
Рис.4. Модель прогнозирования спроса.
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:
а) метод экстраполирования;
б) нормативный;
в) метод уровня потребления;
г) метод конечного использования;
д) экономико-математические;
е) метод ведущего показателя;
ж) выборочный;
з) анкетные опросы и др.
После определения объёма текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов спроса и определения товарной номенклатуры. Разбивка рынка на сегменты облегчает планирование сбыта для конкретного проекта.
Вопрос 3. Прогнозирование спроса на товары и услуги включает изучение ёмкости внутреннего и внешнего рынков. Для составления прогнозов спроса на внутреннем рынке прежде всего необходимо:
выявить и проанализировать данные о текущем потреблении и темпах изменения конъюнктуры рынка за определённый период;
классифицировать данные о потреблении по сегментам рынка;
выявить главные факторы спроса в прошлом и их влияние на этот спрос;
составить прогноз изменения факторов в будущем и их влияния на спрос;
дать оценку спроса каким-либо методом.
Оценки и прогнозы могут оказаться неточными из-за:
ошибок в исходных данных;
непредвиденных экономических и политических изменений;
недостатков применяемых статистических методов;
технических и технологических изменений.