II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей




КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДО 2030 ГОДА

 

I. Общие положения

Настоящая Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; принципов преемственности научно обоснованных подходов Концепции развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования; направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.

Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями:

принятие поправки в Конституцию Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации;

издание Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;

внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе;

реализация Стратегии государственной национальной политики
до 2025 года;

реализация плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года;

реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

В Российской Федерации в 2014-2020 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей.

Главным достижением стало увеличение охвата дополнительным образованием детей, в том числе технической направленности до 74,9 % от общего числа детей соответствующего возраста. Расширен тематический спектр программ дополнительного образования детей, созданы возможности для выявления и раскрытия талантов (система конкурсов и мероприятий, региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»); создана современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей («Кванториумы», IT-кубы, ДНК (дома научной коллаборации), центры «Точка роста»). Выросла информационная открытость системы дополнительного образования детей, информированности семей, имеющих детей, о возможностях получения образовательных услуг. Реализованы программы ранней профессиональной ориентации и разработки рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями («Проектория», «Билет в будущее»).

Созданы условия для укрепления и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей через привлечение студентов организаций высшего образования, наставников из реального сектора экономики. Расширены возможности доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ в том числе за счет внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд проблем, требующих решения:

социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным дополнительным общеобразовательным программам;

недостаточный темп обновления содержания и технологий
по отдельным направленностям дополнительного образования детей;

недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия;

дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов, ограниченные возможности развития социальной инфраструктуры детства (особенно на муниципальном уровне);

недостаточная сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров;

низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

барьеры для открытой конкуренции, стимулирующей обновление программного поля и повышение качества образовательных услуг.

отсутствие четкой системы норм, регулирующих оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в частном секторе дополнительного образования.

В условиях глобальных вызовов и стратегических изменений усиливается запрос участников отношений в сфере образования к потенциалу дополнительного образования детей для определения современных траекторий формирования нового содержания и качества образования.

Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся. В частности, расширение участия детей в программах естественнонаучной направленности в условиях обновления содержания и технологий должно обеспечить формирование естественнонаучной грамотности у российских школьников, и способствовать качеству образовательных достижений и показателей участия в международном исследовании PISA.

Социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация требует мер по обеспечению доступа к качественному дополнительному образованию всех обучающихся, независимо от образовательных потребностей, места проживания и социального положения. Развитие системы выявления и поддержки талантов должно быть построено на принципах справедливости и всеобщности.

Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям.

Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту.

Актуализация запроса семей на персонализацию образования требует гибких механизмов проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с разными образовательными потребностями, способностями и интересами, в том числе на основе интеграции программ общего и дополнительного образования детей и тьюторского сопровождения.

Ситуация современного детства актуализирует роль дополнительного образования детей как института взросления. Вариативность дополнительного образования позволяет включать детей в проблемное поле социально-экономического и социокультурного развития общества посредством образовательных программ, предусматривающих пробную деятельность и формирующих необходимый для подобного включения опыт на разных этапах взросления. В таком случае дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на разные возрастные группы детей, должны сохранять преемственность, их содержание должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а их оформление и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии.

Сохранившаяся фактически с советских времен сеть организаций дополнительного образования в настоящее время во многом не соответствует изменившемуся характеру расселения, демографической ситуации, не учитывает особенности территориальной мобильности в территориях. Это приводит, в одних случаях, к ограничениям территориальной доступности качественных и разнообразных программ, дефициту ресурсов на модернизацию инфраструктуры и обновление оборудования, в других – к неэффективным расходам на содержание зданий и персонала.

Дополнительное образование детей может внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны в условиях растущего оттока талантов из территорий. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования ориентирует на обновление содержания программ в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды, участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики.

Смена технологического уклада и форм занятости, рост конкуренции стран в научно-технологической сфере и креативных индустриях определяет необходимость роста вовлеченности детей в занятия технической и естественнонаучной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии), обновление содержания и технологий дополнительного образования детей для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей («цифровой», «технологической», «финансовой» и др.), поддержку профориентации в изменяющемся мире профессий, востребованных компетенций на рынке труда и занятости.

Интенсивное развитие индустрии оборудования и средств обучения (включая цифровые), поддерживающих вовлеченность и интерес детей, обеспечивающих безопасность и продуктивность занятий, помогающих в организации проектной и исследовательской деятельности, ставит задачу формирования эффективных механизмов взаимодействия производителей оборудования и практиков, в том числе реализации модели «комплексное решение».

Угроза экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и экологически ответственного поведения.

В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо создание устойчивой системы дополнительного образования, в том числе организации дополнительного образования детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Современное дополнительное образование детей:

образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов;

инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны;

институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства;

социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

Дополнительное образование детей направлено на:

освоение учащимися знаний о современных сферах человеческой деятельности, основных характеристиках современного мира, науки, общества, технологий;

формирование современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны, актуальным вызовам будущего;

мотивацию подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;

введение в основы современных профессий, организацию системы экономических, социальных, культурных проб;

приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности;

содействие самоопределению на основе знакомства с современной геоэкономической, геополитической, геокультурной ситуацией;

укрепление здоровья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: