Разграничение компетенций




А) предметы ведения Федерации:

– в сфере статуса человека и гражданина (гражданство; регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; государственные награды и звания РФ и др.);

– в сфере учредительной власти и определения основ развития РФ (принятие и изменение Конституции РФ; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, культурного и национального развития РФ);

– в сфере регулирования территории РФ, обороны и внешних связей государства;

– в сфере организации государства и управления им (федеративное устройство, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба);

– в сфере экономики (федеральная государственная собственность и управление ею, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе);

– в сфере установления единых стандартов (метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет);

– в сфере правового регулирования (судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право).

 

Б) совместные полномочия Федерации и ее субъектов:

– в сфере статуса прав личности (защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности);

– в сфере обеспечения федерального единства (обеспечение соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам);

– в сфере внешних связей (координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров Российской Федерации);

– в сфере организации публичного управления (установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат);

– в сфере экономики (разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей);

– в сфере экологии (природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории);

– в сфере защиты от стихийных бедствий (осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий);

– в социальной и культурной сфере (охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение);

– в сфере правового регулирования (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

В) Правовой статус субъектов РФ

Субъектами Российской Федерации являются 32 национально-государственных образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения).

– субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство (для республик – Конституции, для всех остальных субъектов – уставы);

– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президентом РФ был создан институт полномочных представителей Президента в 7 федеральных округах;

– принцип равноправия всех субъектов;

– отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, т. к. территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов;

– принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти; государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы;

– принцип единства системы исполнительной власти в Российской Федерации;

– субъекты Федерации по предметам своего ведения осуществляют свое собственное законотворчество;

– принцип изменения статуса субъекта Федерации (взаимное согласие Российской Федерации и данного субъекта);

– республики как субъекты Российской Федерации имеют свое гражданство; другие субъекты такого права лишены;

– республики вправе устанавливать свои государственные языки;

– вхождение автономных округов в состав края или области;

– Конституция РФ закрепляет в качестве субъектов Российской Федерации два города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

«Право федеральной интервенции » основано на законе вмешательства федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и других платежей.

Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение. К обстоятельствам, при наличии которых законом вводится чрезвычайное положение, относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.


5. Право


5.1. Право в системе социальных норм

Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные. Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.). Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Виды социальных норм:

1) обычаи – правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения; 2) религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих; 3) мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого; 4) политические нормы устанавливают правила поведения в политической сфере; 5) эстетические нормы определяют рамки вкусов, мнений, художественных и культурных предпочтений; 6) правовые нормы (нормы права) – установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Отличия права от других социальных норм: нормативность (четко определяет права и обязанности субъектов, а также ответственность за нарушение); отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей; связано с государством, что делает его общеобязательным; для его реализации предусмотрены определенные процедуры.

Функции права

1. Внешние: экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2. Внутренние: регулятивная; охранительная; культурно-историческая; воспитательная; социального контроля.

Принципы права

А) Общеправовые принципы: равенство; гуманизм; законность; состязательность сторон; взаимность; принцип вины; неотвратимость ответственности; справедливость; неприменение силы; невмешательство в частные дела и другие.

Б) Межотраслевые принципы: принцип независимости судей, принцип гласности судопроизводства и другие.

В) Отраслевые принципы: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в трудовом праве – принцип свободы труда, в семейном праве – равноправие мужа и жены и другие.

Презумпции – предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное: презумпция невиновности (в уголовном праве); презумпция виновности (в гражданском праве); презумпция знания закона; презумпция долевой формы собственности; презумпция титульного владения.

Правовые аксиомы – утверждения, которые не требуют доказательств. Юридические фикции – положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, общеобязательных.

 

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

1. Гипотеза – структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

2. Диспозиция – структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.

3. Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: