1) По субъектам: индивидуальное; групповое; массовое.
2) По осмысленности действий: осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные и иные аналогичные мотивы; неосознанные, где мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждения осуществляются низшими рефлекторными уровнями психики (аффектные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации).
3) По публичности действий: открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах); закрытые формы (абсентеизм, политическая пассивность).
4) По соответствию действий официальным (господствующим) нормам политической системы: нормативные (законопослушание, лояльность, конформизм); девиантные, отклоняющиеся от предписаний, в том числе и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения).
5) С точки зрения преемственности политического развития: традиционные, характерные для данного общества, режима, менталитета; инновационные, вносящие новые черты в отношения субъектов власти между собой и с институтами власти.
6) С точки зрения доминирующего характера мотивации: автономные, в которых действия определяются самими субъектами; мобилизационные, где действия вызваны по преимуществу внешними по отношению к субъекту действий причинами.
7) По способам проявления: бунт; протест; массовое недовольство.
8) По продолжительности: длительные; кратковременные.
9) По направленности: конструктивное и солидарное как проявления политического участия; разрушительное; экстремистское;
10) По критерию легальности: конвенциональные (поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть: участие в выборах, лоббирование, финансирование избирательных кампаний, инициативные движения и др.) и неконвенциональные (незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение: протест, неповиновение государственной власти). Неконвенциональное поведение подразделяется на ненасильственные (митинги, марши протеста, пикеты) и насильственные виды (охватывают спектр действий от массовых беспорядков и порчи имущества до терроризма). Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях – отказ от уплаты налогов), проведение несанкционированных акций протеста, прекращение всякой деловой активности – все эти действия объединяются названием «гражданское неповиновение» (тактика массовых ненасильственных акций гражданского неповиновения была обоснована М. Ганди и М. Л. Кингом).
|
К политическому участию относятся: а) действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов; б) пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; профессиональные действия политиков.
Для политического участия граждан значение имеют объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества); субъективные условия (отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность).
|
Факторами, влияющими на политическое поведение, являются: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации, образование, семейное положение, социально-экономические условия, некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп и другие.
Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы.
Политический протест – разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. Источники политического протеста: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. Чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.
Наиболее радикальным проявлением политического протеста является политический экстремизм, который выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм. Политический экстремизм – явление международного масштаба, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Отличительной особенностью экстремизма в политической сфере общественных отношений является его способность синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества, придавать им политическую направленность.
|
Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм (уклонение от участия в политической жизни – в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.; утрата интереса к политике и политическим нормам, политическая апатия). Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей. Причины абсентеизма: а) доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры; б) высокая степень удовлетворения личных интересов, что может вести к утрате интереса к политике; в) способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы порождает ощущение ненужности политики; г) чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений; д) распад групповых норм, утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствие представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.
4.13. Политическое лидерство
Политическое лидерство – 1) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на организацию, группу или все общество; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; это руководящая должность; 3) приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу; 4) символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти; 5) это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.
Определяющие аспекты политического лидерства: личностные черты лидеров; инструменты осуществления ими власти; ситуация, с которой сталкивается лидер.