Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий




* Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.

* В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

* Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.

Типология общественно-политических движений

1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;

2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;

3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;

5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;

6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;

7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями

А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.

Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение «зеленых»).

Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.

Типология групп интересов:

* в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);

* в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-либо).

Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.

Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.


4.9. Средства массовой информации в политической системе

Средствами массовой информации называют 1) средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории: периодические печатные издания (прессу – газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации; 2) совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций; 3) совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

В современной политологии СМИ характеризуются как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность. СМИ влияют на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, формы их распространения и проявления в деятельности и поведении. СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры; они стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, политические ориентации.

Г. Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ: наблюдение за миром (сбор и распространение информации); редактирование (отбор и комментирование информации); формирование общественного мнения; распространение культуры.

Функции СМИ

* Образовательная: проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников; под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

* Социализации: означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения; позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

* Критики: отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта – критическому рассмотрению подлежат и субъекты политики, и политические решения, и направления государственной политики, и сами СМИ.

* Контрольная: основывается на авторитете общественного мнения, поскольку СМИ дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

* Артикуляции и интеграции: СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

* Инновационная: проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности.

* Оперативная: обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций.

* Формирования общественного мнения.

* Мобилизационная: выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. (СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.)

* Информационная: состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях; включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. (На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.)

* Рекламно-справочная.

* Рекреативная.

Некоторые ученые выделяют такие функции СМИ, как: инновационная (проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности); оперативная (обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций); формирование общественности и общественного мнения.

СМИ условно можно разделить на: 1) правительственные, оппозиционные и независимые; 2) коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: