Предупреждение преступности несовершеннолетних




Преступность несовершеннолетних относится к числу кардинальных социальных и правовых проблем любого общества. Ее предупреждение рассматривается в контексте социального и нравственного оздоровления подрастающего и проходящего стадию становления поколения нашего общества, которому предстоит определять будущее страны и судьбу реформ. В этой связи меры по профилактике правонарушающего и преступного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на:

1. Реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, охрану их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка, устранение источников отрицательного воздействия на условия их жизни и воспитания;

2. Поддержание порядка в обществе и защиту общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;

3. Содействие в реализации и социальной адаптации подростков, характеризующихся асоциальным или право нарушающим поведением.

Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю специальную, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.

Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего (семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере). Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая ПрезидентаРоссийской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности. В первую очередь к органам, призванным обеспечить комплексную направленность мер по обеспечению детей и подростков, относятся: институт уполномоченного по правам детей на федеральном и региональных уровнях, государственные и негосударственные образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, учреждения культуры, досуга, спорта, туризма и др.

Концептуальные основы и конкретные меры реализации общих (общесоциальных) профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей».1

Кроме того, концептуальные постулаты общесоциальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних содержат

многочисленные международные документы, ратифицированные Российской Федерации. Например, в «Конвенции о правах ребенка» нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы

наиболее эффективным и гуманным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в данной конвенции, отражены в «Руководящих принципах Организации Объединенных Наций

 

______________________________

1 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 мая 1999 г в ред. 07.06.2017 № 109-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ в ред. 28.12.2016 № 58-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ в ред.28.12.2016 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей»; Указ президента российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р «О Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года»

для предупреждения преступности несовершеннолетних» в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер. Так, обеспечение уровня жизни, гарантирующего «физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие», доступ к образовательной системе и культурным ценностям, содержательный досуг и отдых являются одновременно и правами несовершеннолетних (Конвенция), и элементами

общесоциальных мер профилактики (Руководящие принципы).

Все международные документы направлены на восстановление социальной справедливости по отношению к детям из разных социальных слоев, что на профессиональном языке криминологов и называется общими мерами профилактики преступности (помощь малообеспеченным и многодетным семьям; гибкая система образования, отвечающая разнообразным потребностям; концентрация особой заботы в сложные или переходные периоды жизни подростка - например, при окончании школы _ и в начале трудовой деятельности, смене места жительства, особенно в условиях вынужденной миграции и др.).1

К сожалению, в нашей стране, как и в ряде других государств с «переходной» экономикой- главная профилактическая задача -обеспечить всем представителям юного поколения равные возможности для «старта» во взрослую жизнь - выполняется совершенно недостаточно.

Вместе с тем в государственной социальной политике в последние годы вновь наметилась определенная последовательность в этом

направлении. В настоящее время реализуется Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»,2 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы в Российской Федерации»3 и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».4 В указанный период в России должна быть сформирована система,

_______________________________________________

1 «Конвенция о правах ребенка», принята резолюцией ГА ООН № 44/25 20.11.1989; «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности несовершеннолетних», приняты резолюцией ГА ООН № 45/112; «Мир, приспособленный для детей», итоговый документ 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принятый 10.05.2002. Конвенции и Рекомендации

Парламентской Ассамблеи Совета Европы: «Европейская конвенция об осуществлении прав детей» от 25.01.1996 (ETS №160); Конвенция «О защите детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации» («Лансаротская») Rec 25.10.2007; «О правах детей», Rec 1121(1990); «О создании в 21 веке общества для детей и при их участии: осуществление Европейской стратегии в интересах детей», Rec 1551(2002); «Об общеевропейском запрете на телесные наказания детей», Rec 1666 (2004); «Дети –жертвы: пресечение всех форм насилия, эксплуатации и жестокости», Rec 1778(2008); «О защите и помощи детям, ищущим убежище и оставшимся без попечения взрослых», Rec 1703(2005); «О положении молодых мигрантов в Европе», Rec 1596(2003); «О подростковой беспризорности: социальный и медицинский подход к проблемам молодежи», Rec 1632(2003); «О жестоком обращении с детьми и отсутствии заботы о детях», Rec 1371(1998). Рекомендации Комитета министров Совета Европы: «Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия», СМ/Rec (2009)10; «О защите и помощи для детей в поиске убежища и оставшихся без попечения взрослых», СМ/Rec 1703(2005). См. сборник «Комплексная национальная стратегия защиты детей от насилия. Документы Комитета министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы», Страсбург, 2011

2 Указ президента РФ №240 от 29. 05.2017

3 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы»

4 Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29.05.2015

 

обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая социальный диагноз ситуации, принятие необходимых мер по обеспечению прав ребенка, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому нуждающемуся ребенку.

Москва – один их первых субъектов, где после подписания Президентом Российской Федерации «Национальной стратегии» были разработаны региональные документы «Московские дети»- стратегия действий в интересах детей в г. Москве и «План мероприятий по реализации «Национальной стратегии» в г. Москве на 2013-2017 г.г.» В этих документах усилена адресность планируемых мер. Подчеркивается

необходимость концентрации действий, направленных на социальную защиту семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу

административного и уголовного судопроизводства; на профилактику социального неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Реализация различных социальных программ направленных на улучшение положения детей, является, по сути, вложением обществом средств в особую «сверхприбыльную» деятельность по формированию

физически и нравственно здорового молодого поколения, любящего свою страну и уважающего общечеловеческие нормы и ценности.

Между тем, по-прежнему приоритетность задачи всесторонней поддержки несовершеннолетних в государственной социальной политике в большей степени декларируется, чем осуществляется на практике. Обычным оправданием является тезис о недостатке средств в федеральном бюджете, но необходимые расходы по реализации общесоциальных мер значительно уступают тем убыткам, которые причиняет обществу ежегодное пополнение рядов преступников, а также расходов на рост штатов органов внутренних дел, следователей, судей, сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В специальном предупреждении преступности несовершеннолетних используются меры каждого из следующих уровней:

ранней профилактики; непосредственной или «вторичной»; профилактики рецидива.

В основе деления названных специально-предупредительных мер на три группы лежит момент начала их реализации, обусловленный степенью деформации личности и поведения несовершеннолетнего. Подключение мер каждого следующего уровня профилактики должно происходить лишь после того, как не справились более щадящие меры предыдущего.

Субъекты специальной профилактики могут выполнять несколько

функций на разных уровнях профилактики и поэтому могут находиться одновременно в нескольких группах специализированных органов.

Основной законодательной базой комплекса мер специального предупреждения в настоящее время является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних».1 Этот закон регламентирует деятельность основных субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

____________________

1 Федеральный закон от 21 мая 1999 г в ред.07.06.2017 № 301-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Задачами специальных мер ранней профилактики является оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним еще до того как действие негативных социальных факторов существенно скажется на условиях их жизни и воспитания, а также применение мер к родителям и иным лицам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей (выявление неблагополучных семей, компенсация недостатков семейного воспитания), обеспечение содержательного досуга, помощь в трудоустройстве.

Раннее предупреждение является наиболее гуманным, эффективным и требующим наименьших затрат специально-профилактическим направлением.

К учреждениям первичной специальной помощи социально-дезадаптированным детям и детям «группы риска» относятся:1 комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранения и медицинские организации; органы и учреждения культуры и досуга, спорта и туризма; органы управления ________________________________________

1 «Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в ред.18.10.2016, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 №995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

См. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 №307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»

См. «Рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 №25; «Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого- педагогической помощи населению», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 19.07.2000 № 53; «Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психологической помощи по телефону», утвержденное постановлением Минтруда РФ от 19.07.2000 № 54.

 

социальнойзащитой населения и учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры

психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи); специализированные учреждения для

несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтности ситуации.

Задачей учреждений второго уровня специальной профилактики является обеспечение условий для исправления несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным поведением, систематически допускающих правонарушения, совершивших преступления до достижения

уголовной ответственности. На этом уровне используются уже перечисленные выше меры, направленные на нормализацию условий жизни, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, в ряде случаев дополняемое правомерными мерами принудительного характера (учет в отделах по делам несовершеннолетних ОВД; помещение в Центр временного содержания, направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием; другие принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолетних).1

____________________

1 «Инструкция по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», утвержденная приказом МВД России от 01.09.2012 №839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей»

Третья группа специальных мер направлена на профилактику рецидива: этот уровень мер включает социальную помощь и контроль за несовершеннолетними, уже совершившими преступления,

освобожденными из воспитательных колоний либо осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Сюда относится деятельность сотрудников полиции и системы исполнения наказания (в том числе следственных изоляторов, уголовно-исполнительных инспекций), следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин конкретных преступлений.

В усеченном виде необходимые элементы системы профилактики рецидива, рекомендуемые международными актами, и сейчас содержатся в российской правовой системе.1 Однако сфера их применения узка, а механизм реализации ограничен. Криминологами отмечается слабая психолого-педагогическая, социологическая, криминологическая подготовка лиц, использующих дискреционные полномочия, и существенные дефекты

инфраструктуры исполнения наказания. Так в русле общего реформирования уголовно-исполнительной системы в конце 90-х- 2000-х годов был принят ряд нормативных актов, направленных на соответствие международным стандартам2 условий отбывания наказания в воспитательных колониях с учетом специфики возраста, пола, психического и физического состояния подростка. К сожалению, в настоящий момент просматривается обратная тенденция- отказ системы исполнения наказания от приближения к европейским стандартам для несовершеннолетних, лишенных свободы. На первое полугодие 2017 г. в 24 воспитательных колониях находилось немногим более 1,6 тыс. воспитанников.3 В этой связи из Министерства юстиции поступают заявления о дальнейшем сокращении числа воспитательных колоний; 4

_________________________________________________________

1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. в ред. от 29.11.2016 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Пленум Верховного Судаобращает внимание судов на необходимость наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации учитывать названные международные акты.

2 См. «Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы», приняты Генеральной Ассамблеей ООН 14.12. 1990; «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила»), приняты Генеральной Ассамблеей ООН 25.11. 1985; Рекомендации Комитета министров Совета Европы: «Европейские правила в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний», приняты 05.11.2008; «Правила Совета Европы о пробации», приняты 20.01.2010; «Европейские пенитенциарные правила», приняты 11.01.2006, СМ/Rec (2006)2; «О Европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, по отношению к которым применены санкции или ограничительные меры», СМ/Rec (2008)11; «О новых способах предупреждения преступности несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних», СМ/Rec (2003)20 и др.

3 Сайт ФСИН Российской Федерации, раздел «статистические данные»

4 Это противоречит Рекомендациям Комитета министров Совета Европы: «Европейским правилам в отношении несовершеннолетних, отбывающих различные виды наказаний» от 05.11.2008 и «Европейским пенитенциарным правилам» от 11.01.2006, СМ/Rec (2006)2

 

 

отказе от предусмотренного еще предыдущей концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы 1996 г. разукрупнения колоний; отказе от преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры.

Вместе с тем, эта благоприятная ситуация –безусловно временная, связанная, в первую очередь, с демографическими процессами, так как других объективных причин для снижения подростковой преступности в стране нет. Сокращение числа колоний отдаляет место отбывания наказания от места жительства несовершеннолетнего, что приводит к ослаблению одного из важнейших социализирующих факторов в условиях изоляции-контакта с семьей (уменьшается число свиданий, посылок от родных, выезда за пределы колонии во время отпуска и др.) В условиях огромной территории существенно возрастают сроки этапирования.1

Дальнейшее развитие мер профилактики рецидива должно быть

_______________________________________________

1 Лишь 7% воспитанников воспользовались возможностью выезда за пределы ВК во время ежегодного оплачиваемого отпуска. См. Организационно-правовое, психолого-педагогическое и социально-экономическое обеспечение Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: современное состояние и перспективы, том 2, Рязань, Академия ФСИН, 2011, с.217

связано с увеличением «веса» социальной коррекции; применением лишения

свободы в качестве крайней меры и в течение оптимально-необходимого периода времени; расширением перечня видов уголовного наказания в отношении несовершеннолетнего за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы.

В зависимости от задач и объема полномочий в криминологической литературе принято выделять:

1.Специализированные органы, содержание деятельности которых образует предупреждение правонарушающего поведения именно лиц несовершеннолетнего возраста (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, воспитательные колонии Министерства юстиции Российской Федерации, специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Компетенция и участие этих органов в профилактике правонарушений подростков различны. Так, например, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) занимаются всеми ее

направлениями, включая координацию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. КДН наделены функциями контроля за исполнением законов в отношении несовершеннолетних. При нарушении действующего законодательства, интересов несовершеннолетних комиссии выносят представление об устранении выявленных нарушений и привлечении должностных лиц к ответственности. КДН в соответствии с их компетенцией применяют к несовершеннолетним меры воздействия. Как координирующий орган совместно с органами управления образования изучают и анализируют работу педагогических коллективов учебных заведений, подразделений по делам несовершеннолетних; совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, оказывают таким лицам содействие в трудоустройстве; рассматривают материалы о правонарушениях несовершеннолетних.

Самый большой объем и разнообразие функций выполняется согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики» подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, обеспечивающими профилактическую работу с различными категориями подростков и их родителями на всех уровнях специального предупреждения1. Основными направлениями рассматриваемой деятельности является:

1.1. Выявление и устранение неблагоприятных условии жизни и воспитания до отражения их на поведении и формировании взглядов несовершеннолетних. Для этого применяются меры: по компенсации недостатков воспитания в семье; оказанию государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в интернат, устройство на работу или учебу); осуществлению

контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечивать интересы правильного развития указанной категории лиц; предотвращению формирования контингентов с ослабленными позитивными социальными связями; устранению недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних; организации правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих несовершеннолетних;

1.2. Нейтрализация источников, отрицательно влияющих на несовершеннолетних, формирующих девиантную позицию личности и

способствующих совершению преступлений. Данное направление осуществляется мерами воздействия на родителей несовершеннолетних;

___________________________________________

1 см. «Инструкцию по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденная приказом МВД России от 15.12.2013 № 845

изъятием подростков из отрицательно влияющей на них семейной обстановки; применением к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, наркоманию и иные противоправные деяния, соответствующих мер;

1.3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на несовершеннолетних с социально отклоняющимся поведением осуществляется путем воздействия на несовершеннолетних, противоправные взгляды которых, еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных поступков, а также лиц с достаточно выраженной асоциальной позицией личности, совершающих правонарушения, не носящие преступного характера. Кроме того, осуществляется индивидуально-профилактическая работа: постановка на профилактический учет; меры воздействия со стороны общественности; административные, гражданско-правовые и принудительные меры воспитательного характера.

2. Правоохранительные органы, деятельность которых включает в том числе профилактику преступности несовершеннолетних. Согласно Федеральному закону «О полиции» сотрудникам подразделений органов внутренних дел (службы участковых уполномоченных, патрульно-постовой службы, уголовного розыска, подразделения дознания и следствия) предписывается: принимать участие в розыске без вести пропавших несовершеннолетних; розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Деятельность органов внутренних дел в рассматриваемой сфере регламентируется и приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, основные направления, формы и методы предупреждения преступности, регламентированы «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», утвержденной приказом МВД России от 17.01.2006 №19 в ред. от 20.01.2016. В этой Инструкции подробно перечислены все подразделения ОВД, обязанные заниматься профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также указаны направления их профилактической деятельности. Например, наряды патрульно-постовой службы обязаны предупреждать правонарушения несовершеннолетних на улицах, на транспорте и в других общественных местах; доставляют подростков в состоянии алкогольного и наркотического опьянения в дежурную часть территориального органа внутренних дел выявляют группы несовершеннолетних асоциальной направленности, устанавливают места их концентрации, выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений.

Широкими полномочиями в рассматриваемой сфере1 обладают участковые уполномоченные; в их компетенцию на вверенной территории

входит: разобщение асоциальных групп молодежи контроль за несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, проведение вместе с сотрудниками этих подразделений профилактической работы с неблагополучными семьями.

3. Органы, выполняющие функции предупреждения правонарушений несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности; например, органы здравоохранения (учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества)

Среди множества субъектов профилактики этой группы органов следует особо выделить органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную ________________________________________

1 См. Федеральный закон от 14.10.2014 № 145-ФЗ в ред. 28.06.2017 «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ в ред. 18.06.2017 «О полиции»; Приказ МВД России от 17.01.2006 №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждении преступлений»; Приказ МВД России от 29.01.2008 №80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»; «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции», утвержденное приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166

деятельность. Эти органы осуществляют в процессе обучения и воспитания детей общее, а также специальное раннее предупреждение (выявление неблагополучных семей, учет несовершеннолетних, не посещающих школу без уважительных причин и др.)

В соответствии с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Минобрнауки России осуществляет функции в том числе в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики.1

Вопросы деятельности образовательных учреждений (включая деятельность по профилактике правонарушений учащихся) регулируются как федеральным законодательством, так и нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Например,

согласно ст.15 Закона г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»1 данные

учреждения:

-создают условия для индивидуальной медико –социальной и психолого- педагогической диагностики детей с проблемами в развитии обеспечивают их обучение в различных видах образовательных учреждений;

-оказывают психолого-педагогическую помощь родителям (лицам, из заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;

-обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

________________

1 Закон г. Москвы от 07.04.1999 № 16 (в ред. 12.07.2017)

- осуществляют выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принимают меры по обеспечению получения ими основного общего образования.

Согласно ст.14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации, осуществляющие образовательную деятельность также обязаны:

-выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В целях предупреждения правонарушающего поведения учащихся руководители и педагогические работники органов управления

бразованием и образовательных учреждений имеют право (ч.4 ст.14):

-посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, с их родителями или иными законными представителями;

-запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

Данные полномочия необходимы для выяснения обстановки, в которой рос и воспитывался несовершеннолетний, причин антиобщественного поведения, других сведений, необходимых для программы индивидуальной профилактической работы.

Главное условие эффективности широкой и разноплановой профилактической деятельности образовательных органов – работа в координации с самыми разными министерствами и ведомствами (здравоохранения и социального развития, труда и социальной защиты, внутренних дел и др.) и органами управления различных уровней.

Делаются первые шаги по созданию системы восстановительной юстиции, гарантирующей восстановление и защиту прав потерпевшей стороны при непосредственном участии делинквента. Основные цели концепции восстановительной юстиции –создание гуманных и безопасных условий для социализации детей и подростков, включая подростков- правонарушителей.1 Утверждена «Концепция развития до 2017 г. сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».1 Головная организация системы служб медиации- Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт медиации», находящегося в ведении Минобрнауки Российской Федерации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует свою структуру служб медиации за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов.

В криминологической литературе получило распространение выделение групп мер предупреждения преступности несовершеннолетних по масштабу.

_____________________________________

1 Федеральный закон РФ от 23.07.2013 № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

 

Меры общефедерального уровня направлены на создание оптимальных условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с учетом всех особенностей его социального статуса.

Региональные меры предупреждения строятся с учетом специфики местных условий – социально-экономического положения региона и др. Меры данного уровня все чаще реализуются в рамках региональных программ предупреждения преступности несовершеннолетних.1

Меры предупреждения индивидуального преступного поведения применяются в соответствии с общими рекомендациями по индивидуальной профилактике преступлений, но учитывают особенности социальной среды и личности несовершеннолетнего.

Ниже отмечалось, что Москва стала одним из первых субъектов, где после подписания Президентом Российской Федерации «Национальной стратегии» были разработаны региональные документы «Московские дети»- стратегия действий в интересах детей в г. Москве и план мероприятий по реализации «Национальной стратегии» в г. Москве на 2013-2017 г.г. В этом документе подчеркивается необходимость концентрации действий на наиболее болезненных аспектах положения детей, «нуждающихся в особой заботе государства»; предусматриваются меры профилактики социального неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности; меры социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу административного и уголовного судопроизводства.

В Москве действует Закон «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»,2 устанавливающий задачи, порядок образования и деятельности комиссий и их полномочия. Систему комиссий в г.Москве составляют: Московская городская межведомственная

_______________________________________

1 Забрянский Г.И., Савинкова Е.Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних, М.,1996

2 Закон г. Москвы от 13.04.2005 №12 в ред. 07.05.2014 №27

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляемая заместителем Мэра Москвы; окружные комиссии; районные комиссии.

Эффективно работают аппараты Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и Комиссии Общественной палаты г. Москвы по социальной защите, делам семьи и молодежи.

В Департаменте социальной защиты населения г. Москвы действуют служба экстренной социальной и психологической помощи несовершеннолетним и их родителям и Московская служба психологической помощи населе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: