Общение в эпоху Возрождения.




Развитие ролевого и интерперсонального общения можно описывать, прежде всего, на материале западноевропейской культуры и ее аналогов (североамериканской, российской и других культур). Продолжающие существовать до наших дней типы традиционной культуры и функционального общения (например, архаические культуры Африки, скотоводческие культуры Монголии, традиционные культуры исламских стран) ничем существенным не отличаются от уже описанных выше соответствующих исторических типов культуры и общения.

Креативная культура в эпоху Возрождения окончательно отменяет жесткие коды общения. Символические каналы общения существенно изменяются благодаря книгопечатанию, а практические — благодаря развитию транспорта. Постепенно доминирование символических каналов снимается. Эволюция символических каналов приводит к возникновению периодической печати, а эволюция практических — к возникновению волновых средств связи и скоростного транспорта. ХХ век — период, ознаменовавшийся в истории каналов и кодов общения, прежде всего, изобретением компьютера и глобальных компьютерных сетей, с помощью которых оказалось возможным объединить практические и символические каналы общения и сделать их содержание фактически безграничным.

Развитие общения в истории креативной культуры И.Докучаев делит на три этапа. 1. — становление ролевого общения в эпоху абсолютизма, 2. — становление интерперсонального общения в эпоху романтизма и позитивизма, 3. — кризис ролевого и интерперсонального общения вэпоху массовых коммуникаций.

В эпоху Возрождения гибель традиционной культуры и утверждение креативной становятся необратимыми процессами. В контексте этих процессов возникают и характерные для креативной культуры формы общения — интерперсональное и ролевое.

Становление интерперсонального общения связано с культурой ренессансного гуманизма, ее научным диспутом и художественным творчеством. Именно эти сферы культуры, в первую очередь, не могли развиваться и существовать без индивидуализации творческих экспериментов и поисков истины. Но индивидуализация в это время не означала десоциализации, наоборот, она предполагала диалог личностей.

Становление ролевого общения было связано с изменением политической ситуации средневековья, с установлением доминирующей роли в структуре культуры городов, с их торговлей и промышленностью. Борьба феодалов и буржуа закончилась победой последних, в силу чего общество прошло первую фазу своей демократизации, связанную с расшатыванием феодальной иерархической зависимости и сословной непроницаемости. Это расшатывание заключалось в увеличении социальных функций, которые мог выполнять человек, приведшим в конечном итоге к выбору функций и ролей.

Религиозное общение в процессе реформации также приобрело свойства ролевого. В общении между Богом и человеком были устраненыпосредники — церковь и священное предание. Однако полное устранение посредников и каналов религиозного общения приводило к атеизму, поэтому в конечном итоге они были сохранены, но упрощены и рационализированы. Рационализация церкви привела к ее десакрализации.

Семейное общение также претерпело модификации, характерные для кризиса традиционной культуры. Они заключались в персонализации семейных отношений, основанных, правда, на ценности не столько личности, сколько эффективного продолжения рода.

Ряд контекстов эпохи способствовал сохранению традиционных форм функционального общения. Культуры, на которые продолжало оказывать влияние католичество, сохранили религиозное функциональное общение почти без изменений.

Политические процессы демократизации в эпоху Возрождения не привели к каким-либо существенным результатам, наоборот, наблюдается централизация феодальных государств и рождение абсолютистских монархических режимов даже в условиях средневековых республик (наиболее показательный пример здесь — перерождение флорентийской олигархической республики в монархию — герцогство Тосканское). Однако эти новые монархические режимы уже не сохранили прежнее функциональное социально-политическое общение, оно превратилось в ролевое.

Некоторые виды деятельности, например, промышленное производство в связи со специализацией и профессионализацией труда перестали сопровождаться общением; таким образом, производственное общение заметно сократилось. Однако рождение науки и светского искусства привело к возникновению и широкому распространению интерперсонального,педагогического, научного и художественного общения.

Художественное и научное общение Ренессанса — важнейший контекст возникновения интерперсонального общения.

Изначально — в традиционной культуре — и автор, и реципиент представляют собой коллективного субъекта, процессы творчества и восприятия строятся в соответствии с освещенными традицией социокультурными образцами. Автор или неразличим (то есть полностью соответствует образцу), или скрывается за различными "авторитетными" псевдонимами (например, Дионисия Ареопагита, Плутарха) или допустимым плагиатом из "авторитетных" источников.

В эпоху Возрождения — автор рождается как претендующий на уникальностьтворец нового, представляющий только самого себя, вплоть до полного слияния со своими образами. Эпоха Возрождения и Нового времени оказалась периодом возникновения эталонов классического художественного общения, хотя оно впервые стало известно человечеству еще в античности.

Новейшее время, благодаря невероятному количественному росту уникальности и ее потребления, автор вновь типизируется в контексте массовой культуры, прячет свою уникальность в эпатаже или виртуозной стилизации мастеров прошлого; по выражению Р.Барта и М.Фуко, "умирает". Аналогичные стадии развития переживает и реципиент. Изначально он почти неотличим от автора, он сам — автор. Затем он резко противопоставляется автору и умаляется, во всем следуя его указаниям. Наконец, роль реципиента вновь возрастает вплоть до роли всемогущего заказчика и равноправного сотворца (в перформансе, в абстрактном или в функциональном искусстве)).

Художественное общение креативной культуры выделяется из религиозного общения традиционной культуры. В религиозном контексте художественное общение выполняло ряд важных и необходимых для существования религии функций. К концу средних веков общество осознает условность содержания мифа или ритуала, начинает видеть в сакральных участниках религиозного общения квазисубъектов и субъективированных объектов. Сакральный текст становится художественным.

Важно учитывать, что художественные произведения являются мировоззренческими картинами мира тех, кто создает и воспринимает эти произведения. Чтобы понять высказывание на неродном языке, недостаточно знать его синтаксис, морфологию, лексику, фонетику и стилистику; необходимо обладать знанием о мире, который представлен этим языком. Художественное общение, таким образом, является одной из важнейших форм диалога культур.

В эпоху Ренессанса возрождается научный и педагогический диалог. Знания теперь не только передаются в неприкосновенной целостности, но творчески осмысляются в совместном общении людей, ученых или учителя и учеников. Контексты обсуждения того или иного художественного произведения способствовали возникновению художественной критики, которая сформировалась окончательно только в эпоху Нового времени. Общение между частным заказчиком и художником — тоже результат культуры Возрождения.

Культура Возрождения — источник художественного, научного, педагогического и интерперсонального общения.

Культура Возрождения — плод городской культуры. Вместе с тем город был тогда весьма неоднородным социальным явлением, и, прежде всего, городскаяаристократия и интеллигенция были создателями и носителями ренессансной культуры, однако феодальная аристократия тоже приняла участие в этом процессе.

В эпоху Возрождения художественное общение асимметрично. Это значит, что доминирующим его субъектом (инициатором) является автор. Реципиенту художественного общения остается лишь творческое осмысление сделанного автором, а не действительное сотворчество; он лишен ответного слова. Это классический вариант монологического художественного общения.

Диалогическое художественное общение возникнет только в ХХ веке. Художественное общение является, прежде всего, интерперсональным, ибо представляет собой приобщение бытия уникальных личностей друг другу. Однако оно могло быть и ролевым, если автор использовал свое художественное творчество для дидактических целей, а реципиент в процессе художественной критики отстаивал точку зрения, характерную для той или иной социальной группы. Но в эпоху Возрождения художественное общение было преимущественно интерперсональным. Его асимметрия уравновешивалась глубокой внутренней диалогичностью и драматизмом художественных произведений. Подобной подлинности общенияхудожественных персонажей (столкновения и взаимообогащения их уникальных позиций), которая была открыта Ренессансом, история литературы и театра не будет знать вплоть до эпохи Романтизма.

Монологизм художественного общения Ренессанса также дополнялся диалогизмом ряда религиозно-художественных форм, прежде всего, карнавала, достигающего именно в данную эпоху наивысшего расцвета. На Руси был снят средневековый запрет на смех и пир с пляской. Вместе с тем, наличие ренессансных черт в русской культуре XVII века, которое подготовило появление в следующем веке петровское Просвещение, нельзя назвать Ренессансом, поскольку эти отдельные черты существовали в контексте средневековой по своему существу культуры.

Совершенно закономерным явлением персонализации является широкое распространение в живописи Ренессанса жанра портрета.

Возникает интерперсональное научное общение. Только в процессе усложнения и дифференциации научных знаний это общение из интерперсонального со временем станет ролевым (особенно в ХХ веке), и ученые будут представлять не свои, а "традиционные" точки зрения. Научные споры в эпоху Возрождения перестают быть лишаются жесткой формы; свободныеученые сообщества противостоят университетам, и не столько в последних, сколько в первых рождается новая наука. Возродившимся научным академиям, вроде флорентийской, было чуждо следование каким-либо правилам. Научноеобщение стало подлинным творческим поиском многих людей, сосредоточенным не только в настоящем, но и обращенным к прошлому, прежде всего, к истории человеческой культуры (гуманизм).

Прошлое стало восприниматься как равный современникам собеседник, а не как непререкаемый авторитет. Ценность прошлого для настоящего была переосмыслена: теперь она заключалась именно в его уникальности и неповторимости, а не в его непреходящем влиянии. Настоящее по-прежнему искало в прошлом ответы на свои вопросы, но теперь эффективность этого поиска стала зависеть от ощущения разницы между прошлым и настоящим. И нтерес к природе, возникший в пантеистической форме, имеет черты мифологического общения с ней как субъективированным объектом.

В основе всех форм описанного выше ролевого общения лежит повседневное интерперсональное самоцельное общение. Реабилитируется право на досуг, пир и праздник; а мы уже видели, что именно с этими формами связано рождение интерперсонального и ролевого общения.

Религиозная культура постепенно оттесняется на периферию культурных и политических процессов в Европе и России. В России ужесточились государственный контроль за церковью и борьба с ересями. Борьба Просвещения с религиозной культурой не могла привести к ее гибели. Положительным результатом борьбы стало утверждение светской культуры.

Семейное общение неимущих и малоимущих классов, однако, почти не изменилось; но и оно подверглось трансформирующему влиянию нового семейного общения аристократической и буржуазной элиты.

Ценность семьи была вновь поставлена под сомнение. Хотя традиционные требования семейной морали сохранились. Внебрачные и добрачные отношения, развод были запрещены и карались; супружеская верность, патриархальная семейная власть родителей и мужа над детьми и женой провозглашались незыблемыми ценностями. Вместе с тем, запрещенное считалось не только нормальным, но и необходимым условием социального престижа. Все это не только не скрывали, но даже стремились выставить напоказ, что находило всеобщее одобрение, если только дело не доводилось до публичного скандала. Протестантизм легализует разводы, но высокая стоимость не позволяла подчас воспользоваться ими; в таком случае существовала практика продажи жен, за выручку от которой можно было оформить развод. Впрочем, разводы не были редкостью даже в православной России.

Возник также институт брачных контор и объявлений; зачастую не выполнявшееся обещание вступить в брак было достаточным для вступления в половую связь, да и сам брак стал средством соблазнения, поскольку существовала мода на незаконную полигамию. Брак по-прежнему определялся сословными и имущественными интересами родителей супругов. Женщина по-прежнему была лишена большинства политических прав и зависела от мужчины. В социальных низах жизнь женщины ограничивалась кухней, детьми и церковью. В социальных верхах ее сферой деятельности стала теперь, однако, светская жизнь, а не семья и хозяйство. Основным, фактически официальным, занятием были многочисленные любовные связи. Любовь стала редкостью, ограничиваемой разумными и традиционными моральными требованиями, наслаждение же стало безмерным, техничным и хорошо оплачиваемым; лишь изредка наблюдается превращение игры наслаждения и флирта в любовь. Даже сословные границы оказывались прозрачными для любовниц и любовников, они могли происходить из самых низших сословий, но стать впоследствии предметом поклонения царствующих особ.

Между властью мужчины и поклонением его женщине возникло противоречие, приведшее к формированию множества извращений. Садомазохизм стал нормой половых отношений и "сущностью любви". Рафинированность наслаждения и безмерность его поисков приводили к многообразному, противоестественному и "беззастенчивому разврату", выработавшему даже образцы и технику. Ценность детей была поставлена под сомнение, ибо мешала осуществлению основной цели жизни — чувственным наслаждениям, отнимала время и силы.

Политическое и социальное общение наполнилось массой условностей и многообразных ролей, причем формы их считались требованиями вкуса и разума, а содержание полной бессмыслицей. Отношения при дворе превратились в сложнейшие церемониалы и осознавались всеми как хорошо отрепетированный спектакль. Вся жизнь выставляется напоказ и в особо организованных, даже театрализованных формах (позах).

Распространяются карточные игры и шулерство; жизнь начинает ощущаться как игра случая. Сохраняется любовь к зрелищу публичной казни. Между правящей верхушкой и социальными низами разверзлась пропасть презрения со стороны первой и непонимания со стороны последних. Этот раскол вызывал трагическое мироощущение у наиболее мыслящей части дворян; только военные события сближали представителей разных сословий. Иерархия социальных статусов диктовала иерархию отношений. Растет популярность дуэлей, легко уносящих множество жизней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: