Кризис ролевого и интерперсонального общения ХХ века.




Завершение развития интерперсонального и ролевого общения осуществилось в ХХ веке и сразу же вызвало их жесточайший кризис. Кризис общения сопровождался кризисом и других основных ценностей креативной культуры: личности, творчества и рациональности. Он стал возможен благодаря научно-технической революции, определившей огромный рост производительности труда и материального благосостояния.

ХХ век был также веком политической, экономической, информационной и культурной интеграции человечества. Возникли единая мировая культура и единое мировое сообщество. Однако этот век не нашел пока путей к диалогическому решению проблем интеграции. Она протекала в основном в обстановке конфронтации и унификации других культур под знаком евро-американских ценностей.

В обществе массового потребления особую роль стало играть художественное общение и его аналоги. Художественное творчество стало воплощением потребности ХХ века в ничем не ограниченном творчестве, с его новизной и оригинальностью, персонализмом и многозначностью, а также с его иррационализмом и аморализмом.

Налицо кризис одной из важнейших ценностей креативной культуры — личности и основанного на межличностных отношениях сообщества; каждый требует прав, но, кроме того, равноправия. Процесс персонализации породил невероятную свободу выбора норм поведения и ценностей; все они также были поставлены под сомнение.

Не стоит, однако, преувеличивать ценность культуры общения прошлого, поскольку в этой культуре было много такого, что кажется нам теперь жестокостью и зверством. Основная заслуга общества ХХ-ХХI веков — надклассовое рационализированное государство, ограничение насилия как пути решения проблем, защита прав меньшинств и личности, реальное всеобщее политическое равноправие и терпимость к инакомыслию, наконец, государственное и социальное внимание к проблемам человека.

Вместе с тем, и нынешнее общение далеко несовершенно, даже в сравнении со многими формами прежней культуры общения. Семьяисключена из основных ценностей и приоритетов человеческого поведения. Гедонизм и карьеризм не позволяют иметь много детей, а зачастую и вообще заставляют предотвращать их появление. Мать полностью захватила права на детей и создала новую структуру семьи. Современная семья — это отсутствие отца и зависимость матери от юристов и психологов, а точнее — от государства и различных социальных организаций. Теперь начинается эпоха борьбы отцов с этой новой формой дискриминации и за женские права, женственные мужчины больше времени уделяют дому и выполняют традиционно женские обязанности.

Впрочем, в ряде развитых стран, например, в Японии, этой проблемы не существует, семья сохраняет свой социальный престиж, нисколько не препятствуя карьере или физиологическим удовольствиям. Физиологические удовольствия не стали более ценными для самореализации, чем семья, и даже были облагорожены с помощью ряда традиционных социальных институтов. Институт гейш, к примеру, представляет собой совершенно особую форму общения полов, сочетающую самые разные аспекты взаимодействия людей, от отношений прибыли, до духовных контактов.

Одиночество оказалось судьбой не только личности, но и разных биосоциальных и культурных групп. Культ звезд достиг своего расцвета и теперь клонится к упадку, ибо нарушает принцип всеобщего равенства. Господствует культ желания и немедленного его удовлетворения, парализующий волю и порождающий пресыщение. Неспособность к общению привела к целому комплексу неврозов и проблем, таких, как социофобия, гендерные проблемы. В ХХ веке завершилась женская эмансипация, ушли в прошлое все формы патриархальной зависимости детей. Сексуальные меньшинства получили свободу и политические права. Их дискриминация и преследования были прекращены. Обзор разнообразных прав и законов, защищающих личность, женщину, ребенка от государства, работодателей, насилия занял бы много томов.

Вместе с тем, гомосексуализм стал одним из проявлений характерной для ХХ века формы социального разобщения, открытой К. Лэшом и названной им "нарциссизмом"; общение нарциссов уродливо в силу резкого преобладания в нем формальной стороны над содержательной. Нарциссы глухи к другим и даже к себе подобным, они отрицают какие бы то ни было социальные или моральные ценности, кроме безграничного индивидуализма и собственного превосходства за счет других. Самым ярким примером нарциссизма служат агрессивный феминизм с его идеей превосходства "женского начала" и агрессивный гомосексуализм с его пропагандой подобных связей, ставящих под сомнение само отношение между представителями различных полов. Еще одним видом нарциссизма явилось развитие миссионерского движения в ХХ веке, рост количества новых религиозных сект.

Впрочем, как показал Ж.-Ф.Лиотар, обособление людей друг от друга не является абсолютным и не приводит к гибели общество, поскольку без агонистической и комфортообразующей среды человек не может существовать. В атмосфере страха перед другим не может быть ни диалога, ни конфликта; всякая зависимость, даже эмоциональная привязанность ощущаются как гибель собственной свободы. В этих условиях утверждаются и распространяются новые социальные роли и категории участников общения: это юристы, защищающие наши права, и психологи, решающие наши проблемы. Общение и коммуникация с ними становится важнейшим видом ролевого общения ХХ века.

Безразличие к другому и страсть к удовольствиям поддерживает существование пороков прошлого, таких, как детская проституция, садо-мазохистская порнография и другие формы изображения насилия, вплоть до репортажей в СМИ.

В условиях кризиса рационализма общение с религиозными квазисубъектами вновь приобрело социальную значимость. То же следует сказать и о многочисленных неформальных молодежных объединениях, политических партиях, сепаратистских движениях.

Терроризм из адресного (направленного на конкретных политических или рядовых индивидов) превратился в массовый и слепой, завершив тем самым свою чудовищную эволюцию.

Только в ХХ веке связь человека и общества стала взаимосвязью. Политические и социальные институты были полностью перестроены в соответствии с идеями равенства всех перед законом и свободы; ни собственность, ни сословная принадлежность больше не создают социальной структуры.

Театральность и массовость — характерные черты политики тоталитарных и открытых государств. Общение государства и личности стало в открытом обществе чрезвычайно сложным процессом взаимной манипуляции и отчуждения. Государство изменило тактику. Теперь оно использует для достижения своих целей не принуждение, а обольщение. Обольщение — это сущность популизма; масса должна почувствовать, что лидер — ее часть и по происхождению, и по образу жизни. Обольщение изобретательно, ведь масса политически очень инертна и апатична, впрочем, ее можно возбудить и взнуздать, породить истерику или акции протеста.

В ХХ веке тоталитаризм обрел свои классические черты, которые только

угадывались в абсолютизме минувших веков. Налицо кризис еще одной ценности креативной культуры — рационализма. Чрезвычайно сильное (благодаря рационализированной технике) тоталитарное государство оказалось способным полностью подчинить себе (то есть своим лидерам) жизнь человека, общества и культуры; оно восстановило прежнее функциональное общение, но в основе этого общения лежала уже не традиция, а насилие. Террор (детальный запрет и массовое уничтожение) стал главным принципом нового общества и культуры.

Тоталитарное государство — явление, по существу, модернистское, ибо оно направлено на отрицание настоящего и устремлено к будущему и новому. Однако оно также всегда есть антимодернистское явление, поскольку представляет собой синтез креативно-персоналистского рационализма (с его технологиями) и традиционного коллективизма (с его идеологиями). Оно ориентирует общество в будущее, так или иначе используя прошлое.

В исламском фундаментализме прошлое играет наибольшую роль — основного идеала. В итальянском и немецком фашизме оно служит одним из идеалов. В советском и китайском коммунизме оно, на первый взгляд (то есть, содержательно или идеологически), вообще отрицается, но продолжает оказывать существенное влияние в формальном или технологическом аспекте, ориентируя рациональность на воссоздание коллективных традиций и способов контроля над их соблюдением.

Тоталитаризм — результат неготовности общества к демократии, ее преждевременности; фактически все демократии (кроме, пожалуй, американской) в той или иной форме пережили тоталитаризм, но в ранний период истории креативной культуры это было не столь болезненно (парламентская диктатура в Англии или абсолютизм во Франции), сколь это было в ХХ веке. Тоталитаризм — следствие и попытка разрешения политических и экономических противоречий раннего конкурентного капитализма, с его ориентацией на прибыль любой ценой и вызванной этим классовой борьбой. Демократия в странах с подобной экономикой кажется иллюзией, которой стоит пожертвовать ради экономической справедливости. Тоталитаризм всегда опирался также и на некоторые традиционные особенности культуры и общества, в котором он побеждал, но всегда грубо эксплуатировал и искажал их. Тоталитарное государство осуществляется во имя масс и массами, революционно или демократически. Массы получают даже определенные привилегии и льготы. Благодаря социально ориентированной политике, в СССР были действительно реализованы многие права человека: на труд, образование, жилище, отдых. Но эта реализация не имела характера диалог а между властью и людьми, а патерналистски регулировалась государством, то есть являлась своего рода подачкой сытому рабу. За эту любовь власти к массе масса воздает, со своей стороны, любовью к власти. После идеологической обработки масса приветствует даже собственное уничтожение, нисколько не осознавая этого. Однако массы страдают от тоталитаризма в первую очередь, ибо террор направлен против всех, а беззаконие в отношении к рядовым людям менее всего заметно и очень легко скрыть.

Возрождаются традиционные формы морали. Семья и дети объявляются непреходящими ценностями. Неизбежные и частые отклонения от норм надуманной и невозможной в креативном обществе морали преследуются так же, как и политические преступления. Ханжество подобной морали вполне очевидно из следующего характерного примера: в СССР 7 апреля 1935 г. был введен уголовный закон, предусматривавший смертную казнь за политические и уголовные преступления для "лиц", то есть детей, достигших 12 лет. Свое беззаконие тоталитаризм склонен оправдывать либо лживой и казуистической идеологией, либо ссылкой на чрезвычайные ситуации.

Ряд социальных и национальных меньшинств и категорий населениятоталитаризм попросту уничтожил в соответствии с той или иной идеологией. В Германии уничтожались евреи, цыгане, гомосексуалисты, умственно неполноценные, коммунисты. В России промышленно-торговая, финансовая и сельскохозяйственная буржуазия, аристократия, большая часть духовенства, политически неблагонадежные народы (немцы, татары, евреи, чеченцы). Уничтожению подвергались враги лучшего и высшего, низшие сорта людей, недостойные совершенного общества справедливых рабочих, правоверных мусульман или благородных арийцев. Борьба с врагом консолидировала массу и придавала ей чувство собственной силы и значимости.

Тоталитарное государство сформировало особые контексты как внешнего (межкультурного), так и внутреннего общения. Тоталитаризм всегда увеличивает военную напряженность, ведет политику изоляционизма и провокаций в международных отношениях и формирует образ врага, шельмуя всех реальных или потенциальных критиков и конкурентов. Запрещаются все свободные контакты с внешним миром, даже эмиграция.Война становится основной формой взаимоотношений с другими странами. ХХ век известен своими печальными военными рекордами. Войны стали мировыми, а число их жертв стало сопоставимо с числом выживших.

Художественное общение также функционализируется. Главное его свойство — это несвойственные художественному творчеству в контексте креативной культуры идеологические функции, к которым сводится все содержание произведения и его потребление. Роль реципиента снижается, в тенденции — до его полного превращения в коммуницирующего адресата, усваивающего готовые схемы. Вырабатываются эталоны художественных произведений и каноны творческой практики; на художественные произведения даются государственные заказы. Создаются институты управления и контроля над соответствием реальности этим эталонам и канонам, борющиеся со всеми отклонениями от них (в Италии — это фашистская академия, в Германии — Имперская палата изобразительных искусств, в СССР - министерство культуры, в Китае — Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства). Борьба с художниками, отклоняющимися от заданных норм, носит характер политической травли: как обычно, используется запрет и физическое уничтожение произведения и его автора. Еще больше талантов было изуродовано. Вместо них мастера официального искусства издавались невероятными тиражами, всеми способами навязывались публике, а их мнимые достоинства обосновывались философами и критиками в качестве вечных ценностей.

Наконец, кризис коснулся и еще одной ценности креативной культуры — творчества. Творчество всегда было теснейшим образом сопряжено с общением. Массовая и элитарная культура — продукты разобщающеготворчества.

Массовая культура — своеобразная модификация народной культуры, синтезированной с городской. Однако на смену народу, объединенномутрадициями, пришла масса, объединенная модой на потребление и изготовление потребляемого. Потребление это диктуется своим средниммассовым стандартом. В основе такой усредненности лежат примитивныеформы, способные удовлетворить и стимулировать спрос огромного количества разных людей, а также снизить высокое и уравнять обыденное и исключительное. Это факты, вызывающие сильное физиологическое возбуждение (ужас и эротика), сильный смех (причем не сатирический, а юмористический), чувство безопасности и комфорта, обладающие социальным престижем и подобными ему модными "ценностями". Все, не соответствующее массовому вкусу, чувствующему себя совершенным, упраздняется. Массовый человекне творец, но бесцеремонный эксплуататор чужого творчества. Массовый человек, как показал Х.Ортега-и-Гассет инфантилен и одновременно агрессивен, его свобода в силу ее абсолютности саморазрушительна и аморальна, поскольку суть морали в сознании служения и долга.

Массовая культура порождает и особые формы общения. Субъекты и содержание подобного общения отвечают требованиям ценностей массовой культуры. Список новых ценностей массового общения включает: абсолютный индивидуализм и релятивизм,гигантоманию и одновременную страсть сводить любую исключительность к повседневному, утилитарному и усредненному бытию; любовь к ужасному и физиологическому (эротика), комическому и живописному, комфортабельному и декоративному, разнообразным развлечениям и удовольствиям, быстрой смене моды. Рационализм постепенно был подменен его модификацией — конвенционализмом. Массовый человек зауряден, он ни с кем не считается, порождая новую форму дикости, поскольку одичание — процесс разобщения. Подобно тоталитарному обществу, массазабывает и переиначивает свое прошлое, уничтожает технику диспута, осмеивает скрупулезность доказательств и профессиональную подготовленность. Массовый человек — прежде всего эгоистичный потребитель, а потребление чуждо как подлинному общению, так и подлинному бытию; ведь подлинное бытие — это общение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: