Рационалистический дух эпохи вызвал ряд попыток рационально обосновать сложившуюся ситуацию. В Европе и в России возникла концепция просвещенной монархии. Вместе с тем, многие начали оценивать сложившуюся ситуацию, как глубоко несправедливую. Народные бунты, получив рациональное обоснование и управление, превратились в революции. Мнение многих исследователей о сущности революций в том, что она заключается в смене господства традиционной культуры господством креативной, с присущей ей капиталистической экономикой. Революция — медленная или внезапная, мирная или военная — начало длительной борьбы творческой личностипротив традиционного общества.
Революция породила такую форму взаимоотношений между людьми, как террор. Террор мог быть индивидуальным, групповым или государственным. Это крайняя форма объективации субъекта, превращения его в средство достижения самых разных целей, соответствующих как системе ценностей традиционной, так и креативной культуры. Террор — это, прежде всего, тайные или явные, мероприятия, связанные с насилием, убийством, захватом заложников и шантажом, запугиванием людей, лишенных возможности адекватного ответа, созданием обстановки массовой истерии. В прошлом заложниками становились дети князей и ханов, а иногда и сами вельможи, в Новое время заложником может стать каждый, поскольку ценность любого человека для шантажируемого государства и общества абсолютна.
В изучаемый период сословное общество еще сохранялось, и зачастую террор был ориентирован направящее сословие. Однако жертвами его могли стать все.
Террор был возможен в условиях диктатуры или нового тоталитарного государства, созданного победившей революцией и основанного уже не на рационализации традиционной культуры, а на традиционализации креативной (в форме возрождения религиозных или в форме создания каких-либо аналогичных им светских норм поведения).
|
Террор в тоталитарном государстве — способ добиться согласия и навести порядок в разбалансированном революцией обществе. Тоталитаризм для своей защиты и консолидации общества всегда приводил к культурномуизоляционизму,поискам врагов за пределами собственного государства. Среди узурпаторов власти казни соратников были чрезвычайно распространены. Отказ от методов революции и террора привел к воплощению в жизнь различных утопических социальных проектов. На протяжении всего нового и новейшего времени будут возникать общины людей, которые, основываясь на ценностях традиционной или креативной культуры, будут объединяться в поисках подлинной и достойной человека жизни. Однако утопизм, искусственность и нежизнеспособность подобных объединений лишит их возможности длительного существования.
Но не только утопизм явился альтернативой революции, ее альтернативой было формирование парламентской демократии и политических партий, представлявших интересы различных слоев населения республики в законодательных и исполнительных органах власти и вырабатывавших в ходе диалога совместную позицию, консолидирующую общество.
В XIX веке происходит становление основных форм интерперсонального общения. В соответствии с основными установками победившей креативной культуры права личности на власть в обществе и частную жизнь должны были стать незыблемой основой новой жизни. Но реальность опровергала идеал. Фактически декларируемые права в своей реализации зависели от имущественного статуса их субъекта. Да и привлекательность дворянских сословий и их политическая роль не были утрачены.
|
Публичная жизнь теперь уже не доминировала, основной ценностью стала семья. Семейное общение строилось на иных основаниях, чем прежде. Теперь все формы традиционной морали (запрет внебрачных и добрачных связей, развода) обосновывались личностными ценностями. Нарушение этих запретов рассматривалось как нравственная распущенность, ибо утверждало неспособность быть человеческой личностью и достойным членом общества. Само мышление в категориях запрета и нормы сохранилось, хотя изменилось их содержание. Запреты достигли даже небывалых пределов. Фактически вся половая сфера не подлежала никакому общественному обсуждению. Сословное и имущественноесодержание брака фактически продолжало господствовать над утверждаемым идеалом брака по любви. Протест против брака по расчету и традиции привел к отрицанию брака как такового или к внебрачным и добрачным связям и лицемерию. Права женщины в век позитивизма и романтизма мало кто отрицал. Впервые женщина стала человеком. Но фактически институтов реализации прав женщины так и не было создано.
Изменилось отношение к детям. Наконец, сформировалась концепция детства. Ценность материнства и детей вновь стала высокой, однако они чаще рассматривались только как наследники; возникло рациональное планирование человеческого воспроизводства. Использование детского труда только возросло, причем иногда дети выполняли самые тяжелые обязанности взрослых.
|
Политическое и социальное общение в указанную эпоху характеризуется уже отмеченной двойственностью, расхождением между действительностью и видимостью. На уровне закона или идеала политические права были предоставлены всем. Фактически любые права могли реализовать только аристократы, буржуа и подконтрольная им бюрократия; протекция оставалась важнейшим способом занятия государственных должностей. Причем стремление стать аристократом только усилилось, ибо они продолжали доминировать в управлении государством и армией, а их среда — высший свет — продолжал оставаться замкнутым и притягательным пространством. Двор также продолжал иметь политическое значение, хотя оно шло на убыль. Основная масса населения оставалась бесправной. Отношения между людьми стали определяться выгодой, превратились в товар, их деформировала жестокая конкуренция, провозгласившая стремление к успеху основной ценностью и целью нового образа жизни, перед достижением которой даже ценность другой личности превращается в средство.
Хотя большую часть времени посвящали игре в карты, визитам и, прежде всего, сплетням, время, отдаваемое досугу и развлечениям, заметно сократилось, зачастую рабочий день не имел границ не только для рабочих, но и для их хозяев. Развлечения (спорт, трактиры, танцы, балы, театр, охота, курорты) стали стереотипными или рафинированными, элитарными, игнорирующими массовую культуру или заведомо ориентированными на борьбу с ней.
Предельно усложняясь или упрощаясь, содержание художественного общения выхолащивалось и, по словам Х.Ортеги-и-Гасета, "дегуманизировалось ". Характерный факт художественного общения конца XIX века — формирование "культа звезд", достигшего апогея своего развития в следующем веке: актеров, художников, политиков, то есть публичных людей, ставших атрибутом любого заметного в обществе события и являющихся предметом поклонения и ориентиром подражания для многих поклонников массовой культуры.
Такие "звезды" зависели от стереотипов меняющейся моды и законов коммерции; они либо изначально не имели ничего общего с уникальностью подлинно творческой личности, либо, оказавшись "на небосклоне", лишались ее, скрывали, или даже превращали в своего рода стереотип. Отношения между "звездами" не напоминали взаимодействие, скорее это была конкуренция.
Но сохранились и традиционные формы художественного общения. Более того, в этот период они приобрели классический вид, их содержание стало одновременно подлинно высоким и доступным самой широкой аудитории. Было образовано множество творческих союзов, члены которых пытались совместно выработать программу собственного творчества и противопоставить ее программам других творческих союзов.
Имущественное расслоение общества чрезвычайно выросло, богатство буржуа постоянно росло. Нищета и бесправие огромной массы рабочих были доведены до предела. Фактически условия труда (низкая и невыплачиваемая заработная плата, тесное и убогое жилье, грязное рабочее место) превращали человека в машину, работающую только ради продления собственной службы. В таких условиях жестокость в отношениях между рабочими, убийства и насилия стали обычными явлениями.
Однако сложность процесса производства требовали от рабочих высокой профессионализации, специализации и образования. Это способствовало росту их политического самосознания и консолидации. Возникло множество политически влиятельных интернациональных рабочих движений, партий и профессиональных союзов. Многие из них представляли собой террористические группы с чрезвычайно жесткой организацией. Отношения между представителями подобных организаций были чрезвычайно противоречивыми. Они складывались из настоящей солидарности, доходившей до жертвенной самоотверженности во имя другого, и одновременно из немилосердной жестокости,доходившей до убийства в качестве возмездия за ту или иную ошибку. Количество революций достигло своего предела. Классовая борьба в этот период носила крайне жестокий, военный характер. Участники этой борьбы изменились, былые враги — буржуазия и аристократия — объединились перед лицом значительной угрозы со стороны рабочих движений. Наметились контуры его будущего кризиса в ХХ веке, появились ростки анархизма.
В свою очередь интерперсональное общение стало достоянием широких слоев населения. Оно вышло за пределы характерных для него в прошлом форм досуга и стало более распространенным и углубленным. Жажда творческого самовыражения сделалась стимулом развития культуры. Рост самосознания личности привел к тому, что большое значение приобрело внутрисубъектное общение. Косвенным показателем индивидуального отношения к своей судьбе стал небывалый страх смерти и противоположный ему, но такой же значительный рост количества самоубийств.
Семейное общение стало интерперсональным. Однако в условиях раннего конкурентного капитализма многие духовные и материальные ценности и формы общения оказались недоступными для большинства населения. Они фактически были только идеалом и программой для будущего претворения их в действительность. Отчуждение людей во всех формах общения, особенно в производственном общении, достигло своего апогея.