преступление несовершеннолетний криминалистический уголовное дело
Особенность процессуальной регламентации ведения предварительного следствия по делам несовершеннолетних определяет специфику тактики и проведения следственных действий, а также своеобразие методов воздействия на несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Уголовно наказуемые действия несовершеннолетних и оставленные ими следы отличаются от действий и следов взрослых преступников. Квалифицированный осмотр места происшествия в большинстве случаев позволяет определить, что данное преступление совершено подростками. О совершении криминального деяния несовершеннолетними могут свидетельствовать: а) способ его совершения, размеры произведенных разрушений (небольшое отверстие или пролом, через которое преступники проникли в помещение, оставление различных надписей на стенах, потолке помещения, небольшой вес, количество похищенного - все это свидетельствует о том, что преступление совершено подростком (подростками)); б) характер похищенных объектов (подростки проявляют повышенный интерес к радиотоварам, сладостям, сигаретам и т.д. Иногда на месте совершения преступления они оставляют более ценные вещи по сравнению с похищенными); в) наличие непоследовательности в действиях преступников (как правило, несовершеннолетние не продумывают подробные детали плана совершения предстоящего преступления. Повреждение предметов, не вызванное необходимостью, излишняя разбросанность вещей на месте кражи и другие действия характерны для озорства несовершеннолетних); г) особенность оставленных следов (на месте происшествия могут быть оставлены надкусанные конфеты, печенье, яблоки и другие продукты. Определить, оставлены обнаруженные следы подростками или взрослыми, можно по их размеру. Однако надо учитывать, что они могут быть оставлены и женщинами).
|
Характерные особенности тактики наиболее ярко проявляются при допросе несовершеннолетнего, имеющего свою специфику, обусловленную возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому допрос несовершеннолетних обставлен дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность, а процесс его проведения - особыми тактическими приемами, разработанными криминалистикой [4, c.113].
В уголовно-процессуальном законе нет указания, с какого возраста можно допрашивать детей. Следственная практика выработала правило, по которому ребенок может быть допрошен независимо от возраста, если предмет допроса ему понятен и он не является умственно отсталым.
Цель допроса несовершеннолетнего - получение от него показаний, которые объективно отражали бы действительность, обстоятельства, подлежащие доказыванию в процессе следствия. Но не нужно упускать из виду и воспитательный момент, по возможности способствовать смягчению отрицательного воздействия обстановки допроса на неустойчивую психику несовершеннолетнего. Соблюдение этого правила особенно важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Психика ребенка, испытавшего потрясение, не должна быть травмирована еще и неумелым ведением расследования.
Специфика допроса несовершеннолетнего проявляется в его подготовке, в той обстановке, в которой он проводится, в форме вопросов, задаваемых несовершеннолетнему, а также в процессуальном оформлении результатов. Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, помимо изучения общих вопросов, характерных для подготовки к допросу взрослого свидетеля, изучает среду, в которой живет и воспитывается обвиняемый, точно устанавливает его возраст, определяет, кого пригласить для участия в допросе.
|
В допросе несовершеннолетнего участвовуют: педагог, родители или другие законные представители обвиняемого. Педагог приглашается к участию в допросе как лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии [8, с.102].
Готовясь к допросу несовершеннолетнего, желательно выяснить анкетно-биографические сведения о допрашиваемом; данные о лицах, воспитывающих его, и морально-психологический климат в семье; сведения о внешнем окружении, знакомствах допрашиваемого и связях; отношение его к учебе и труду; характер, увлечения и привычки подростка; наличие поощрений, взысканий и правонарушений; физическое и психическое состояние здоровья; способность его правильно воспринимать явления и события, давать о них достоверные показания.
Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания. А то обстоятельство, что следователь выясняет не только отрицательные, но и положительные стороны несовершеннолетнего, характеризует следователя как объективного человека и способствует установлению между следователем и допрашиваемым психологического контакта [6, с.125].
|
Важными элементами подготовки к допросу подростков являются решение вопроса о способе вызова несовершеннолетнего, о месте его допроса и создание оптимальной обстановки для проведения этого следственного действия. Лица, не достигшие шестнадцати лет, вызываются на допрос, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допускается лишь в тех случаях, когда он вызван обстоятельствами дела. При этом следует сократить время между получением извещения и вызовом на допрос, что позволит избежать возможного разговора несовершеннолетнего с родителями, товарищами или соучастниками о факте вызова.
Допрос несовершеннолетнего характеризуется определенными тактическими особенностями:
непродолжительностью допроса (ст. 134 УПК);
выбором правильного тона (недопустимы как суровость и сухость, так и панибратство или заискивание);
объективностью следователя, что способствует установлению психологического контакта с подростком;
проведением вступительной части допроса в форме беседы;
выяснением, кто из взрослых уже беседовал с подростком по существу дела и о чем конкретно;
максимальным упрощением (детализацией вопросов, расчленением событий на ряд составляющих);
фиксацией показаний подростка после завершения его рассказа;
использованием в качестве дополнительных средств фиксации показаний звукозаписи, видеозаписи, киносъемки, что позволит более полно отразить результаты допроса.
Несовершеннолетние допрашиваются с наименьшим разрывом между произошедшим событием, фактом и допросом, так как дети быстро забывают все, что наблюдали бегло, и поэтому могли не понять происходившее. Но ребенка, находящегося в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, в состоянии упадка душевных сил, апатии, следует допрашивать после того, как он успокоится.
Вежливое и культурное обращение на понятном несовершеннолетнему языке, ровный и спокойный тон следователя - необходимые условия допроса. Ведется он таким тоном, каким обычно педагог ведет разговор со своим учеником. Не следует подделываться под так называемый детский язык. Дети остро чувствуют фальшивый тон, и следователь в их глазах теряет авторитет взрослого. Им всегда лестно, когда взрослые говорят с ними «по-настоящему», «по-взрослому» [7, с.512].
Установление контакта с несовершеннолетним - одна из основных задач следователя. Если можно надеяться на установление контакта со взрослым, допрашиваемым в процессе последующих допросов, то такая возможность при допросе несовершеннолетних исключается. Они недоверчивы к людям, к которым не прониклись сразу симпатией. Обстановка допроса должна располагать к откровенной беседе.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого проводится следователем только в присутствии защитника. Несовершеннолетнему должна быть оказана квалифицированная помощь в подробном и объективном разъяснении его прав, в уяснении фактической и юридической стороны обвинения. Присутствуя на допросе, защитник оказывает несовершеннолетнему помощь в реализации его прав, с разрешения следователя задает обвиняемому вопросы, направленные на выяснение причин и мотивов совершения преступления, условий его жизни и воспитания, наличия взрослых подстрекателей, всех положительных сторон личности несовершеннолетнего.
После допроса обвиняемого защитник с разрешения следователя может задавать вопросы подзащитному, делать замечания по поводу их правильности, ходатайствовать перед следователем о проведении других следственных действий с целью дополнительного сбора доказательств, приобщения документов, смягчающих ответственность обвиняемого либо положительно характеризующих его. При этом разрешение следователя надо понимать не как право следователя разрешать или запрещать защитнику задавать вопросы, а как право устанавливать момент, когда защитник эти вопросы может задавать.
Основными тактическими приемами допроса несовершеннолетних обвиняемых являются следующие:
демонстрация следователем своей осведомленности по делу и о личности допрашиваемого;
предъявление допрашиваемому доказательств;
детализация показаний и постановка контрольных вопросов [15, с.156].
Внешне эти приемы схожи с тактическими приемами, применяемыми при допросе взрослых, но по существу они отличны. Если допрашивается несовершеннолетний обвиняемый, вопрос о том, признает ли он себя виновным, целесообразно отнести на конец допроса, так как в противном случае этот вопрос может испугать допрашиваемого и ответ на него не будет логическим завершением, неизбежным выводом из всего допроса.
Помимо общих вопросов, присущих любому допросу взрослого обвиняемого, выясняется возраст (число, месяц, год рождения), условия жизни и методы воспитания (данные о родителях, обстановка в семье, ее жилищные и материальные условия, отношение допрашиваемого к учебе, труду и т. д.), причины и условия, способствовавшие совершению преступления, наличие взрослых подстрекателей и соучастников.
При допросе несовершеннолетнего, не признающего себя виновным, следователь должен убедить его в необходимости дать правдивые показания. Для этого ему разъясняется важность такого шага, устанавливаются и устраняются причины, мешающие обвиняемому сказать правду. А ими, как правило, являются ложная романтика, стыд перед товарищами и родителями, угроза со стороны соучастников. Следует отметить, что при допросе несовершеннолетних возможен самооговор и при этом гораздо чаще, чем при допросе взрослых. Поэтому следователю необходимо избегать проявления какого бы то ни было нажима, настойчивости.
Если несовершеннолетний обвиняемый на вопрос о том, признает ли он себя виновным, отвечает утвердительно, следователь проверяет, не вызвано ли это признание целью сокрытия другого преступления, совершенного иным лицом (чаще всего взрослым), не преувеличивает ли он свою роль в содеянном. Проверка достигается путем детализации показаний несовершеннолетнего обвиняемого, постановки перед ним контрольных вопросов, установления в ходе допроса таких обстоятельств преступления, которые может знать только лицо, действительно совершившее преступление. Следователь не должен ограничиваться признанием обвиняемым своей вины. Он обязан собрать доказательства, объективно подтверждающие показания несовершеннолетнего. С этой целью он устанавливает источник осведомленности, условия восприятия, психическое состояние обвиняемого [20, с.15].
Показания несовершеннолетнего не следует записывать по ходу допроса. Когда следователь начинает сразу записывать то, о чем он говорит, обвиняемый из страха и подозрительности ко всему происходящему начинает давать неверные показания. Запись показаний в протоколе должна соответствовать уровню развития ребенка, полно отражать его рассказ, стиль и выражения, свойственные несовершеннолетнему. Чтобы избежать в суде ссылок обвиняемого на то, что следователь в протоколе «не все» или «не так» записал, целесообразно дать прочитать ему самому, о чем делается отметка в протоколе допроса. Существенную помощь в дословной фиксации показаний несовершеннолетнего может оказать видеозапись.
Подготовка к очной ставке включает: изучение показаний, данных ранее лицами, между которыми предполагается провести очную ставку; имеющихся противоречий; личности несовершеннолетнего и второго участника очной ставки; характера их взаимоотношений; составление плана ее проведения; формулировку вопросов, определение последовательности их выяснения; определение очередности допроса участников очной ставки; выбор места и времени; подбор документов и вещественных доказательств, которые целесообразно предъявить в ходе очной ставки. Психологическая подготовка к очной ставке включает изучение особенностей отношений, существующих между допрашиваемыми лицами.
Важным моментом является выбор следователем лица, которое будет допрашиваться первым. Здесь возможны нижеследующие варианты: 1.Если в первоначальных показаниях одного лица содержится утверждение об имевшем место событии и факте, а в показаниях другого этот факт отрицается, то первым целесообразно допросить подростка, который утверждает, что факт имел место. 2.Целесообразно первым допрашивать то лицо, показаниями которого изобличается виновный. 3.Если очная ставка проводится по ходатайству кого-либо из ранее допрошенных несовершеннолетних, при определении очередности нужно исходить из содержания ходатайства [13, с.989].
По общему правилу первым на очной ставке должен допрашиваться несовершеннолетний, показания которого следователь считает более правильными, основанными на собранных по делу доказательствах.
Большое тактическое значение для расследования имеет выбор момента проведения очной ставки между несовершеннолетними. В одних случаях целесообразно проводить ее сразу после допроса, на котором выявлены существенные противоречия с другими показаниями. Это лишит допрошенного возможности повлиять на соответствующих лиц с целью изменения показаний, а внезапно проведенная очная ставка может способствовать получению от несовершеннолетних правдивых показаний. В других случаях, наоборот, не следует торопиться проводить очную ставку, чтобы избежать преждевременного осведомления допрашиваемых о показаниях друг друга.
В ходе очной ставки могут быть использованы следующие приемы: детализация показаний участников с целью обнаружения в них противоречий; предъявление доказательств; использование правдивых показаний ранее допрошенных лиц; повторение очной ставки; производство очной ставки на месте происшествия. Здесь могут быть использованы фактор внезапности, временная маскировка цели очной ставки, создание у недобросовестного участника преувеличенного представления об объеме и значении собранных по делу доказательств или, наоборот, сокрытие осведомленности следователя, привлечение к участию в очной ставке лица (родственника, педагога и т. д.), присутствие которого затрудняет допрашиваемому дачу ложных показаний.
Проведение очной ставки между несовершеннолетним и взрослым обвиняемым целесообразно проводить лишь тогда, когда нет оснований опасаться, что в результате отрицательного воздействия взрослого подросток изменит свои правдивые показания. Чтобы избежать внушения со стороны взрослого, на очной ставке со взрослым подростка целесообразно допрашивать первым. С еще большей осторожностью нужно проводить очную ставку между несовершеннолетним и взрослым обвиняемым из числа близких родственников. Опасность внушающего воздействия на подростка в таких случаях возрастает [17, с.598].
Предъявление для опознания производится в присутствии педагога, законного представителя или близких родственников несовершеннолетнего. Подготовка к проведению этого следственного действия включает: предварительный допрос несовершеннолетнего, которому будут предъявлены объекты для опознания; создание условий, максимально приближенных к тем, в которых подросток воспринимал объект; подбор объектов, в числе которых несовершеннолетнему будет предъявляться объект, интересующий следствие; подготовка научно-технических средств, которые целесообразно использовать в ходе опознания; привлечение специалистов для участия в предъявлении для опознания; психологическая подготовка несовершеннолетнего опознающего; подбор и инструктаж понятых; обеспечение охраны несовершеннолетнего от влияния со стороны опознаваемого.
Первоначальный допрос опознающего является важным условием качественного проведения следственного действия. Если он проведен полно, выяснены признаки опознаваемого объекта, условия восприятия, состояние органов чувств подростка, нет необходимости проводить специальный допрос. И, наоборот, если эти данные поверхностны или вообще не установлены, допрос перед опознанием необходим. Большую сложность для совершеннолетнего представляет восприятие отрезков времени, скорости движения различных объектов, размеров отдаленных объектов, внешности людей, оценка их возраста.
Существенным элементом подготовки к этому следственному действию является выбор условий, благоприятных для опознания. Необходимо, чтобы объекты были хорошо освещенными, чтобы их площадь позволила участникам предъявления для опознания совершить в случае необходимости определенные действия. Доказательственное значение результатов опознания во многом зависит от того, насколько правильно подобраны объекты, в числе которых будет предъявляться опознаваемый. Известно, что предъявляемых объектов должно быть не менее трех. Однако закон это требование не распространяет на случаи опознания трупов, уникальных вещей и других предметов. Чтобы избежать психических травм, не следует предъявлять малолетним свидетелям и потерпевшим труп или его части. Рекомендуется использовать в этом случае фотоизображения. Если несовершеннолетний затрудняется опознать предъявленные для опознания объекты, нужно посоветовать ему не торопиться, сосредоточиться, вспомнить, взвесить все известные фактические данные.
Обыск по делам несовершеннолетних проводится с целью изъятия вещественных доказательств по месту жительства или на рабочем месте. Ими могут быть орудия преступления, предметы, несущие на себе следы криминальных деяний или являющиеся продуктами противоправной деятельности; похищенное имущество, животные, документы, деньги или ценности; скрывающийся несовершеннолетний правонарушитель; спрятанный труп или его части; документы, указывающие на важные для дела обстоятельства; имущество и ценности, подлежащие изъятию для возмещения материального ущерба или обеспечения возможной конфискации; предметы, изъятые из гражданского оборота [4, с.265].
При обыске присутствует законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, приглашаются представители домоуправления, исполнительного комитета сельского или поселкового Совета депутатов, а при обыске по месту работы, учебы, в общежитии - представитель администрации, воспитатель.
Необходимыми элементами подготовки к обыску являются изучение места производства этого следственного действия, личности несовершеннолетнего или лиц, у которых предполагается его провести. Целесообразно при этом получить следующие сведения: возраст, место учебы или работы несовершеннолетнего; образ жизни, поведение в быту; склонности и увлечения; наличие родителей несовершеннолетнего, состав семьи, отношения в семье или режим работы; связи, знакомства; наличие судимостей.
Нужно также заранее узнать, подвергался ли несовершеннолетний ранее обыскам, чтобы легче было спрогнозировать его поведение.
Проводя обыск по делам несовершеннолетних, надо обращать внимание на причинную связь объекта и места его нахождения. Здесь может быть выявлено резкое несоответствие между характером найденных предметов и личностью обыскиваемого (например, предметы женского туалета у подростка). Способ хранения объектов может не соответствовать их назначению и характеру (деньги - в тайниках, дорогостоящие предметы - в мусорном ведре). Иногда может наблюдаться неправдоподобность объяснений обыскиваемого по поводу обнаруженных у него вещественных доказательств.
Задержание несовершеннолетнего должно производиться лишь в исключительных случаях и, как правило, в дневное время. При этом родителям либо законным представителям несовершеннолетнего сразу же сообщается о факте его задержания и о месте нахождения в данный момент. Самому несовершеннолетнему объясняются причины задержания, его права и обязанности.
Одним из условий результативности задержания является его внезапность. Чтобы задержать несовершеннолетнего преступника, необходимо точно установить место его нахождения. Бывают случаи, когда родители, желая оградить свое чадо от уголовной ответственности, скрывают его у родственников, знакомых, соседей или определяют в лечебное учреждение.
Задержание несовершеннолетнего осуществляется таким образом, чтобы не привлечь внимания заинтересованных лиц и не травмировать излишне психику подростка. Следует учитывать возможность оказания подростком сопротивления с применением оружия.
Заключение под стражу (арест) в отношении несовершеннолетних в качестве меры пресечения применяется лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления и при наличии оснований, указанных в законе [8, с.104].
Гарантией обоснованности заключения под стражу несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) является обязательный его предварительный допрос прокурором. Кроме заключения под стражу и принятия других мер пресечения к несовершеннолетнему, его могут отдать под присмотр законных представителей. Если несовершеннолетний воспитывался в закрытом детском учреждении, возможна отдача его под надзор администрации.
При проведении следственного эксперимента с участием несовершеннолетних необходимо помнить о требованиях правовых и этических норм. Нельзя допускать действий, оскорбляющих достоинство подростков, угрожающих их жизни и здоровью, нарушающих общественную безопасность, могущих нанести существенный вред государственному, общественному или личному имуществу. Участвующие в следственном эксперименте несовершеннолетние должны отчетливо представлять себе, что от них требуется. Вместе с тем излишняя осведомленность о содержании опытов может психологически отрицательно сказаться на результатах эксперимента.
Необходимость проверки и уточнения показаний несовершеннолетних возникает в том случае, если подросток затрудняется описать на допросе обстановку проверяемого события, но заявляет, что сможет указать место и рассказать там о случившемся; когда следователь сомневается, что подросток был на том месте, о котором он дает показания; когда несовершеннолетний утверждает, что он или другие участники события выбросили или спрятали на месте происшествия какие-либо предметы, а следователь затрудняется самостоятельно определить их местонахождение; если подросток не знает названий улиц и иных объектов, но уверен, что сможет определить их на основе зрительной памяти.
При проверке и уточнении показаний на месте с участием несовершеннолетнего особое значение приобретает тактическое правило, в соответствии с которым он должен самостоятельно избрать маршрут движения и показать объекты, иллюстрирующие его объяснения. Несовершеннолетний должен двигаться несколько впереди остальных участников, указывая места и объекты, связанные с расследуемым событием, давать объяснения по поводу происшедшего события и сопровождать их демонстрацией отдельных действий [6, с.189].
Значительные трудности представляют проверка и уточнение показаний на месте малолетних свидетелей и потерпевших. Чаще всего надобность в проверке возникает при расследовании половых преступлений и заключается в показе детьми места преступного посягательства и путей движения к нему. Для участия в следственном действии в таких случаях привлекаются родители потерпевшей, воспитатель детского учреждения, которого малолетняя знает.
При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, может возникнуть необходимость в получении образцов для их сравнительного исследования в ходе различного рода экспертиз. При их получении следователь выносит постановление, с которым знакомит законного представителя или защитника несовершеннолетнего. Эти лица присутствуют при изъятии образцов и подписывают протокол. В процессе получения образцов у несовершеннолетнего особое внимание должно уделяться охране его чести, достоинства, здоровья. Образцы биологического происхождения (крови, слюны) во всех случаях изымаются специалистами. Перед получением образцов несовершеннолетнему разъясняются смысл, значение этого следственного действия, необходимость подчиняться основанным на законе требованиям следователя. Законодатель не устанавливает ответственности за отказ от дачи образцов. Поэтому они не могут быть получены в принудительном порядке.
Судебно-медицинские экспертизы по делам несовершеннолетних в обязательном порядке проводятся для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют. Среди экспертиз, характерных для дел о преступлениях подростков, выделяется судебно-психологи- ческая, которая назначается для решения вопросов: Не находился ли подросток в момент совершения преступления в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего? Каков уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого, страдающего физическими недостатками? Какова индивидуальная психологическая особенность подростка?
В ходе судебно-психологической экспертизы может быть изучен уровень интеллектуально-волевого развития личности подростка, его способность правильно воспринимать и излагать определенные факты, а также степень выраженности отдельных психологических черт и свойств личности несовершеннолетнего. При этом исследуются процессы формирования личности, взаимоотношения в семье, в школе, нравствен- но-психологический климат в формальных и неформальных группах, в которые был включен подросток, и другие факторы, способные оказать на него негативное воздействие. В то же время эта экспертиза не может определить лживость или правдивость его показаний, поскольку лишь следствие или суд устанавливают в процессе расследования, достоверны ли данные показания.
При назначении экспертизы должны быть представлены сведения о подростке (о перенесенных им в детстве заболеваниях и черепно-мозговых травмах, о фактах его неправильного поведения в прошлом и в момент, предшествующий совершению преступления), а также медицинские документы (в подлиннике) из лечебных учреждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.
Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних.
В целях повышения качества расследования уголовных дел, совершенных несовершеннолетними, предлагается усовершенствовать некоторые положения уголовно-процессуального законодательства в части правовой регламентации производства по делам несовершеннолетних.
В соответствии с п. 13 Пекинских правил содержание под стражей до суда должно применяться к несовершеннолетним лишь в исключительных случаях и на кратчайший срок. Однако законодательство Республики Беларусь устанавливает общие основания и сроки применения задержания, заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения для всех подозреваемых и обвиняемых независимо от возраста.
В силу ст. 432 УПК при решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр в порядке, предусмотренном статьей 123 УПК.
Задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему при наличии оснований, указанных в статьях 108, 111, 112 и 117 УПК, лишь в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. Представляется, что данная норма закона вряд ли отвечает целям повышенной юридической охраны прав несовершеннолетних, поскольку фактически игнорирует возрастные и психологические особенности данной категории субъектов и делает заключение их под стражу далеко не исключительным явлением на практике.
В судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, функционирующем в настоящее время в Республике Беларусь, помимо общей системы процессуальных гарантий предусмотрен ряд особых дополнительных процессуальных норм и правил расследования и рассмотрения в суде дел в отношении несовершеннолетних. Тем не менее, необходима дальнейшая работа по реформированию действующей системы судопроизводства и приведению ее в соответствие с международными требованиями и стандартами ювенальной юстиции.
Следует отметить, что серьезной проблемой уголовной юстиции является ее преимущественно карательная направленность. Это особенно недопустимо по делам о преступлениях несовершеннолетних, поскольку в результате ее реализации интересы потерпевшего полностью не удовлетворяются, а общество получает ожесточенного преступника и переполненные места лишения свободы.
Ученые выход из этой ситуации видят в конструировании и внедрении в области уголовного правосудия наряду с карательными формами новых, социально-ориентированных технологий, позволяющих во все больших масштабах заменять лишение свободы альтернативными мерами ответственности.
В существующем уголовном процессе Республики Беларусь имеются реальные предпосылки для развития начал восстановительного правосудия, так как его основу составляет институт примирения, который применяется по делам частного обвинения.