Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних

Глава 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования

Глава 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Проблема преступности несовершеннолетних относится к числу самых актуальных и едва ли не важнейших из всех задач борьбы с преступностью. Дело не только в характеристиках самой этой преступности, ее уровня, структуры, динамики, но и в том неблагоприятном влиянии, которое она оказывает на обстановку в обществе, его нравственность; кроме того, она влияет на всю преступность, воссоздает ее, в том числе рецидивную.

Преступность в среде подрастающего поколения существенно мешает надлежащему формированию личности несовершеннолетних, способствует распространению среди них антиобщественных взглядов и стереотипов поведения. Преступления и иные правонарушения несовершеннолетних наносят обществу серьезные потери в трудовых ресурсах, материальных ценностях, нормальных условиях семейного воспитания, а главное, в нравственности и духовности.

При этом судебная система имеет в качестве своей приоритетной задачи судебную защиту прав и интересов несовершеннолетних, чем обусловлена особая процедура судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.

Глава 45 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК [1]) посвящена производству по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. При этом статьи данной главы не заменяют, а дополняют общие правила судопроизводства, устанавливая дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие достижение истины, охрану прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также повышение воспитательного и предупредительного воздействия каждого процесса. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.

В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних и разъяснения спорных вопросов, возникших в судебной практике, Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято 28 июня 2002 года постановление № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [3].

Изучение криминалистической характеристики преступности несовершеннолетних и методик расследования преступлений, совершенных данной возрастной группой является весьма актуальным.

Цель курсовой работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних;

раскрыть особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних;

рассмотреть особенности тактики отдельных следственных действий.

В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, сравнительный, статистический, формально-юридический и другие методы.

Нормативную основу работы составили положения действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь. Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых криминалистов Р.С. Белкина, Н.П. Яблокова, А.Н. Порубова, Н.А. Селиванова и других исследователей, использованы также учебные пособия и публицистические материалы.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 


Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних

 

В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - УПК) включены нормы, предусматривающие особые правила расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. Более подробно регламентирован порядок предварительного расследования и судебного разбирательства, расширены права несовершеннолетнего обвиняемого на защиту, в процесс введены законные представители, педагог, повышена роль общественности по этой категории дел. Уголовная ответственность строится с учетом этих особенностей, закон дифференцирование подходит к установлению возраста, с наступлением которого несовершеннолетний может нести уголовную ответственность, определяет виды и формы наказаний. Психологические, уголовно-правовые и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних дают основания для выделения данной категории уголовных дел в самостоятельную методику расследования.

Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя проявляется в преобладании примитивных отрицательных потребностей: склонности к употреблению алкоголя, азартным играм, половой распущенности, тунеядству, насильственным действиям по отношению к более слабым. Среди сверстников они выделяются низким культурным уровнем, пренебрежением к созданию материальных и моральных ценностей, извращенными понятиями о товариществе, мужестве, ярко выраженными антиобщественными взглядами. В то же время многие из перечисленных черт являются поверхностными, наносными. К полному совершеннолетию, т. е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна взрослому человеку и которая определяет его лицо в обществе [9, с.103].

Наряду с этими основными особенностями личности, присущими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны для каждого несовершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать психические особенности той возрастной группы, к которой относится несовершеннолетний, а также его личные качества, которые могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание несовершеннолетним обстоятельств, интересующих следствие, на последующее их воспроизведение при производстве следственных действий.

Придавая первостепенное значение предупредительной и воспитательной работе, уголовный закон установил минимальный возраст уголовной ответственности с 16 лет и только за совершение отдельных преступлений - с 14 лет. Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста и получившие к этому времени определенное образование, обладают таким уровнем развития, который позволяет им отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Однако опасность совершения некоторых преступлений существует и в более раннем возрасте. Поэтому законодатель установил уголовную ответственность в виде исключения с 14 лет за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда, хищение путем кражи, грабежа, разбоя с целью завладения имуществом, умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия, убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение наркотических средств, огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ. Несовершеннолетние фактически не могут быть субъектами ряда преступлений, например должностных, воинских и некоторых других.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК [2]) устанавливает перечень тех видов наказаний, которые не могут применяться к несовершеннолетним преступникам. К их числу относятся смертная казнь, лишение свободы на срок свыше 10 лет. По трудовому законодательству на работу принимаются, как правило, лица, достигшие 16 лет. Следовательно, исправительные работы без лишения свободы применяются к правонарушителям только по достижении ими 16-летнего возраста. Аналогично нужно рассматривать применение к несовершеннолетним преступникам таких уголовных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Процессуальные особенности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следующие:

предварительное следствие по делам этой категории производят следователи МВД. Полномочия органов дознания по данной категории исчерпываются возбуждением дела и производством неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления: осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и допроса подозреваемых, допроса потерпевших и свидетелей. Производство этих следственных действий должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Если неотложные следственные действия выполнены до истечения десятидневного срока, орган дознания, не ожидая его окончания и указаний прокурора, обязан передать дело следователю. Об обнаруженном преступлении несовершеннолетнего и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора;

предел доказывания по этой категории дел значительно расширен. Кроме указанных в ст. 89 УПК обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних, подлежат установлению:

возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения). Лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. Здесь применяется общее правило об исчислении процессуальных сроков, которые истекают в 24 часа последующих суток. Если у подростка нет документов, подтверждающих время его рождения, для установления его возраста назначается судебно-медици- нская экспертиза;

условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Социальное поведение определяется генетической наследственностью, социальной средой и воспитанием в семье. В ходе расследования необходимо собрать данные, характеризующие семью подследственного, в частности, имеет ли он обоих родителей, если нет, то по какой причине; как характеризуются родители, какие отношения в семье, кто занимается воспитанием подростка; нет ли каких-либо объективных факторов, препятствующих воспитанию несовершеннолетнего (болезнь родителей, длительные командировки и т. п.). Если подросток не учится и не работает, то устанавливают, по каким причинам это происходит [16, с.517].

Кроме того, важно выявить черты характера подростка, его способности, увлечения, наклонности, круг интересов, вид занятий в свободное время и т. д.

Выясняя условия жизни и воспитания несовершеннолетнего преступника, необходимо изучить среду, в которой он живет и воспитывается, обратить внимание на его жилищные, материальные условия, наличие родителей, на их занятия, образ жизни, участие в воспитании несовершеннолетнего, на их отношение к его учебе, занятиям, ставшим им известным правонарушениям.

Факты совершения преступления несовершеннолетними должны быть объектом пристального внимания следователя, так как в большинстве случаев подростки совершают преступления из-за того, что им нечего делать, из-за бесконтрольности со стороны взрослых, а также под влиянием ранее судимых. Рассмотрим наиболее характерные из них.

. Наличие взрослых подстрекателей. По каждому преступлению несовершеннолетних с особой тщательностью необходимо выяснить, не явилось ли оно результатом подстрекательства или принуждения со стороны взрослых, не является ли несовершеннолетний орудием в их руках. Необходимо анализировать поступающие данные с точки зрения возможного выдвижения версий о том, что несовершеннолетнего могли принудить к участию в преступлении, что он мог не участвовать в его совершении, а находиться на месте, где оно случилось, что позиция, занятая на предварительном следствии, обусловлена влиянием родителей или иных лиц. Важно выявить подстрекателя до того, как подросток вступит на противоправный путь, т. е. до формирования у него антисоциальной установки. Подстрекателями могут оказаться люди, с которыми несовершеннолетние распивают спиртные напитки, ранее судимые, деградировавшие родственники, живущие за счет несовершеннолетних.

2.Наличие соучастников.При совершении преступления группой подростков должны быть выяснены обстоятельства формирования этой группы, роль каждого участника при совершении криминального деяния.

Такие данные получить в ходе расследования непросто, ибо психологическая сплоченность членов преступной группы вызывает стремление ее членов поддержать друг друга и при возможности взять вину соучастника на себя, тем самым избавить его от уголовной ответственности либо смягчить ее, или же стремление не давать таких показаний, которые ухудшили бы положение соучастника. Нередко подростки, совершившие преступления в группе, заявляют, что они сделали это самостоятельно, полагая, что к ним, несовершеннолетним, не будут приняты строгие меры уголовного наказания. Зачастую взрослые соучастники принуждают несовершеннолетних давать такие показания [5, с.56].

.Умственная отсталость. Если имеются данные об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, то выясняется, могли он полностью сознавать значение своих действий. Умственная отсталость несовершеннолетнего - это значительное отставание от нормального уровня интеллектуального развития сверстников. В этом случае должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, истребованы необходимые документы, а при необходимости назначена экспертиза, на разрешение которой могут быть поставлены вопросы: о наличии у подростка отклонений от нормального для данного возраста уровня интеллектуального развития, влекущих умственную отсталость; какому уровню умственного развития, нормального для данного возраста, соответствует уровень развития представленного на экспертизу подростка; насколько осознавал несовершеннолетний значение своих общественно опасных действий. Умственная отсталость играет значительную роль в детерминации преступного поведения несовершеннолетнего. Иногда она может служить основанием для прекращения дела, если интеллектуальное развитие обвиняемого отставало и по своему уровню соответствовало развитию несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с наступлением которого возможна уголовная ответственность за данное деяние.

Молодежная преступность в последнее время характеризуется следующими особенностями:

увеличением числа правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности;

ухудшением мотивации, а во многих случаях и безмотив- ностью;

особой жестокостью и цинизмом;

увеличением организованности;

ростом преступлений, совершаемых девушками [7, с.215].

Такие устойчивые негативные явления, как высокий уровень дебильности среди молодежи, пьянства и наркомании, деградации системы ценностей, педагогическая беспомощность семьи и школы, опережающий рост материального состояния некоторой части населения и массовое обнищание остальной части народа, скрытия беспризорности в семье способствуют росту преступлений, совершаемых подростками.

Из числа противоправныхдействий, характерных для несовершеннолетних, выделяется группа насильственных и корыстно-насильственных преступлений. Среди них особое место занимает хулиганство, которое отличается исключительным цинизмом и особой дерзостью, сопротивлением представителям власти. Наиболее активна в совершении хулиганств возрастная группа с 16-17 лет.

Кражи, совершаемые несовершеннолетними, также имеют свои особенности. Предметами кражу подростков обычно бывают мотоциклы, автомашины, магнитофоны, видеоаппаратура, спортинвентарь, радиодетали. Реализация похищенного ими часто лишена корыстной подоплеки: транспортное средство разукомплектовывается «из интереса», отдельные узлы и детали идут на обмен, на ремонт собственных мототранспортных средств, иногда просто раздаются знакомым или используются для сборки новой «усовершенствованной» техники. С участием несовершеннолетних происходит каждое третье криминальное посягательство на автотранспортные средства.

Среди преступлений, совершаемых подростками, значительное место занимает изнасилование. При отсутствии должного полового воспитания в школах и семьях сексуальные знания несовершеннолетними приобретаются из циничных рассказов взрослых, порнографических журналов, видеофильмов и другой подобной продукции, в результате чегоу несовершеннолетних вырабатывается неуважительное отношение к женщине, появляются представления о том, что мужчина должен быть всегда сексуально активным, и вступление в половую связь поэтому может быть сопряжено с насилием.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа его совершения:

отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

несложные пути проникновения в помещение;

выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

использование для проникновения узких проемов;

малый вес похищенного;

отсутствие профессиональных и преступных навыков;

использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

причинение множественных повреждений потерпевшему;

непринятие мер к сокрытию преступления [11, с.562].

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать и особенности отдельных следов: малый размер следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви; головной убор, одежда, обувь преступника или их следы, указывающие на подростковый возраст владельца этих вещей; предметы, которые чаще всего носят с собой подростки и т.д.

Наиболее часто несовершеннолетние совершают преступления в группе. При этом они в очень редких случаях объединяются в группы только с целью совершения преступления. Обычно такие группы возникают как игровые. Подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей в проведении свободного времени и отсутствия контроля за ними, стремятся удовлетворить свою потребность в общении, в желании быть понятыми. Большинство преступных групп несовершеннолетних образуется на основе проживания ее участников в одном микрорайоне и совместного проведения досуга. Тяжесть совершаемых группой преступлений, как правило, зависит от участие в ней взрослого или подростка, уже имеющего преступный опыт.

Опасность правонарушений несовершеннолетних состоит в том, что они являются базой взрослой преступности, ее резервом.

 


Глава 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования

 

По делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия, которое проводится следователями. Для принятия по заявлению о преступлении несовершеннолетнего законного и обоснованного решения проводится проверка первичных материалов. В ходе рассмотрения заявлений или сообщений о преступлениях возможно принятие одного из трех решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности.

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень поводов для начала производства по делу. Основаниями для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на наличие в том или ином деянии признаков конкретного состава преступления. В то же время для отказа в возбуждении уголовного дела необходимо отсутствие таких данных либо наличие обстоятельств, исключающих производство по делу. Учитывая объективную возможность исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей мерами воспитательного характера, законодательство устанавливает ответственность несовершеннолетних с учетом их возрастных особенностей и характера совершенного преступления. Именно поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершенного противоправного действия, так и против определенного лица, если в его деянии усматриваются признаки преступления [19, с.310].

Сведениями, свидетельствующими о совершении преступления несовершеннолетними, являются: задержание его на месте преступления непосредственно после совершения криминального деяния; явка с повинной; показания потерпевших или свидетелей, утверждающих, что по внешнему виду, поведению подозреваемыми были несовершеннолетние; обстановка на месте преступления, и в частности наличие следов и вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении преступления несовершеннолетними; способ совершения преступления; характер похищенного; особенности оставленных следов.

Если общественно опасное деяние совершено лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за такого рода преступления, то следователь отказывает в возбуждении уголовного дела. Такое решение принимается, если установлены сам факт и обстоятельства общественно опасного деяния, что это деяние совершено данным подростком и исключена версия о наличии взрослых подстрекателей.

Освобождение от уголовной ответственности не должно создавать у несовершеннолетнего чувства безнаказанности за совершенное им общественно опасное деяние, так как это может породить совершение более тяжких преступлений. Поэтому, решая вопрос об отказе в возбуждении уголовного дела, подростку разъясняют мотивы принятия этой меры; он предупреждается о неизбежности привлечения его к уголовной ответственности в случае совершения нового правонарушения [16, с.529].

Если несовершеннолетним совершено тяжкое преступление, он не может быть исправлен мерами общественного или административного воздействия, а также если соучастниками являются взрослые, то возбуждается уголовное дело. Правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних - важная предпосылка качественного исследования его обстоятельств.

Производство неотложных следственных действий - ответственный момент расследования преступлений несовершеннолетних, во многом предопределяющий его дальнейший успех. Поэтому следователь не может перепоручить их производство органам дознания. После принятия следователем дела к своему производству органы дознания действуют только по его поручению и под его непосредственным руководством.

Выдвижение и порядок проверки общих версий по делам несовершеннолетних подчиняются обычным правилам, поэтому остановимся на особенностях разработки типичных частных версий. Обоснованное выделение таких версий возможно на базе криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних и с учетом своеобразия предмета доказывания по данной категории дел.

Рассмотрим версии, которые могут быть выдвинуты в ходе расследования преступлений:

. Преступление совершено подростком.

Основанием для ее выдвижения служат: показания свидетелей, в том числе очевидцев; результаты осмотра места происшествия; показания потерпевших; сведения о похищенном имуществе, способе и месте совершения преступления, характере расследуемого преступления, оперативные данные.

. Подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления.

Данная версия отрабатывается путем проверки сообщений и заявлений, по которым не установлены виновные лица (предположительно, несовершеннолетние).

. Преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники).

Разработка этой версии предполагает тщательное исследование механизма преступления, проверку возможностей его совершения в одиночку, анализ связей подростка. Сведения о совершении преступления подростком в соучастии получают в результате оперативно-розыскной деятельности, при допросах свидетелей, потерпевших, осмотре места происшествия и из других источников.

О наличии взрослых соучастников могут свидетельствовать: хищения товаров, представляющих интерес прежде всего для лиц зрелого возраста; значительные размеры похищенного; ухищренные способы проникновения в помещение (применение специально изготовленные приспособлений, отмычек); обнаружение на месте происшествия следов, вещей, предметов, указывающих на пребывание там взрослых.

. Существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные действия, притоносодержательство и т.д.).

Проверка этой версии проводится в основном в ходе установления причин и условий, способствующих совершению преступления подростком, и делает необходимым изучение его окружения.

. Подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления.

Для проверки версии о самооговоре необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушения, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

Причины же оговора нередко коренятся в забвении тактических рекомендаций по проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. От следователя требуется уделить особое внимание проверки показаний несовершеннолетних, их сопоставлению с другими доказательствами.

. Несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством психической деятельности.

При проверки состояния психического здоровья несовершеннолетнего обвиняемого следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напртив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребование справок из психоневрологических диспансеров). В случае получения сведений о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого расстройства психической деятельности, независимо от степени его выраженности, необходимо назначать судебно-психиатрическую экспертизу [17, с.609].

Особенности организации расследования преступлений несовершеннолетних во многом связаны с особым значением, которое уголовно-процессуальное законодательство придает обстоятельствам, подлежащим установлению по делам данной категории. Такими обстоятельствами являются:

) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности его личности;

) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетних;

) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников;

) способность несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий, если есть данные о его умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием.

В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление подростка, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявление свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях его жизни и воспитания и т.д.); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможности возмещения ущерба, причиненного преступлениями.

Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с инспекциями по делам несовершеннолетних.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: