Связи с общественностью в политических коммуникациях современной России формируются только на основе интересов коммуникаторов. Эта форма коммуникации игнорирует реальные потребности общетсва в информации, так как имеет строго монологический и односторонний характер. В большинстве случаев такой способ политической коммуникации используется для подавления конкурентов, которые несут в мир иные идеи и ценности. Политические партии в России тяготеют к захвату всего информационного пространства, постоянно находясь в поиске публики, которая станет потенциальным избирателем, «глухим» к другим партиям.
В этой ситуации политический PR становится более изощренной формой политической агитации и пропаганды, призванной скрыть истинное положение вещей и оправдать неэффективность институтов власти. Эстафетная палочка перевода стрелок и перекладывания ответственности одновременно с внушением «именно наша партия обеспечит вам светлое будущее» передается из рук в руки, так как суть политики в стране не меняется.
Подобное отношение к справлению своего долга перед обществом демонстрирует аморфность конструктивных целей и интересов. Институты власти замещают реальные, узкие локальные интересы их суррогатными заместителями в виде различного рода социальных предрассудков. В качестве примера, привожу сложившуюся ситуацию в СМИ,продолжающуюся уже второй год: в стране катастрофический упадок сельского хозяйства и производства, однако везде царит восторг тому, что «Крым Наш!».
Ко всему прочему, исследователи высказывают мнение о крайне слабой степени институционализации системы общественных отношений в российском социуме, которая наиболее ярко выявляется в системах экономических и политических отношений.
|
Объективное политическое положение дел в современной России может быть скорректировано лишь реалистичной действительной политикой, а не подменяемой ее PR-обоснованием, как бы созданной искусственной маской.
Политический пиар в России в своей деятельности, конечно, опирается на опыт стран, для которых пиар не является таким новым явлением. Соответственно, в России в полной мере используются те же технологии, что и за рубежом. Отличия существуют лишь в подходе осуществления этих технологий- это зависит от экономического развития страны, политической ситуации(и геополитической) и от так широко используемого понятия как менталитет.
Отдельно стоит подчеркнуть место черного пиара в политических коммуникациях в России как одну из технологий.
Черный PR имеет неоднозначную оценку профессионалов и более широкий спектр признаков его использования. Он включает меры противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества, они направлены на преднамеренный продуманный подрыв репутации конкурента; подкуп журналистов, сбор компромата и т.д. Ложь по поводу конкурентов — обязательная часть пиара, которая не имеет никаких границ. Арсенал громаден, даже в таком «образцовом» открытом демократическом обществе, как американское, доля негативной политической рекламы достигает 70 % от всего объема предвыборной агитации.
По своей сути черный PR весьма схож с другими методами коммуникационного воздействия: с пропагандой, насильственно внедряющей социальные стереотипы, гипнотическим воздействием на подсознание путём направленного внушения и психотропными методами воздействия на бессознательные сферы психики.
|
К средствам черного PR относится и ритуал - особая форма символического поведения, обрядовых действий, и антиреклама, компромат, подкуп журналистов, и прочие приемы подрыва репутации конкурента.
В России словосочетание белый пиар проявляет себя для демонстрации понятия, контрастного к черному пиару, по принципу «если есть плохое, то есть и хорошее». Очевидно, в контексте российского политического пиара, банальной целью белого пиара является формирование и поддержание положительного имиджа. Позитивный имидж является важнейшим фактором высокого рейтинга, который играет большую роль в насыщенной разнообразной информацией публичной политической деятельности.
Сегодня на российской политической арене гораздо более распространен черный PR. Мы считаем, что это является следствием расхожего в России мнения, что лучший информационный повод – имеющий негативный окрас. Скандал, катастрофа, провал, ссора, нападение – все это работает как нельзя лучше для расширения аудитории, узнающей и запоминающей лицо-объект пиара.
Тем не менее, государство уже давно задумалось над проблемой использования грязных пиар-технологий, но, несмотря на многочисленные попытки как-то обозначить ответственность в законодательстве РФ, до сих пор не решило этой проблемы. Поправка, внесенная в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан» в 2005 году, предусматривает комплекс мер по противодействию «черному PR». Внесенная поправка гарантировала, что пиарщики обязаны уведомлять избирательные комиссии о своем участии и указывать перечень услуг и расценок на них.
|
Самый чёрный PR обеспечивают профессионалы – люди с безупречной репутацией и в «белых перчатках». На сегодняшний день в России прочно укрепился рынок по предоставлению так называемой «чернухи». Исполнителями выступают службы безопасности коммерческих структур, частные детективные агентства, некоторые пресс-службы, а также некоторые государственные органы.
В политическом PR как в России, так и за рубежом, используются традиционные PR-приемы по расширению аудитории и увеличению упоминаемости в СМИ. Одними из таких приемов являются создание имиджей победителя и аутсайдера, создание ложной популярности и ложной поддержки кандидата, продвижение темы публичного скандала, столкновения(искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее),выбор без выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации), чрезмерное восхваление политического лица, создание «ангельской репутации».
В российской политической коммуникации широко используется метод создания фактов, который заключается в соединении действительных происходивших правдоподобных, действительных происходивших неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов. При этом, факты можно создавать в буквальном смысле. Ярким примером выступает нашумевший сюжет о распятом мальчике в г. Славянске на «Первом канале» 12 июля 2014 г.
Сюда относится также метод объективного подхода. Он заключается в специфической выборке фактов и умелом их комментировании – путем добавления или исключения некоторых малоизвестных фактов можно не только «выявить» несуществующую тенденцию, но и создать ее в действительности. Ярчайший пример использования этого метода – это содержание программы Д.К. Киселева «Вести недели», в которой также используется метод исторических аналогий и метод семантического манипулирования, когда происходит тщательный отбор слов, направленный на внушения позитивной или негативной оценки.
Как можно заметить, использующиеся приемы пиара в СМИ больше напоминают манипуляцию и пропаганду. Именно такую деформацию переживает политический PR в современной России на телевидении.