Экспертно-аналитическая деятельность научно-методического экспертного совета НИРО связана с комплексным обеспечением образовательного процесса, которая включает:
· Социокультурное обеспечение: инициация образовательных программ, проектов, связанных с развитием инновационных систем Нижегородской области. Данное обеспечение предполагает экспертизу экспериментальных программ, планов и отчетов ОЭР разного уровня, экспертизу материалов апробации учебников в школах и др.
· Методологическое обеспечение – это стратегическое и тактическое проектирование практики развивающего и развивающегося образования, новых моделей повышения квалификации, новых моделей управления и др.
· Научно – методическое обеспечение: разработка учебных программ, экспертная оценка различных жанров УМК для систем образования различного типа и уровня..
· Кадровое обеспечение – это участие в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава НИРО, участие в экспертизе исследовательских программ, проведение экспертизы диссертационных исследований, экспертиза публикаций по стратегическим и приоритетным проблемам регионального образования и др.;
· Педевтологическое и андрагогическое обеспечение – это обоснование необходимости разработки идей и средств обучения и повышения квалификации учителя и андрагога в постдипломном образовании взрослых. Данное обеспечение включает экспертизу учебных программ курсовой подготовки, разработка блока контроля к ним, проектирование уроков различного типа, экспертиза рефератов и др.
В современном образовании существует несколько подходов к построению содержания образования и соответствующих ему форм обучения и типов УМК, в которых раскрывается содержание. Поскольку мы не ставили цель рассмотрения теоретических подходов к классификации и характеристике УМК, остановимся на характеристике требований тех, которые в практике образования получили наибольшее распространение. Все многообразие УМК, поступающих на экспертизу, можно разделить на две группы: литературную продукцию печатного вида и видеопродукцию.
|
С целью оказания методической помощи члены экспертного совета подготовили методические рекомендации к разработке самых распространенных жанров УМК, которые учителя, ученые и руководители учреждений образования представляют на экспертизу. Содержание методических рекомендаций структурировано следующим образом: вначале дается определение жанра и его краткая характеристика, затем к нему прилагается матрица объекта экспертизы соответствующего жанра УМК.
Жанры научно-методических разработок | ||
Литературная продукция | Видеопродукция | |
· рефераты; · научные статьи и тезисы; · научные отчеты, доклады; · учебники и учебные пособия · методические пособия; · программы, концепции, проекты, планы; · монографии; · антологии, хрестоматии, справочники, словари; · «дидактический портфель», рабочая тетрадь, практикумы и др. | · видеотехнологии урочной деятельности; · видеотехнологии внеурочной деятельности. · уроки на мультимедийной основе; · электронные учебники и пособия; · вебстраницы |
Требования к УМК: концепция, программа, план, отчет
Концепция – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основной точки зрения, руководящая идея для их систематического освещения или ведущий замысел в структуре теории.1 Смысл концепции состоит в том, чтобы показать не только основную идею, а главное дать определение способа достижения данных идей. В структуру концепции входят не только принципы как регуляторы деятельности, цели и задачи, но и обоснование ресурсообеспечения реализации концепции. Концепция имеет внутренние «концепты» как части системы, которые характеризуют отдельные компоненты содержания: оперативные, технологические, теоретические и др, придавая ей характер целостности и завершенности. Без этого невозможно понять во имя чего разрабатывается концепция, какой эффект развития она имеет и т.д.
|
Матрица объекта экспертизы – концепция
Критерии оценки программ | 1-ый уровень | 2-ой уровень | 3-ий уровень | КЗ (коэффициент значимости) |
1. Наличие методологических оснований концепции | отсутствуют | слабо разработаны | Разработаны | |
2. Наличие психологических оснований концепции | отсутствуют | слабо разработаны | Разработаны | |
3. Системный характер принципов построения | отсутствует | слабо разработан | Разработаны | |
4. Обоснование ресурсов (каких?) | отсутствует | слабо разработан | Разработаны |
5. Раскрытие компонентов содержания: | отсутствует | слабо разработан | Разработаны | |
знаний | ||||
способов | ||||
смыслов | ||||
6. Раскрытие уровней усвоенности | отсутствует | слабо разработан | Разработан | |
знаний | ||||
способов | ||||
смыслов | ||||
6. Комплексность внутренних «концептов» идеи | отсутствует | слабо разработан | Разработан |
Экспертное заключение:
|
1. Концепция слабо разработана и не соответствует жанру, если К меньше 0,5
2. Концепция разработана слабо, если К от 0,6 до 0,8
3. Концепция хорошо разработана, если К от 0,8 и 1.
Программа - это документ, определяющий основное содержание материала, где раскрываются цели и задачи образования, формулируются формы организации занятий. Это дидактически обоснованная система основных элементов содержания соответствующей отрасли науки или искусства. С точки зрения проектно-программного подхода, программа – это ориентированное на будущее инструментально-управленческое знание.
В программе должны быть представлены методологические основания концепции, системный характер принципов построения содержания, раскрыты компоненты содержания и уровни его усвоения. Программы бывают: образовательные и учебные; авторские и типовые (основные); дополнительные и углубленные и др.
Учебная программа
Учебная программа является основным носителем содержания и средством обучения. Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание курса.
3. Структура деятельности.
4. Контролирующие материалы.
5. Учебный план и учебно-тематическое планирование.
6. Дополнительная информация.
Структура программы – это описание различных модулей, ориентированных на их связь и последовательность.
Пояснительная записка учебной программы содержит принципы отбора содержания, цели обучения и требования к уровню подготовленности обучаемых. Сформулировать принципы – это значит описать Ваш курс, так чтобы у выбирающих его и обучающихся по нему создалось о нем правильное представление. Принципы построения Вашего курса - это своеобразная реклама программы. Цели формулируются так, чтобы имелась возможность проверить их достижение, т.е. они должны быть диагностичными.
Требования к уровню подготовленности обучаемого содержат все три компонента содержания образования: знания, способы деятельности и эмоционально-ценностные аспекты, которые обычно представлены в виде трех или шести уровневой шкалы.
В содержание программы включается описание разделов и тем, которые связаны между собой на основе принципов или метода обучения. После каждой темы описывается конечный результат деятельности, система практикумов и семинаров с указанием использованной литературы. Содержание программы включает тематическое планирование и учебный план курсов. Структура деятельности обучаемого тесно связана с содержанием и включает современные формы деятельности по изучению данного предмета. Обычно – это новые модели подготовки школьников: уроки - мастерские, семинары, практикумы, конференции, круглые столы, студии, открытые уроки, формы деятельности в межсессионный период и другое.
Контролирующие материалы – то, чему должен научить обучаемый и как это будет проверяться. Обычно выделяют формы текущего и итогового контроля: анкеты, опросники, контрольные срезы, текст лекции, контрольные вопросы, зачет, экзамен, проектные работы, тесты и другое. Желательно, контролирующие материалы распределять на входные и итоговые, с тем, чтобы зафиксировать эффективность курсовой переподготовки и развивающий эффект деятельности каждого слушателя.
Дополнительная информация включает рекомендуемую литературу, информацию о конкурсах, требования к рефератам, проведении конференций, в которых могут принять участие учащиеся и другое.
План – это один из нормативных документов, регламентирующий индивидуальную деятельность и деятельность образовательного учреждения, который задает тактическое направление движения. План содержит последовательность задач и мероприятий, временным образом организованную в виде календарных работ, которые могут обеспечить реализацию целей и разрешение проблем, сформулированных в программе. Последовательное продвижение от программы к плану есть переход от проблемного целевого мышления к системе конкретного действия.
Отчет – это один из нормативных документов, регламентирующий индивидуальную и коллективную деятельность, который отражает содержание и результаты выполненной работы с представлением мотивированного заключения, обоснованных выводов и предложениями по устранению недочетов, корректировки отрицательных последствий и выявлению их причин.
К плану и отчету предъявляют следующие основные требования:
1. четкость построения,
2. логическая последовательность изложения материала,
3. краткость и точность формулировок, конкретность изложения задач (план) и результатов (отчет) работы,
4. диагностичность целей (план) и доказательность выводов и обоснованность рекомендаций (отчет).
Поскольку план – это «идеальное», то особые требования предъявляют к целям, необходимым условиям и средствам, ведущим к их достижению, являясь действенным инструментом управления. В плане должны быть представлены критерии оценивания, идеальный образовательный продукт и методы его диагностики и контроля. Поскольку отчет – это «реальное», то особые требования предъявляют к результату, выводам и предложениям. В отчете должно быть обоснование выбранного направления работы, вспомогательный и иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики и др), краткие выводы и возможности применения результатов работы.
Требования к УМК: учебное пособие, методическое пособие, дневник апробации УМК, практикум.
Методическое пособие – это сложный вид представленности содержания образования, который реализуется на уровне конкретного учебного материала и является обязательной составной частью программы или образовательного курса. Адресатом пособия, как правило, является взрослый человек.
Данный жанр является наиболее сложным видом педагогической литературной продукции, поскольку рассчитан на практических работников – учителей, воспитателей и т.д., являясь практическим руководством по использованию конкретного учебного или научного материала.
В методических пособиях приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методик, приемов, технологий в практике учебных заведений. Методическое пособие обычно оформляется в виде брошюры или книги, являясь руководством по использованию конкретного учебного материала. Эталонные критерии пособия:
1. Совместимость и дополнительность методических оснований с программой;
2. Структурированность текста в соответствии с программой;
3. Наличие списка рекомендованных к использованию пособий и литературы по темам;
4. Конкретность методических рекомендаций;
5. Наличие системы инструктивных и пояснительных указаний;
6. Наличие примеров конкретных ситуаций или плана-конспекта уроков;
7. Дифференциация заданий и их личностно ориентированная направленность.