Требования к разработке и оформлению материалов экспертизы




Экспертно-аналитическая деятельность научно-методического экспертного совета НИРО связана с комплексным обеспечением образовательного процесса, которая включает:

· Социокультурное обеспечение: инициация образовательных программ, проектов, связанных с развитием инновационных систем Нижегородской области. Данное обеспечение предполагает экспертизу экспериментальных программ, планов и отчетов ОЭР разного уровня, экспертизу материалов апробации учебников в школах и др.

· Методологическое обеспечение – это стратегическое и тактическое проектирование практики развивающего и развивающегося образования, новых моделей повышения квалификации, новых моделей управления и др.

· Научно – методическое обеспечение: разработка учебных программ, экспертная оценка различных жанров УМК для систем образования различного типа и уровня..

· Кадровое обеспечение – это участие в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава НИРО, участие в экспертизе исследовательских программ, проведение экспертизы диссертационных исследований, экспертиза публикаций по стратегическим и приоритетным проблемам регионального образования и др.;

· Педевтологическое и андрагогическое обеспечение – это обоснование необходимости разработки идей и средств обучения и повышения квалификации учителя и андрагога в постдипломном образовании взрослых. Данное обеспечение включает экспертизу учебных программ курсовой подготовки, разработка блока контроля к ним, проектирование уроков различного типа, экспертиза рефератов и др.

В современном образовании существует несколько подходов к построению содержания образования и соответствующих ему форм обучения и типов УМК, в которых раскрывается содержание. Поскольку мы не ставили цель рассмотрения теоретических подходов к классификации и характеристике УМК, остановимся на характеристике требований тех, которые в практике образования получили наибольшее распространение. Все многообразие УМК, поступающих на экспертизу, можно разделить на две группы: литературную продукцию печатного вида и видеопродукцию.

С целью оказания методической помощи члены экспертного совета подготовили методические рекомендации к разработке самых распространенных жанров УМК, которые учителя, ученые и руководители учреждений образования представляют на экспертизу. Содержание методических рекомендаций структурировано следующим образом: вначале дается определение жанра и его краткая характеристика, затем к нему прилагается матрица объекта экспертизы соответствующего жанра УМК.

 

 

Жанры научно-методических разработок
 
Литературная продукция   Видеопродукция
· рефераты; · научные статьи и тезисы; · научные отчеты, доклады; · учебники и учебные пособия · методические пособия; · программы, концепции, проекты, планы; · монографии; · антологии, хрестоматии, справочники, словари; · «дидактический портфель», рабочая тетрадь, практикумы и др.     · видеотехнологии урочной деятельности; · видеотехнологии внеурочной деятельности. · уроки на мультимедийной основе; · электронные учебники и пособия; · веб­страницы

Требования к УМК: концепция, программа, план, отчет

Концепция – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основной точки зрения, руководящая идея для их систематического освещения или ведущий замысел в структуре теории.1 Смысл концепции состоит в том, чтобы показать не только основную идею, а главное дать определение способа достижения данных идей. В структуру концепции входят не только принципы как регуляторы деятельности, цели и задачи, но и обоснование ресурсообеспечения реализации концепции. Концепция имеет внутренние «концепты» как части системы, которые характеризуют отдельные компоненты содержания: оперативные, технологические, теоретические и др, придавая ей характер целостности и завершенности. Без этого невозможно понять во имя чего разрабатывается концепция, какой эффект развития она имеет и т.д.

Матрица объекта экспертизы – концепция

 

Критерии оценки программ 1-ый уровень 2-ой уровень 3-ий уровень КЗ (коэффициент значимости)
1. Наличие методологических оснований концепции   отсутствуют слабо разработаны   Разработаны  
2. Наличие психологических оснований концепции   отсутствуют слабо разработаны   Разработаны  
3. Системный характер принципов построения   отсутствует   слабо разработан   Разработаны  
4. Обоснование ресурсов (каких?)   отсутствует слабо разработан   Разработаны  

5. Раскрытие компонентов содержания:   отсутствует   слабо разработан   Разработаны    
знаний        
способов        
смыслов        
6. Раскрытие уровней усвоенности   отсутствует   слабо разработан   Разработан    
знаний        
способов        
смыслов        
6. Комплексность внутренних «концептов» идеи отсутствует слабо разработан   Разработан    

Экспертное заключение:

1. Концепция слабо разработана и не соответствует жанру, если К меньше 0,5

2. Концепция разработана слабо, если К от 0,6 до 0,8

3. Концепция хорошо разработана, если К от 0,8 и 1.

Программа - это документ, определяющий основное содержание материала, где раскрываются цели и задачи образования, формулируются формы организации занятий. Это дидактически обоснованная система основных элементов содержания соответствующей отрасли науки или искусства. С точки зрения проектно-программного подхода, программа – это ориентированное на будущее инструментально-управленческое знание.

В программе должны быть представлены методологические основания концепции, системный характер принципов построения содержания, раскрыты компоненты содержания и уровни его усвоения. Программы бывают: образовательные и учебные; авторские и типовые (основные); дополнительные и углубленные и др.

Учебная программа

Учебная программа является основным носителем содержания и средством обучения. Программа обучения учащихся отражает современные представления о “проекте курса” и имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание курса.

3. Структура деятельности.

4. Контролирующие материалы.

5. Учебный план и учебно-тематическое планирование.

6. Дополнительная информация.

Структура программы – это описание различных модулей, ориентированных на их связь и последовательность.

Пояснительная записка учебной программы содержит принципы отбора содержания, цели обучения и требования к уровню подготовленности обучаемых. Сформулировать принципы – это значит описать Ваш курс, так чтобы у выбирающих его и обучающихся по нему создалось о нем правильное представление. Принципы построения Вашего курса - это своеобразная реклама программы. Цели формулируются так, чтобы имелась возможность проверить их достижение, т.е. они должны быть диагностичными.

Требования к уровню подготовленности обучаемого содержат все три компонента содержания образования: знания, способы деятельности и эмоционально-ценностные аспекты, которые обычно представлены в виде трех или шести уровневой шкалы.

В содержание программы включается описание разделов и тем, которые связаны между собой на основе принципов или метода обучения. После каждой темы описывается конечный результат деятельности, система практикумов и семинаров с указанием использованной литературы. Содержание программы включает тематическое планирование и учебный план курсов. Структура деятельности обучаемого тесно связана с содержанием и включает современные формы деятельности по изучению данного предмета. Обычно – это новые модели подготовки школьников: уроки - мастерские, семинары, практикумы, конференции, круглые столы, студии, открытые уроки, формы деятельности в межсессионный период и другое.

Контролирующие материалы – то, чему должен научить обучаемый и как это будет проверяться. Обычно выделяют формы текущего и итогового контроля: анкеты, опросники, контрольные срезы, текст лекции, контрольные вопросы, зачет, экзамен, проектные работы, тесты и другое. Желательно, контролирующие материалы распределять на входные и итоговые, с тем, чтобы зафиксировать эффективность курсовой переподготовки и развивающий эффект деятельности каждого слушателя.

Дополнительная информация включает рекомендуемую литературу, информацию о конкурсах, требования к рефератам, проведении конференций, в которых могут принять участие учащиеся и другое.

План – это один из нормативных документов, регламентирующий индивидуальную деятельность и деятельность образовательного учреждения, который задает тактическое направление движения. План содержит последовательность задач и мероприятий, временным образом организованную в виде календарных работ, которые могут обеспечить реализацию целей и разрешение проблем, сформулированных в программе. Последовательное продвижение от программы к плану есть переход от проблемного целевого мышления к системе конкретного действия.

Отчет – это один из нормативных документов, регламентирующий индивидуальную и коллективную деятельность, который отражает содержание и результаты выполненной работы с представлением мотивированного заключения, обоснованных выводов и предложениями по устранению недочетов, корректировки отрицательных последствий и выявлению их причин.

К плану и отчету предъявляют следующие основные требования:

1. четкость построения,

2. логическая последовательность изложения материала,

3. краткость и точность формулировок, конкретность изложения задач (план) и результатов (отчет) работы,

4. диагностичность целей (план) и доказательность выводов и обоснованность рекомендаций (отчет).

Поскольку план – это «идеальное», то особые требования предъявляют к целям, необходимым условиям и средствам, ведущим к их достижению, являясь действенным инструментом управления. В плане должны быть представлены критерии оценивания, идеальный образовательный продукт и методы его диагностики и контроля. Поскольку отчет – это «реальное», то особые требования предъявляют к результату, выводам и предложениям. В отчете должно быть обоснование выбранного направления работы, вспомогательный и иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики и др), краткие выводы и возможности применения результатов работы.

Требования к УМК: учебное пособие, методическое пособие, дневник апробации УМК, практикум.

Методическое пособие – это сложный вид представленности содержания образования, который реализуется на уровне конкретного учебного материала и является обязательной составной частью программы или образовательного курса. Адресатом пособия, как правило, является взрослый человек.

Данный жанр является наиболее сложным видом педагогической литературной продукции, поскольку рассчитан на практических работников – учителей, воспитателей и т.д., являясь практическим руководством по использованию конкретного учебного или научного материала.

В методических пособиях приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых методик, приемов, технологий в практике учебных заведений. Методическое пособие обычно оформляется в виде брошюры или книги, являясь руководством по использованию конкретного учебного материала. Эталонные критерии пособия:

1. Совместимость и дополнительность методических оснований с программой;

2. Структурированность текста в соответствии с программой;

3. Наличие списка рекомендованных к использованию пособий и литературы по темам;

4. Конкретность методических рекомендаций;

5. Наличие системы инструктивных и пояснительных указаний;

6. Наличие примеров конкретных ситуаций или плана-конспекта уроков;

7. Дифференциация заданий и их личностно ориентированная направленность.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: