Когда женщины освоили самолёт ,их выпустили на достижение рекордов по кольцевому маршруту.




В результате они добились очень хороших показателей:

5000 км. со скоростью 957,2 км в час и

10000 км.со средней скоростью 806,272км в час.

Это были мировые рекорды!

Потом стали работать над маршрутом на дальность. Летали даже во Владивосток. Для рекорда на дальность выбрали маршрут от Софии через Заполярье до Владивостока. Самолёт дали обычный рейсовый, который использовали на рейсе Москва Владивосток. Пока летели до Софии, Смагина заметила что-то неладное с центровкой.

– С такой центровкой мы далеко не улетим. – сказала она и попросила загрузить в носовую часть самолёта несколько мешков с песком.

В Софии советских лётчиц очень хорошо приняли. Им показали достопримечательности Болгарии и устроили приём в правительстве. Когда Галина отдыхала, ей неожиданно сообщили, что самолёт потёк. Ничего не понимая, она примчалась в аэропорт. Из фюзеляжа самолёта действительно текла жидкость. Оказалось, что у самолёта уже давно была течь в туалете. Эта жидкость попадала за обшивка самолёта и там при низких температуах превращалась в лёд. Ведь у нас в Союзе уже были заморозки, а на высоте уже настоящий мороз. В Софии было ещё очень тепло, и лёдначал таять.

– Так вот из-за чего нарушена центровка самолёта. – догадалась Смагина.

Никто не мог сказать, сколько лишних килограмм находилось за обшивкой в хвостовой части фюзеляжа в виде льда. Когда жидкость перестала течь, мешки с песком выбросили и сделали пробный полёт вокруг аэропорта. Теперь с центровкой всё было в норме. Наконец экипажу дали старт. Отдыхать во время полёта было некогда. Учитывая погодные условия, приходилось постоянно вести расчёты, чтоб выбрать самый экономичный режим полёта.

Галине очень хотелось посмотреть те места белого безмолвия, где летал её любимый геройиз книги Каверина «Два капитана» Саня Григорьев, но уже наступившая полярная ночь помешала этому.

Из Заполярья через Магадан повернули на юг.

– Сколько народу погибло в этом богатом, но суровом крае, – думала Смагина. и возмущалась. что большинство попали туда из-за репрессий.

Перед Хабаровском пришлось поволноваться. Экипажу сообщили, что Владивосток из-за сильного тумана закрыт. Если сесть в Хаборовске, значит не будет рекорда дальности. Если не разрешат посадку во Владивостоке, лететь обратно

Заслуженный лётчик-испытательКоккинаки Владимир Константинович

 

в хабаровск, не хвавтит горючего. Кто-то вспомнил. что, когда они были во Владивостоке. утром тоже был густой туман. а потом была отличная погода. Взвесив все за и против, решили лететь до конечного пункта. Им повезло. Владивосток встретил женский экипаж ярким солнцем. Там ждала их целая комиссия и, конечно их наставник Владимир Коккинаки..

Женщины вспомнили о коробках, которые погрузили в Софии. На коробках было написано: «вскрыть во Владивостоке». Значит болгары верили, что женский экипаж долетит до конечного пункта. В одной коробке были прекрасные розы а в другой лучшее болгарское вино. Рабость была неимоверная. Ещё бы. Наши советские женщины установили мировой рекорд: без посадки пролетели 10420 километров за13 часов 21минуту.

По средней скорости совсем чуть-чуть не дотянули до мужского рекорда.

Во Владивостоке Коккинаки вручил Галине Смагиной нагрудный знак и удостоверение пилота первого класса. Ещё он подарил ей свою фотографию

Экипаж готов был лететь на своём самолёте в Москву, но им не разрешили и доставили в столицу на другом самолёте уже в качестве пассажиров. Были у них планы поставить ещё рекорды, но где-

то в верхах решили. что их достижений уже достаточно.

.Звёздный городок. Галина Смагина рядом с Алексеем Архиповичем Леоновым.

 

В Москве им пришлось выступить в колонном зале. Очень интересным было посещение изостудии Грекова. Незабываема была встреча с космонавтами.

 

Вернувшись в родной город, Смагина поспешила на завод. где начинала свою трудовую деятельность. Конечно. сразу направилась в инструментально-конструкторское бюро., где рассказывала о своей работе в Душанбе и о женских рекордах. Юлий Семёнович Гросбаум уже оставил должность главного инженера, но он с удовольствием показывал заводской музей и рассказывал о достижениях предприятия.

 

Ю. С. Гроссбаум показывает Галине Смагиной заводской музей.

 

Кончились торжественно-поздравительные мероприятия. Надо было возвращаться к обычной работе. Галина решила остаться в Пеми.

 

Конечно, когда ребёнок находится под присмотром родителей, а не с какой-то няней, на душе на много спокойней. Смагина занялась переводом из Душанбе в Пермский аэропорт Большое Савино. Ей предложили летать на Ту 134, но для этого надо было переучиться.

Галина снова расстается с сыном и едет в Ульяновск. Квартиру в Душанбе удалось поменять на пермскую, правда далеко от родителей и садика, куда водили малыша.

Не скоро доверили Смагиной кресло командира, словно пермские самолёты летают ни как все, а хвостом вперёд. Но Галина знала, какое отношение к женщине в авиации и терпеливо ждала. Конечно полёты над равнинной местностью отличаются от полётов на Памире. но для этого и училась она в Ульяновске.

Полёты – это особая отдельная статья, – говорит Галина Олеговна. - Мы ведь тогда летали много. В расписании Пермского аэропорта Большое Савино было сто двадцать восемь маршрутов. Кажется всё уже отточено до автоматизма, один и тот же самолёт, тот же экипаж и давно изученный маршрут, но тем не менее каждый полёт отличается от предыдущего. То другая загрузка, то отличные от предыдущего

полёта метеоусловия, то военные что-нибудь перекроют. В Перми ведь одной полосой пользуются и гражданские и военные самолёты, а это не так-то просто. Иногда во время полёта удаётся полюбоваться необъятными просторами нашей Родины, но чаще мешают этому облака, грозы и ночное время суток

На вопрос: влияет ли настроение пилота на качество полёта? Смагина отвечает:

– Конечно, влияет, но это замечает только экипаж. Ведь не может чем-то расстроенный пилот хряпнуть со злобой самолёт о бетонную полосу. Все его действия фиксируют самописцы. Не будешь ведь потом объяснять, что у тебя было плохое настроение. Мне везло на экипажи. Мы знали друг о друге буквально всё и старались не подводить друг друга. В авиации дисциплина, особенно самодисциплина, имеет очень большое значение. Чего не хватает нынешней молодёжи.

За достижение рекордов Галину Олеговну Смагину наградили орденом Трудового красного знамени. Награду, почему-то, вручали в городе Свердловске, где её никто не знал. Чтоб не расстраиваться, она купила себе букет цветов и вернулась в родную Пермь. Как говорит сама Смагина: – «Съездила, словно за куском колбасы»

Наконец, она стала летать в качестве командира корабля. Мало того, её выбрали делегатом двадцать шестого съезда КПСС. Во время съезда Смагиной удалось познакомиться с очень известными людьми.

Галина Олеговна вспоминает:

– Большой круг знакомств образовался после выбора меня делегатом XXVI съезда КПСС.

Довелось общаться с Терентием Мальцевым, дважды героем Социалистического труда, известным селекционером из Кургана, удивительно простым, обыкновенным человеком, преданным Земле..

Встреча с известным земледельцем Терентием Семёновичем Мальцевым.

 

 

Удалось побывать в комитете Советских женщин, который возглавляла герой Советского Союза лётчик-космонавт Валентина Терешкова. После задушевной беседы она подарила мне испанский платок.

Очень оживлённый профессиональный разговор состоялся с героем Советского Союза летчиком-космонавтом Георгием Береговым. Он был удивлён, что я летала на истребителях МИГ-15 и МИГ-17.

Очень интересно и приятно было побывать в гостях у легендарной летчицей Валентины Гризадубовой. Ведь еще в 30-х годах она установила мировые рекорды с М.Расковой и П.Осипенко. Я ей привезла репродукции с картины этих летчиц, которая хранится в нашей Пермской галерее.

 

По возвращению в родной город ей пришлось много выступать в самых разных организациях. Попросили выступить даже в женской колонии. То полёты, то выступления. Она почти не бывала в семье. В это время она съехалась с родителями и, наконец, вышла замуж, а спрос на Галину Смагину всё возрастал. Вот она уже член горкома КПСС, потом обкома. Кроме этого у неё была основная работа – это полёты. В то время в расписании Пермского аэропорта Большое Савино было сто двадцать восемь маршрутов. Не каждому мужу понравится такая занятая жена. Хотя он ведь знал на ком женился. Главное всё-таки, как выяснилось они оказались совершенно разными людьми. Во всяком случае, семейного счастья не получилось, и они расстались. Галина не сожалеет об этом. Спустя годы, она переживает лишь о том, что из-за постоянной занятости мало уделяла внимания сыну. А ему часто за малейшие проступки говорили: – Как ты можешь. когда у тебя такая известная мать.

Разве им известно, какой была мать в его годы? Если б она была скромной послушной девочкой, то не было бы и лётчицы Галины Олеговны Смагиной.

В Пермском авиаотряде летала она до тысяча девятьсот восемьдесят девятого года. Прощание с лётной жизнью было длительным и очень тя жёлым. Трудно было отвыкнуть от лётной дисциплины. Часто с завистью смотрела на пролетающие над городом лайнеры.

В это же время у Галины Олеговны начались

проблемы со здоровьем. Когда, наконец, она

пришла в себя, то не раздумывая направилась в Авиационный техникум. Там её знали и даже ждали. Она не раз выступала перед студентами. Преподавателей с высшим авиационным образованием там было не так уж много. а летающим авиатором она оказалась одна. Иногда кроме специальных авиационных предметов ей приходилось читать лекции и по станкам, и по инструменту, и преподавать другие предметы. Директор техникума говорил: – Раз ты инженер, должен знать всё. Иди и учи других.

 

Здание Авиационного техникума имени

А.Д. Швецова

 

Вот уже больше двадцати лет Галина Олеговна передаёт свои знания молодёжи и каждый раз, когда заходит разговор об авиации, в её душе просыпается пилот и озорным огоньком загораются глаза. Кроме преподавания в техникуме, она создала музей Авиации и космонавтики. Много

сил отдаёт для пополнения его экспонатов и

Выпуск авиатехникума 1992год. В центре первого ряда заведующая отделением авиадвигатели Г.О. Смагина

 

проводит в нём экскурсии для посетителей.

Директор техникума Александр Дмитриевич Дическул говорит о Смагиной так:

– Очень интересный человек работает в нашем учебном заведении. Знаменательно то, что Галина Олеговна Смагина заканчивала наш техникум и опять вернулась в него, когда завершила лётную работу. Свой богатейший опыт и свои знания она передаёт учащимся в родном техникуме и когда была зав отделением авиа двигатели, и когда работает просто преподавателем.

Колоссальная энергия и умение рассказать о интересных моментах из своей лётной жизни завораживают ребят.

Мы гордимся, что добились присвоения ей звания «Почётный гражданин города Перми».

Огромная заслуга её в том, что она создала музей авиации и космонавтики. Этот музей находится в нашем техникуме. Экспонатов унеё гораздо больше, чем вошло в две аудитории, но даже то, что размещено поражает порядком и последовательностью. В музее можно подробно узнать о развитии гражданской авиации, космонавтики и нашего истребительного полка в Соколе. Посещая музей ребята, а кнам ходят начиная с четвёртого класса и старше, получают познавательные, воспитательные и профориетационные моменты. Галина Олеговна мастерски рассказывает о развитии авиации в нашем городе. Знакомит с дятельностью выдающихся конструкторов Аркадии Дмитриевича Швецова, ПавлаАлександровича Соловьёва,Александре Александровича Иноземцева. В музее есть возможнось рассказать окосмичесих достижениях в нашем Пермском крае.

Большое участие Галина Олеговна принимала в издании книги о нашем техникуме. Мы издали пока только первую часть о Реальном Алексеевском училище (1876- 1917гг) Она принимала большое участие в отборе материалов для книги, редактировала её. Мы надеемся, что она примет участие и в выпуске книг о дальнейшей истории техникума с 1917 года до нашиъ дней.Это видимо будет ещё два тома истории нашего Авиационного техникума имени Аркадия Швцова.

 

Галина Олеговна Смагина с Мариной Попович в музее Техникума.

 

Страницы жизни Галины Олегвны Смагиной будут интересны не только тем, кто когда-то знал её или слышал о ней, но и молодому поколению Она может стать примером для подражания.

 

В 2001-ом году за личный вклад в развитие авиации, подготовку кадров авиационной промышленности, повышение престижа города Перми и России на мировом уровне Галине Олеговне Смагиной было присвоено звание «Почётного гражданина города Перми».

Одновременно такое же звание было присвоено известному художнику Анатолию Николаевичу Тумбасову.

Смагина вспоминает

:– У нас завязались тёплые отношения и искреннее уважение. Оказалось, что этот талантливый художник, воспевший красоту уральской природы, во время войны служил механиком авиавооружения. К сожалению его уже нет в живых, но его работы и сегодня можно увидеть в галерее гимназии № 4 и интернате № 3.

Сын Денис давно уже стал взрослым. У него своя семья, Жена Оля идочька Настя. К сожалению, взросление его прошло в дикие девяностые годы, когда к нам пришел бандитский капитализм с рыночными отношениями. Но не каждому дано делать деньги. Поэтому при всём желании и старании бизнесмен из него получился не очень успешный. Видя, как мать, несмотря на возраст, продолжает работать, он говорит:

– Вот ты всю себя отдавала авиации и общественной работе, имеешь звание Почётного гражданина города Перми, награждена Строгановской премией «За честь и достоинство», а пенсию получаешь, как рядовая работница.

– Разве из-за денег я рвалась в лётчики? – возмущается Галина Олеговна. – Мы стремились к тому, что нам было интересно – Разве из-за денег я рвалась в лётчики? – возмущается Галина Олеговна. – Мы стремились к тому, что нам было

 

 

Галина Олеговна с внучкой Настей

 

интересно. Меня совсем не волнует жизнь попсовых звёзд. Какая разница, кто с кем живёт или кто от кого ушёл, зато мне очень интересно над чем работают наши умнички авиастроители.

Как интересно было разговаривать с конструктором ракет Лавровым Львом Николаевичем. Такие люди в жизни не очень «популярны»,,но эти скромняги большие умницы, и делают очень важные и удивительные дела и при этом, любят окружающий мир. Он подарил мне картину «Хохловка», которая до сих пор висит у меня дома.

Или взять другую отрасль. Какой прекрасный самородок Курганский доктор Елизаров. Мне довелось даже африканского принца перевозить к нему. Потом думала. что самой придётся ехать в Курган со своими проблемами.

Мы знали с кого делат жизнь. Всю жизнь старались походить на молодогвардейцев, на Мересьева, на Саню Григорьева. «Бороться и искать, найти и не здаваться!» - это был и наш девиз. Я боролась и нашла своё счастье в авиации, Ну а теперь стараюсь не здаваться.

Во время летнего отпуска Галина Олеговна выезжает на свою дачу. Там она почти ничего не сажает. Дышит чистым воздухом, любуется чудными пейзажами. В прохладную погоду любит сидеть у печки и, глядя на пламя. вспоминать свою жизнь, тех, с кем довелось работать или просто встречаться.

 

Учебный самолёт Як-18у

Спортивный самолёт z-326

Реактивный истребитель Миг-17

 

Реактивный пассажирский самолёт Як-40

 

 

Турбовинтовой лайнер Ил-62м

Реактивный пассажирский самолёт Ту 134

 

 

Евгений Иванович Старков

Жизнь на крыльях

Документальная повесть.

В книге использованы фотографии из архива Г.О. Смагиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: