Основные финансовые показатели
Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса для магистров «Современный управленческий учет» и продолжает серию публикаций отдельных тем. Ранее были опубликованы:
1.1. Баланс, его структура и основные понятия
1.2. Отчет о прибылях и убытках
2.1. Поведение затрат при изменении объемов деятельности
2.2. Анализ безубыточности
2.3. Использование анализа затрат для принятия управленческих решений
2.4. Калькулирование себестоимости продукции
Позвольте начать с небольшого философского отступления… J Наши организации являются весьма сложными системами, т.е. сущностями, которые в результате взаимодействия частей могут поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Системы, функционирующие как целое, обладают свойствами, отличающимися от свойств составляющих их частей. Они известны как эмерджентные, или возникающие, свойства. Они «возникают», когда система работает. Разделив систему на компоненты, вы никогда не обнаружите ее существенных свойств. Единственная возможность узнать, что из себя представляют эмерджентные свойства, состоит в том, чтобы заставить систему работать. Эмерджентные свойства нельзя измерить ни одним из наших органов чувств. Измеряют лишь проявление эмерджентных свойств. В связи с этим, возможны искажения, если ограничиться измерением лишь одного или нескольких параметров.
Из сказанного становится понятным, почему работу компании нельзя охарактеризовать небольшим числом (а уж тем более одним!) показателем. Успех – эмерджентное свойство, которое нельзя измерить прибылью, рентабельностью, долей рынка и т.п. Все эти параметры лишь в той или иной степени характеризуют успех. Тем не менее, финансовые показатели, которые мы сейчас рассмотрим, являются характерными индикаторами успеха. Своим философским отступлением я только хотел предостеречь от абсолютизации того или иного показателя, а также от введения системы управления, основанной на небольшом числе показателей.
|
Показатели прибыльности (рентабельности)
Маржинальность продаж = (Доходы от продаж – (минус) Себестоимость реализованной продукции) / Доходы от продаж (рис. 1)
Рис. 1. Маржинальность продаж
Понятно, что маржинальность продаж зависит, как от торговой наценки, так и от того, какие расходы мы отнесем на себестоимость. Наиболее релевантным, с точки зрения принятия управленческих решений, является подход, когда в себестоимость включают только полностью переменные расходы (подробнее см. 2.3. Использование анализа затрат для принятия управленческих решений и 2.4. Калькулирование себестоимости продукции).
Расходы от основной деятельности = Себестоимость реализованной продукции + Коммерческие расходы + Административные расходы
Прибыль от продаж = Доходы от продаж – Расходы от основной деятельности
Рентабельность основной деятельности = Прибыль от продаж / Доходы от продаж (рис. 2).
Рис. 2. Рентабельность основной деятельности (или рентабельность реализации)
В доходы и расходы не следует включать результаты необычных операций, чтобы не исказить показатели основной деятельности (в примере «прочие расходы» и «прочие доходы» не включены в расчет параметра).
Показатели эффективности деятельности
|
Прибыль от продаж (она же операционная прибыль или прибыль от операций) – это прибыль на активы всех тех, кто внес вклад в эти активы, следовательно, эта прибыль принадлежит тем, кто предоставил активы, и должна распределяться между ними. Эффективность (прибыльность, рентабельность) использования активов можно определить делением одного из показателей прибыли (рис. 3а) на один из показателей баланса (рис. 3б).
Рис. 3. Четыре вида прибыли (А) и три вида активов (Б)
Наиболее релевантными считаются два показателя.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE) = Чистая прибыль (прибыль после выплаты налогов, см. (4) на рис. 3а) / Среднегодовая величина собственного (акционерного) капитала (см. рис. 3б). ROE показывает доходность капитала акционеров.
Коэффициент рентабельности суммарных активов (Return On Total Assets, ROTA) = операционная прибыль (или прибыль до уплаты процентов и налогов, см. (1) на рис 3а) / Среднегодовая величина совокупных активов (см. рис. 3б). ROTA измеряет операционную эффективность компании.
Для удобства управления доходностью совокупных активов менеджмент разбивает коэффициент ROTA на две части: рентабельность реализации и оборачиваемость совокупных активов:
ROTA = Рентабельность реализации * Оборачиваемость совокупных активов
Вот как получается эта формула. По определению:
ROTA =
Домножим числитель и знаменатель на выручку от реализации
ROTA = *
Но
= Рентабельность продаж; а…
= Оборачиваемость совокупных активов
Рентабельность реализации и оборачиваемость совокупных активов являются не самыми удобными операционными показателями, так как на них нельзя воздействовать непосредственно; каждый из них зависит от совокупности отдельных результатов, полученных на разных участках деятельности. Чтобы добиться нужных значений этих двух показателей, можно воспользоваться системой показателей более низкого уровня.
|
Для повышения рентабельности обычно увеличивают маржинальность продаж, а также снижают операционные расходы, включающие:
· Прямые расходы на материалы и заработную плату
· Общепроизводственные накладные расходы
· Административные и коммерческие расходы
Для увеличения оборачиваемости совокупных активов, повышают оборачиваемость:
· Товарно-материальных (складских) запасов
· Дебиторской задолженности