Публичное выступление
Публичная речь - явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.
Хорошая речь насчитывает 10 элементов: ясность, образность, объективность, юмор, повторение, лаконизм, повышение внимания, целенаправленность, смысловую насыщенность, неожиданность.
Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.
Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов:
-сбор материала,
- отбор материала и его организация,
- обдумывание материала,
- подготовка тезисов или плана,
- стилистическое оформление,
- написание текста выступления,
- мысленное освоение,
- проба речи.
«Публичное выступление. Этапы подготовки, структура выступления»
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные. Такая речь может быть посвящена юбилею лица, организации, встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате... Главная задача этой речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей.
|
Приветственная речь должна быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие примеры, ассоциации, средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест, торговую речь. Цель торговой речи – направленное воздействие на внимание, память, эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта цель обусловливает содержание и язык рекламного текста. В нем яркими словами, наглядно должны характеризоваться 2–3 самых важных качества товара или услуги, подчеркиваться уникальные черты, преимущества, которые они дают потребителю. Целесообразно говорить о результате, приводить доводы, косвенно повторяя основные из них. Высказывание должно быть построено в форме доброжелательного совета. Нельзя «навязывать» что-то аудитории и льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего предприятия.
|
ЭТАПЫПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»),
2)составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio – «расположение»),
3) «словесное выражение», литературная обработка речи (elocutio), 4)заучивание, запоминание текста (memoria – «память»),
5)произнесение (pronuntiatio).
В настоящее время в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:
§ докоммуникативный (1.определение темы и цели выступления 2.оценка аудитории и обстановки 3.подбор материала 4.создание текста 5.репетиция),
§ коммуникативный (6. произнесение речи 7. ответы на вопросы, ведение полемики),
§ посткоммуникативный (8. анализ речи).
Античная риторика исключительно БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛА ПОДГОТОВКЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (это четыре из пяти этапов приведенной схемы).
1) Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.
Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким-либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении.
|
2) Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами». Необходимые сведения о тех, на кого рассчитана речь – это: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление – в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон... Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20–30 сантиметров между ртом и микрофоном.
Проксемика описывает следующие способы размещения слушателей в аудитории:
1.Аудиторное размещение - Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников;
2. «Конференция» - Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений;
3. «Подкова» - Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля;
4.V-образное расположение - Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора;
5. «Круглый стол» - Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем;
6. «Кабаре» - Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания.
Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.
3) Следующая ступень докоммуникативного этапа – составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы:
Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:
а) знания, практика; б) личные контакты, беседы, интервью; в) воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.
Опосредованные:
а) официальные документы; б) научная и научно-популярная литература; в) художественная литература; г) статьи газет и журналов; д) передачи радио и телевидения; е) справочная литература: энциклопедии, словари; ж) результаты социологических опросов.
«Живой» опыт всегда хорошо воспринимается слушателями, он убедителен и ему верят.
Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим. Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.
Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
4) Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.