Автоматизированная информационная система — это совокупность технических и программных средств, обеспечивающих ввод, передачу, хранение, обработку и представление информации. Информация объекта управления формируется на уровне реквизитов, показателей; объединяется в информационные массивы. Совокупность массивов образует информационный поток. Информационный поток—это последовательность однородных сообщений, документов, запросов. Поток можно охарактеризовать следующими показателями: интенсивностью, средним объемом информации (количеством символов), поступающих в единицу времени, показателем неравномерности в течение заданного периода. Схема информационных потоков отражает движение информации, их построение обеспечивает исключение дублирования, оптимизацию путей прохождения информации.
Под информацией понимаются сведения о фактах, событиях, процессах и явлениях, состоянии объектов (их свойствах, характеристиках) в некоторой предметной области, воспринимаемые человеком или специальным устройством и используемые
(необходимые) для оптимизации принимаемых решений в процессе управления данными объектами.
Информация может существовать в различных формах в виде совокупностей некоторых знаков(символов, сигналов и т.п.) на носителях различных типов. В связи с развивающимся процессом информатизации общества все большие объемы информации
накапливаются, хранятся и обрабатываются в автоматизированных системах, построенных на основе современных средств вычислительной техники и связи.
На железнодорожном транспорте информация представляется в виде сообщений, предаваемых в автоматизированную систему оперативного управления перевозками с линейных подразделений железной дороги. Все сообщения придерживаются строгого
определенного макета и имеют свой номер. Сам макет любого сообщения состоит из двух частей:
служебная фраза-номер сообщения, выполняемая операция и общие сведения об объекте;
информационная фраза - сведения о каждом вагоне, грузе, клиенте в отдельности.
Сообщения, переданные в автоматизированной системе оперативного управления перевозками (АСОУП) с ошибкой, отклонением от макета, будут возвращены системой отправителю для корректировки.
АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы предприятий дороги. АСОУП обеспечивает оперативной информацией соответствующих работников своей дороги и центр
управления перевозками (ЦУП) ОАО «РЖД». Эта система является центральной частью действующей системы управления перевозками. Общее число подключенных к АСОУП абонентов превышает 18тыс. ежедневно ими вводится 300 тыс. Информационных сообщений (80 млн. знаков) и формируется более 420 тыс. документов. В систему поступает практически 100 % телеграмм - натурных листов. В среднем на каждый поезд передается 8 входных сообщений, потребляются 15 документов по запросу и 33 документов в регламенте.
АСОУП – первая попытка построить глобальную систему
управления железнодорожным транспортом в целом. По замыслу разработчиков в системе должна собираться и храниться информация обо всех перемещаемых объектах ж.д. транспорта, к которым относятся вагоны, грузы, контейнеры, поезда, локомотивы,
отправки. Информация в базу данных системы поступает с помощью макетов сообщений.
В основу построения модели положен пономерной учет объектов.
Одними из первых сообщений АСОУП – телеграмма - натурный лист поезда, вагонный лист и др.
Функциональный состав АСОУП ориентирован, прежде всего на
информационное обслуживание оперативных работников инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования.
Телеграмма - натурный лист (ТГНЛ) грузового поезда являются основным информационным сообщением за номером 02 и необходима для подготовки полного натурного листа поезда. ТГНЛ включает сведения о поезде в целом и о каждом вагоне в отдельности.
Пример [1]:
(:02 6251 4221 6541 020 6544 08 12 13 05 045 259 5 0000 0 0:
01 52255689 20 025 65874 69855 2554 0 0 0 2 00/00 00000 000 охр:
02 52244785 20 045 65874 69855 2554 0 0 0 2 00/00 00000 000 охр
Все сообщения и запросы в(из)АСОУП составляют информационный поток.
Для обработки данного потока АСОУП состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:
- технических средств обработки передачи данных (средств вычислительной техники и связи);
- методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программного обеспечения;
- информации (массивов, наборов, баз данных);
- персонала и пользователей системы, объединенных по организационно-структурному и технологическому типу и для выполнения автоматизированной обработки информации (данных) с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов
информационных отношений.
Основные информационные сообщения:
а) сообщения о дислокации и состоянии поезда:
200 - сообщение об отправлении поезда со станции;
201 - о прибытии поезда;
202 - о проследовании поезда;
203 - о расформировании поезда;
204 - о бросании поезда и других задержек поездов в пути следования;
205 - о готовности поезда к отправлению;
206 - сообщение о движении пассажирских поездов;
207 - о составе поезда, не имеющих ТГНЛ;
208 - об объединении и разъединении составов поездов;
209 - сообщение об изменении индекса поезда.
Сообщения запросы посылают:
- работники аппарата управления;
- работники, непосредственно связанные с выполнением технологических операций (они посылают запросы на выдачу первичных документов, например НЛ (натурный лист)).
Наиболее часто используются следующие запросы:
Запрос 212 - запрос справок о работе территориальных объектов дороги. Вид справки указывается номером справки.
Корректирующие сообщения.
Эти сообщения вводятся, если информационные сообщения и сообщения запросы введены с ошибками и в тех случаях, когда с течением времени возникла необходимость в обновлении ранее переданной информации.
Корректирующее сообщение 555 – вводится для исправления ошибок, обнаруженных в результате форматного и логического контроля информации.