Концепция синдрома профессионального выгорания




РЕФЕРАТ

Синдром профессионального выгорания и его профилактика среди профессиональных контингентов МЧС России по Республике Мордовия


Введение

Безусловно, актуальной является проблема психического здоровья и профессионального долголетия специалистов в любой области деятельности. Фактором, определяющим мотивацию и качество профессиональной деятельности, может являться уровень эмоционального выгорания, точнее степень его компенсации. По данным исследований к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и сотрудники МЧС, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов, приводящим к существенным личностным деформациям. Работники МЧС, постоянно имеют дело с чрезвычайными, экстремальными ситуациями, очень часто видят страдания и смерть людей, рано или поздно могут столкнуться с определенными психологическими проблемами, влияющими на их эмоциональное состояние и профессиональную деятельность. Это так называемый «синдром профессионального выгорания».

Каждому работающему человеку необходимо время от времени задаваться вопросом: «Какое влияние оказывает на меня моя работа, может быть, у меня появляются издержки профессиональной деятельности?». Очень важно внимательно относится к появлению недомогания, плохого настроения. Ведь первые признаки негативных профессиональных изменений появляются незаметно. Только сам профессионал может своевременно распознать первые признаки деформаций и принять необходимые меры.

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы - обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному - сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или профессиональной деструкции.

Профессиональное развитие - это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии профессионалом такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

С ростом субъективной трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства. Таким образом, такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, наряду с профессиональным мастерством определяет эффективность деятельности специалиста в трудных ситуациях.

Психологическая устойчивость - это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких как: тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровня развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познавательный (интеллектуальный), мотивационный и психомоторный компоненты.

Индикатором успешности специалиста является профессиональное здоровье, определяемое как способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности.

В рамках комплексного подхода под профессиональным здоровьем понимается «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни».

Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, в негативных изменениях личностных качеств человека, в утрате смысла профессиональной деятельности. Нарушения могут затрагивать не только разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, но и вторгаться в сферу личной жизни и соматического здоровья.

 


 

Концепция синдрома профессионального выгорания

Научное изучение синдрома выгорания началось в 70-х годах XX века. Поводом для изучения этой проблемы явилось наблюдение за работниками американской «службы психологической и социальной поддержки», в которой работали психологи, социологи и врачи. Специалисты через определенный период работы как правило становились вспыльчивыми и раздражительными, теряли интерес к работе, испытывали чувство опустошения или истощения. Естественно, в подобном состоянии выполнение профессиональных обязанностей не могло быть эффективным. Исследование этого явления привело к выявлению особой формы стрессового воздействия - «стресса общения». Сам феномен получил название: «выгорание персонала» или просто «выгорание».

Первоначально в качестве основной причины развития выгорания персонала выделили состояние эмоционального переутомления. Можно предположить, что специалисты ни психологически, ни методически не были подготовлены к большим эмоциональным затратам, которые неизбежно возникали в процессе профессиональной деятельности.

Общение, чаще всего неформальное, с целью оказать определенное воздействие (например: успокоить) требует от специалиста активного включения эмоций. Очевидно, что при организации и отборе персонала руководители службы не учли вероятность развития негативных последствий влияния напряженной психоэмоциональной среды на специалистов.

При дальнейшем изучении данной проблемы в более широком контексте оказалось, что явление «выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где специалист по долгу профессии должен проявлять к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, эмпатию. Особенно сильно феномен «выгорания» проявляется у представителей «помогающих» профессий: психологов, врачей, учителей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников.

В течении более чем 30 лет изучения феномена «выгорания персонала» зарубежными и отечественными исследователи создано значительное количество моделей, описывающих данный феномен.

Удобно ознакомиться с этими моделями не в хронологическом порядке их создания, а по мере усложнения их структуры.

Однофакторная модель разработана Pines и Aronson в 1988 г. Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение в этой модели рассматривается как основная причина компонента выгорания, а негативные переживания и проявления поведения считается следствием.

Авторы исследовали это явление у представителей социальных профессий, но подчеркивали, что риск выгорания распространяется и на представителей других профессий.

В двухфакторной модели авторы рассматривали выгорание, состоящим из двух компонентов: эмоционального истощения и деперсонализации. К первому компоненту относятся жалобы на физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Ко второму относятся изменения отношений или к пациентам, или к себе. Авторы двухфакторной модели Д. Дирендонк, Б. Шауфели, X. Сиксма проводили исследования среди медсестер.

Следует подчеркнуть, что применительно к синдрому выгорания содержание понятия «деперсонализация» отличается от значения, закрепленного в DSM-IV (в DSM-IV деперсонализация определяется как нарушение восприятия: субъективное ощущение нереальности и отчуждения, измененности собственного «Я»). Разные исследователи синдрома выгорания вкладывают различный смысл в термин «деперсонализация». В целом, деперсонализацию можно определить следующим образом: дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Для всех проявлений деперсонализации характерна утрата эмоционального компонента психических процессов: потеря чувств к близким, снижение эмпатии - отзывчивости, соучастия.

В рамках трехфакторной модели, авторами которой являются К. Маслах и С. Джексон, синдром психического выгорания включает следующие компоненты: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Как и в однофакторной модели, эмоциональное истощение рассматривается в качестве основного компонента синдрома и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном пресыщении.

Второй компонент - деперсонализация - отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

Третий компонент - редукция личностных достижений - может проявляться или в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

Трехфакторная модель, безусловно, отражает специфические особенности сферы социального обслуживания людей. Однако, дальнейшие исследования не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее применения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это позволило модифицировать и расширить понятие выгорания и уточнить структуру синдрома.

В результате проведенных исследований появилась возможность определения выгорания как профессионального кризиса, связанного с профессиональной деятельностью в целом, а не только с

межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое определение синдрома выгорания повлекло необходимость расширения и модификации в определениях основных компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений и обязанностей.

С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к субъектам профессиональной деятельности, но и к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

В четырехфакторной модели один из трех компонентов синдрома выгорания разделяется на два отдельных фактора: по отношению к субъектам профессиональной деятельности и по отношению к работе.

Например: эмоциональное истощение связанное с работой и с субъектами профессиональной деятельности.

При изучении синдрома выгорания закономерно возник вопрос о динамике развития этого синдрома. В рамках процессуальных моделей динамика развития синдрома выгорания рассматривается как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Специалисты пытаются создать эмоциональную дистанцию в отношениях с клиентами как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

В основе динамической фазовой модели выгорания, предложенной Р.Т. Голембиевским и Р.Ф. Мунзенридером, лежит представление о сложной динамике развития данного синдрома. Авторы выделяют три степени и восемь фаз выгорания, которые отличаются взаимоотношением показателей по всем трем факторам, диагностируемых с помощью опросника MBI (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений). Предложенная модель позволяет выделить низкую (1-3 фазы), среднюю (4-5 фазы), высокую степень выгорания (6-8 фазы). Последняя степень выгорания является переходом к энергетическому истощению, характеризующаяся появлением высоких показателей эмоционального истощения.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, развивающийся во времени и с нарастающей степенью выраженности негативных проявлений.

стадия (медового месяца) - на этой стадии работник обычно доволен своей работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако, со временем работа приносит меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

стадия (недостаток топлива) - на этой стадии появляется усталость и работник может начать употреблять различные психоактивные вещества. Еще один признак - проблемы со сном.

стадия (хронические симптомы) - на этой стадии чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, и таким психологическим проявлениям как злоба или чувство подавленности.

стадия (кризис) - на этой стадии может развиться настоящее заболевание, в результате чего человек теряет работоспособность, из-за возникающего пессимизма, сомнений в себе и / или озабоченности проблемами могут испортиться отношения в семье.

стадия (пробивание стены) - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие болезни, грозящей инвалидизацией или смертью.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы:

физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);

аффективно-когнитивпаые реакции в виде асоциальных или иррациональных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация, деперсонализация);

поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, редукция от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и эффективность).

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической нагрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, в первую очередь - эмоциональной.

Согласно концепции М. Буриша (1994), развитие синдрома происходит по стадиям. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие чрезмерно высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а так же условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома профессионального выгорания М. Буриш выделяет следующие основные фазы.

. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

• чрезмерная активность;

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

• ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

• чувство усталости;

• бессонница;

• угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

• потеря положительного восприятия коллег и переход от помощи к надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

• отсутствие эмпатии;

• безразличие;

• циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

• нежелание выполнять свои обязанности;

• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;

. Эмоциональные реакции

а) Депрессия: в постоянное чувство вины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в не удачах;

• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты с окружением.

. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

• отсутствие собственной инициативы;

• снижение эффективности деятельности;

• выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

• безразличие, избегание неформальных контактов;

• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой;

• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции:

• снижение иммунитета;

• неспособность к релаксации в свободное время;

• бессонница, сексуальные расстройства;

• повышение давления, тахикардия, головные боли;

• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование:

• отрицательная жизненная установка;

• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

• экзистенциальное отчаяние.

 

Сравнительная таблица стадий развития синдрома профессионального выгорания в динамических моделях М. Буриша и Дж. Гринберга

Модель Дж. Гринберг Модель М. Буриш
1 стадия «медовый месяц»Сотрудник обычно доволен своей работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако, со временем работа приносит меньше удовольствия и работник становится менее энергичным. 1. Предупреждающая фазаа) Чрезмерное участие: - чрезмерная активность; - отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; - ограничение социальных контактов. б) Истощение: - чувство усталости; - бессонница; - угроза несчастных случаев.
2 стадия (недостаток топлива)Появляется усталость и сотрудник может начать употреблять различные психоактивные вещества. Еще один признак - проблемы со сном. 2. Снижение уровня собственного участия а) По отношению к сотрудникам, клиентам: - потеря положительного восприятия коллег и переход от помощи к надзору и контролю; - приписывание вины за собственные неудачи другим людям; - доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, по отношению к клиентам проявление негуманного подхода. б) По отношению к остальным окружающим: - отсутствие эмпатии; - безразличие; - циничные оценки. в) По отношению к профессиональной деятельности: - нежелание выполнять свои обязанности; - акцент на материальный аспект приодновременной неудовлетворенности работой. г) Возрастание требований: - потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; - чувство переживания того, что другиелюди используют тебя; - зависть.
3 стадия (хронические симптомы)Чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, и таким психологическим проявлениям как злоба или чувство подавленности. 3. Эмоциональные реакцииа) Депрессия: в постоянное чувствовины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии. б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в не удачах; - отсутствие толерантности и способности к компромиссу; - подозрительность, конфликты с окружением.
  4. Фаза деструктивного поведенияа) Сфера интеллекта: - снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; - ригидность мышления, отсутствие воображения. б) Мотивационная сфера: - отсутствие собственной инициативы; - снижение эффективности деятельности; - выполнение заданий строго по инструкции. в) эмоционально-социальная сфера: - безразличие, избегание неформальных контактов; - отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; - самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
4 стадия (кризис)На этой стадии может развиться настоящее заболевание, в результате чего человек теряет работоспособность; могут испортиться отношения в семье. 5. Психосоматические реакции:- снижение иммунитета; - неспособность к релаксации в свободное время; - бессонница, сексуальные расстройства; - повышение давления, тахикардия, головные боли; - боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; - зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
5 стадия (пробивание стены)Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие болезни, грозящей инвалидизацией или смертью. 6. Разочарование:- отрицательная жизненная установка; - чувство беспомощности и бессмысленности жизни; - экзистенциальное отчаяние.

 

Из приведенной выше сравнительной таблицы представляется возможным сделать вывод о том, что модели профессионального выгорания Гринберга и Буриша взаимодополняют друг друга, в них используется сходный подход. Очевидно, что этих моделях проявления синдрома выгорания не ограничиваются профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, отражаться на соматическом здоровье, в экзистенциальных аспектах его бытия, а не только в профессиональном общении. Кроме того, анализируя различные модели выгорания, можно сделать вывод о том, что в различных профессиональных группах выраженность симптомов может быть различной, в зависимости от особенностей профессии. А механизмы, этапы развития выгорания, структура синдрома остаются неизменными. Кроме того, необходимо еще раз подчеркнуть, что проблемы профессионального выгорания у представителей профессий «человек-образ», «человек-машина», «человек-машина-человек» не достаточно изучены.

Изучение этого феномена в перечисленных профессиях, вероятно, дополнит представления о структуре синдрома выгорания.

Наиболее разработанной, полной и имеющей большую практическую значимость нам представляется концепция эмоционального выгорания В.В. Бойко. С точки зрения автора, эмоциональное выгорание - динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При эмоциональном выгорании можно выделить фазы, соответствующие фазам развития стресса:

. нервное (тревожное) напряжение - его создают хронически напряженная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

. резистенция, сопротивление, - профессионал пытается с той или иной степенью успешности оградить себя от негативного влияния психотрамвирующих обстоятельств профессиональной деятельности;

. истощение - оскудение психических ресурсов, значительное снижение эмоционального тонуса, которое возникает, если стратегии сопротивления оказались неэффективными.

Каждой фазе соответствуют отдельные признаки или симптомы развивающегося синдрома эмоционального выгорания.

Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза напряжения включает следующие симптомы:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства». Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его со стояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита».

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации».

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологическая защита - «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Синдром эмоционального выгорания складывается под воздействием ряда факторов имеющих субъективный, субъективно-объективный или социально-психологический и объективный характер.

Безусловно, существуют профессии, в которых ряд объективных факторов является принципиально неустранимым. К таким факторам можно отнести и ряд специфических особенностей, свойственных таким профессиям как психолог или спасатель МЧС России:

. ощущение новизны, неповторимости ситуации при осуществлении профессиональной деятельности;

. необходимость постоянного саморазвития, поддержания физической формы, которая с одной является обязательным условием сохранения профессионализма, с другой стороны в моменты усталости, астении вызывает ощущения насилия над собой, чувства раздражения и гнева;

. межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики психического состояния субъектов профессиональной деятельности;

. постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

. высокая ответственность за жизнь и здоровье людей.

Одним из факторов риска развития синдрома выгорания является трудоголизм. Однако, причины порождающие это явления, могут быть разными. Так, Нотон разделяет трудоголиков на два типа: карьеристов и компульсивно-зависимых. Трудоголики, вовлеченные в работу, с высокой загруженностью и низким уровнем обсессивности и компульсивности, т.е. карьеристы, прекрасно справляются со своей работой, удовлетворены ею и проявляют мало интереса к деятельности, не связанной с работой. В тоже время среди трудоголиков такого типа часто встречаются личности типа А, что в свою очередь является фактором риска развития синдрома выгорания. Компульсивные трудоголики с высокой загруженностью и высоким уровнем обсессивности и компульсивности нетерпеливы и некреативны, потому плохо справляются со своей работой.

Другие исследователи, Скотт, Мур и Микели несколько иначе разделяют трудоголиков по типам. Так, авторы считают, что компульсивно-зависимые трудоголики настолько сконцентрированы на работе, что у них повышается уровень тревожности, стресса, а это приводит к неблагоприятным последствиям на физическом и психологическом уровне.

Трудоголики-перфекционисты не могут позволить себе не справляться с работой, а потому подвергаются сильному стрессу, не получают удовлетворение от работы, что также ведет к физическим и психологическим последствиям.

Трудоголики, ориентированные на достижение, не зациклены на работе, а просто усердно трудятся, чтобы достичь хороших результатов, удовлетворенности жизнью. У таких трудоголиков как правило отмечается высокое качество жизни, у них слабо выражены заболевания и расстройства, связанные с работой.

Ласт, Спенс и Робине предложили трудоголическую триаду: вовлеченность в работу, одержимость и удовольствие от работы. Трудоголики отличаются тем, что при вовлеченности в работу и одержимостью ею, уровень удовлетворенности работой низок и риск развития профессиональных деформаций высок. Предполагается, что тип, наименее предрасположенный к развитию синдрома выгорания - это энтузиасты. Они характеризуются вовлеченностью в работу и им она нравится, но они не одержимы.

Фактором развития профессионального выгорания является и такой личностный тип, которому характерны две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота (поведение типа А, «коронарная личность»). Подобным людям свойственны нетерпеливость, беспокойство, агрессивность, стремление к успеху, ускоренному темпу жизни и работы, сдержанность при внешних проявлениях эмоций.

Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует на стрессовую ситуацию агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, не обходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния, из-за того, что не удается достичь намеченного.

Умение управлять эмоциональными проявлениями, а иногда и подавлять их - необходимый «навык» для профессионала. Становясь привычным, такой навык зачастую переносится во внерабочую жизнь.

Стратегии преодолевающего поведения человека в ситуации стресса - один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития психосоматических заболеваний. А стратегии подавления эмоций часто повы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: