Профилактика профессионального выгорания




Зарубежные специалисты разрабатывают многочисленные методы профилактики «выгорания», но все они представляют собой половинчатые меры, направленные на замедление самого процесса, а не на его первопричину.

«Выгорание - плата за сочувствие»: такое название дала своей книге американский психолог Кристина Маслах, описавшая свои обширные исследования этого синдрома. Полемизируя с К. Маслах, Н.В. Гришина считает, что выгорание - плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз (Гришина, 1997).

Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию».

К экзистенциальным аспектам выгорания можно отнести:

Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни;

Неудовлетворенность качеством жизни как причина и следствие выгорания;

Переживание одиночества.

В условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который «нанизываются» все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчемности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.

Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.

Опираясь на приведенные выше аргументы, мы считаем необходимым в качестве профилактики синдрома выгорания, в рамках экзистенциального подхода, в первую очередь обратить внимание на смысловое поле профессиональной деятельности, которое является проекцией смысловой сферы на профессиональную деятельность.

Здоровый образ жизни, как правило, называют первым профилактическим средством синдрома выгорания. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга.

На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Первоначально понятие «культура» в греческом языке относилась к области сельского хозяйства и имела значение «возделывать». Таким образом, когда мы говорим о «культуре себя», мы имеем в виду самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование.

Общее представление о «культуре себя» может дать принцип «заботы о себе», которому подчинено искусство существования в различных своих формах. Термин «культуры себя» показывает, что принцип заботы о себе получил достаточно общее значение: во всяком случае, призыв «заботься о себе» стал образом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания, которые осмысляли, развивали, совершенствовали и преподавали. Таким образом, концепция «заботы о себе» определила социальную практику, предоставив широкое поле для образования межличностных связей, обменов и коммуникаций, социальных институтов; наконец, он породил определенный способ познания и обработки знаний.

Базовые принципы «заботы о себе»:

. Всеобщность. Известно, как всеобъемлюще толковал заботу о себе Сенека: посвятив себя ей, нужно оставить все прочие занятия, - только так можно освободить свою душу. Но эта «вакантность» формирует активную деятельность и требует, не теряя времени и не жалея усилий, «сделать себя», «преобразовать себя», «повернуться к себе», воссоединению с собой.

. Конкретность. Следует помнить, что вся эта «работа над собой» отнюдь не исчерпывалась только общей установкой, некоей смутной и расточительной озабоченностью. Если же речь шла о «себе», то и в этом случае предполагала весьма тяжкий труд. Такой труд требовал времени. И одна из серьезных проблем культуры себя состояла в том, чтобы определить, какую часть дня или жизни следует ей отвести. Вариантов решения известно множество. Например, можно было утром или вечером некоторое время уделить погружению в себя и, сосредоточившись, обдумать предстоящие дела, припомнить полезные принципы, разобраться, как прошел день.

. Единство телесного и духовного. Психические и соматические расстройства не всегда оказывают очевидное влияние друг на друга, в тоже время невозможно отрицать наличие тесной взаимосвязи между психикой и телом. В современной науке представлены различные подходы к психосоматике: от объективистского до семиотического. Можно сказать, что единственной аксиомой психосоматики на современном этапе развития является тезис о неотделимости здоровья тела от здоровья души, сформулированный еще в античные времена.

. Практическая оснащенность. В этой практике, равно и личностной и социальной, познание себя, безусловно, занимает важное место.

Приведенные ниже упражнения, безусловно, можно отнести к практике самоанализа.

Упражнение «Вечерний обзор».

Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке. Вспомните все события и все свои действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассуждений. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте. Вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру «Если бы я…» Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что это жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.

«Психологический дневник»

Психологический дневник - это «место», в котором человек всегда может проработать имеющуюся проблему, осознать свои чувства или настроения, осмыслить пережитый опыт, прийти к какому-то решению. Очень важно писать дневник для себя. Он не будет иметь настоящего эффекта, если вы будете писать его ради того, чтобы кто-нибудь его прочитал. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не искушать окружающих, оставляя дневник на видном месте. Однако, если в какой-то момент вам захочется прочитать что-то из записей близкому человеку - сделайте это. Вы можете писать тогда, когда нужно или хочется, иногда ежедневно, иногда раз в неделю, а иногда, принуждая себя делать это ежечасно. Не существует никаких определенных правил относительно того, что писать и чего не писать в дневник. Руководствоваться стоит только своими собственными ощущениями. Основанием для обращения к дневнику может послужить любое сильное переживание. Полезно записывать в дневнике первые впечатления о новых людях, городах, работе и позднее их перечитывать. Вы можете использовать дневник для того, чтобы исследовать ваши отношения с кем-то, кто вам не нравится. Записи в дневнике дадут вам шанс просмотреть заново прожитый день, осмыслить случайную встречу с другом, понять значение какого-то мимолетного события. Запись в дневнике наблюдений о себе, о своих обещаниях самому себе, о своих решениях и стремлениях поможет вам лучше помнить себя и свою жизнь. Кто-то ведет дневник, потому что одинок и не знает, как общаться с другими. Кто-то потому, что ему доставляет удовольствие описывать других людей, от избытка чувств и впечатлений об окружающем мире. Вы тоже поймете, в чем ценность дневника для вас после того, как некоторое время будете вести его.

Обратный отсчет

Займите удобное положение… Закройте глаза… Некоторое время просто понаблюдайте за своим дыханием, не пытаясь его регулировать… Вспомните вчерашний день… Что вы делали, где были, с кем встречались… Не спешите… Постарайтесь «увидеть» то, что вчера проходило перед вашими глазами… Восстановив вчерашний день, вспомните день неделю назад… Также постарайтесь увидеть события, места и людей, с которыми вы встречались, о чем вы говорили… Затем таким же образом вспомните то, что происходило месяц назад… Год назад… Пять лет назад… Десять лет назад… Пятнадцать… Двадцать лет назад и т.д. до тех пор, пока не достигните самого маленького возраста, когда помните себя. Уделяйте каждому этапу достаточно времени, не спешите.

. Наличие критериев оценки. Общая цель всех этих практик заботы о себе определяется единым ключевым принципом обращения к себе. Прежде всего, она предусматривает некоторую модификацию привычной деятельности: задача не в том, чтобы оставить все прочие занятия, целиком и полностью посвятив себя заботе о себе, однако за текущими делами следует постоянно помнить о главной своей цели, стремиться к себе, искать себя и соотноситься с собою. Такое обращение предполагает сдвиг внимания: его нельзя более растрачивать на праздное любопытство, увлекаясь суетой повседневности или жизнью окружающих. Это также еще и траектория, двигаясь по которой, можно избежать каких бы то ни было зависимостей или порабощения и достичь воссоединения с собой, как достигают гавани, укрывающей от бури, или цитадели, защищенной крепостной стеной. Такое отношение к себе мыслится в формулах владения: человек «принадлежит себе», он «свой собственный», «полновластный повелитель самого себя», зависит только от себя, распоряжается самим собой, имеет в своем лице власть, ничем не ограниченную и не подверженную никакой угрозе. Опыт себя, складывающийся в ходе такого обладания, это не только опыт укрощения силы или верховенства над мощью, готовой восстать, но и опыт наслаждения собой. Тот, кому удалось, наконец, подступиться к себе, становится для себя объектом удовольствия, «довольствуется» собою и «радует» себя. Суть состояния такого «довольства» заключается в том, что оно не может быть вызвано чем-то, от нас не зависящим и, следовательно, нам неподвластным: оно рождается нами и в нас самих. Наконец, критерием успеха «заботы о себе» выступает умение человека властвовать над собой, ощущение полноты и радости жизни. А забота о других есть следствие и результат заботы о себе.

Читая литературу, посвященную проблеме синдрома выгорания, иногда возникает впечатление, что для предоставления социономических профессий это неизбежный итог профессиональной деятельности. Однако, это далеко от действительности.

В социальных профессиях реже подвержены выгоранию те люди, которые имеют стабильную и привлекательную работу, предполагающую возможность творчества, профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективы жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом, средней степенью нейротизма и относительно высокой экстравертированностью.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи, творческой обстановкой на рабочем, обладает сильным творческим потенциалом и использует креативные способы решения жизненных и производственным вопросов.

Реже выгорание встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» и «адхократической» организационной культуры.

Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и - как следствие - меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала - один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания. В.В. Бойко сформулировал следующие правила эмоционального поведения, помогающие добиться успешного эмоционального включения без последствий выгорания:

1. Проявлять заботу о привлекательности своего внешнего облика, который отражает состояние психического. Способность вызывать доверие у тех, с кем приходится работать, - предмет особой заботы человека, работающего в помогающих профессиях. Располагающий к себе внешний вид экономит энергетические затраты при устранении контакта с субъектами профессиональной деятельности.

2. Преодолевать двойственность и неопределенность выражения эмоций при общении. Профессионал должен выработать такой стиль выражения эмоций, который бы с одной стороны достаточно информативным для партнеров и с другой стороны экономичным.

Для этого В.В. Бойко рекомендует вырабатывать такие привычки: стремиться к тому, чтобы общение было наполнено живыми и искренними эмоциями, отказаться от «мимических масок», скрывающих истинное отношение к происходящему, не демонстрировать безучастность и холодность в общении, сделать так, чтобы голос не был невыразительным, избавляться от состояния эмоционального диссонанса и др.

3. Не перегружать эмоции энергией и смыслом: устранять из своего репертуара утрированные эмоции, возникающие в общении с трудными (неприятными) людьми; снижать накал своих эмоций, переходя к более умеренным вариантам их проявления; преобразовывать перегруженные энергией и смыслом эмоции в более позитивную и конструктивную форму.

4. Устранять причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми. В помогающих профессиях этими причинами могут стать «рекламирование» своих несчастий, застревание на проблемах и плохих предчувствиях, перенос собственных проблемах и плохих предчувствиях, перенос собственных проблем на субъектов профессиональной деятельности, использование других для решения собственных проблем и др.

5. Отслеживать смысловое содержание передаваемых эмоций. Для этого необходимо проанализировать смысловое содержание, обращая внимание на вербальный уровень выражения эмоций:

- Прислушаться к эмоциональному подтексту смеха: вы смеетесь ехидно, открыто и радостно, с опаской и осторожностью или как-то иначе?

Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

Как вы требуете: воодушевляя и принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?

Как вы делаете замечание: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или жесткой форме?

Как вы реагируете на критику: агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, с искренней признательностью?

Как отзываетесь о большинстве своих коллег (о людях, субъектах вашей профессиональной деятельности): с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

Как вы реагируете на близкого человека, у которого недомогание: с раздражением, стараетесь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

Если ваши ответы содержат по большей части асоциальный смысл, то работа в области помогающих профессиях будет вести к выгоранию.

6. Экономно расходовать эмоциональные ресурсы. Для этого необходимы интеллектуальный и волевой контроль за «включением» эмоций, нейтрализация отрицательного влияния многих внешних событий с помощью рационализации, интеллектуализации и позитивного мышления.

Заключение

профессиональный эмоциональный истощение выгорание

С ростом количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф одной из наиболее значимых профессий является деятельность работников МЧС. Сложность ее заключается в воздействии экстремальных ситуаций различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя.

Показано, что «профессиональное выгорание» у работников экстремальных профессий является одним из основных факторов деформации личности, и во многом определяет особенности профессионального выгорания.

Термин «выгорание» введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 году (Freundenberger, 1974). Он описал его как синдром истощения энергии и разочарования в работе, возникающий у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Таким образом, выгорание - это «нарушения в эмоциональном состоянии профессионалов, работающих в условиях тесного и интенсивного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере»

Описано множество симптомов эмоционального выгорания, однако они редко проявляются все одновременно, поскольку выгорание - процесс индивидуальный.

Что касается собственно содержания и структуры психического выгорания, В.Е. Орел, обобщил опыт отечественных и зарубежных авторов и выделяет три модели выгорания. Согласно первой, одномерной, модели, выгорание - это состояние физического и психического, и, прежде всего эмоционального, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка пониманию выгорания как синдрома «хронической усталости». В противоположность двум другим подходам, приверженцы одномерного подхода не ограничивают выгорание какими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель принадлежит голландским исследователям E. Buunk и W. Schaufeli. Они рассматривают выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Деперсонализация проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, пациентам, коллегам), иногда и к себе лично.

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома выгорания американских исследователей Cr. Maslach и S. Jackson, систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки (Maslach, Jackson, 1986). Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний: эмоциональном истощении - переживание опустошенности и бессилия; деперсонализации - дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукции личных достижений - занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте

Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой результат деструктивного влияния профессиональной деятельности на развитие личности. Чем больше личных затрат требует профессиональная деятельность, тем более вероятно проявление симптомов выгорания. В том случае, когда ресурсы человека оказываются несоответствующими требованиям профессии (в случае субъективной не успешности специалиста), данный синдром получает большее развитие. Результаты исследования позволяют рассматривать ценностно-смысловые основания деятельности и профессионально важные личностные качества специалиста, во многом определяющие субъективную успешность в профессии, как ключевые личностные ресурсы преодоления трудных профессиональных ситуаций и предотвращения профессионального выгорания.

Качество профессиональной деятельности спасателей тесно связано с содержанием и уровнем интенсивности проявления мотивов, целей, условий и способов повседневной работы, которые различаются в зависимости от этапов профессионализации и квалификации специалистов-спасателей и принять соответствующие меры по предупреждению и устранению у личного состава МЧС, работающих в ситуациях разной экстремальной насыщенности, явления синдрома профессионального выгорания.


Список используемой литературы

1. Елисеева И.Н. Профессиональное здоровье. Синдром выгорания и его профилактика. Методические рекомендации. - М.: «ЦЭПП МЧС России», 2006.

2. Миляев А.А., Андреева И.Г. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. - М.: «ЦЭПП МЧС России», 2006.

. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н. методическое руководство по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов. - М.: «ЦЭПП МЧС России», 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: