РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ КИНО. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ
В КИНЕМАТОГРАФЕ»
Специальность 53.05.05 Музыковедение
Уровень высшего образования – специалитет
Квалификация выпускника – Музыковед. Преподаватель
Форма обучения – очная
Факультет музыкальный
Кафедра истории музыки
Воронеж
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 53.05.05 Музыковедение (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2016 г. № 1299.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин от «___» __________20___г. Протокол № ___.
| Заведующий кафедрой, профессор, кандидат искусствоведения | О.А.Скрынникова |
Разработчик:
Родина Е.В., доцент кафедры истории музыки
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «История кино. Пространственная драматургия в кинематографе» – дать целостное представление о кино как виде искусства, подвести учащихся к возможности самостоятельного анализа социально-значимых явлений и бытийных вопросов, поднимаемых кинематографом, а также разобраться в основах пространственной архитектуры кино, связывающей драматургию и построение кадров с движением камеры в пространстве (скорость, углы, планы), светом, цветом, текстурой титров, использованием звука/музыки и методами монтажа.
Задачи дисциплины:
- определить основные исторические этапы эволюции кино;
- проанализировать использование звука/музыки в разные исторические периоды развития кинематографии и в разных странах.
- интерпретировать фильмы, сыгравшие ключевую роль в развитии кинематографического искусства;
- передать студентам основы анализа пространственной драматургии кино.
- определить основные закономерности монтажа в разные исторические периоды развития кинематографии и в разных странах.
- проанализировать основные теоретические источники, посвященные исследованию киноискусства.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1. Учебная дисциплина адресована студентам, обучающимся по специальности 53.05.05 Музыковедение, является факультативной и связана с такими дисциплинами как «История искусств», «Актуальное искусство».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по специальности 53.05.05 Музыковедение.
| Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения |
| ПК-1 | способность осмыслить закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства, способность учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода | знать: специфику кино как вида искусства и характер его эволюции; периодизацию истории кинематографа; ключевые произведения киноискусства и имена крупнейших мастеров; базовую терминологию, используемую в теоретических источниках киноведения. уметь: анализировать художественные и мировоззренческие проблемы, поднимаемые произведениями кинематографического искусства; уметь различать музыкальные источники, используемые в кинематографе; уметь различать типы монтажа; уметь различать планы камеры и понимать драматургическую канву, анализируемых кинолент. владеть: основами формально-стилистического анализа кинопроизведения. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
| Вид учебной работы | Всего часов | 1 (3, 5, 7) семестр | 2 (4, 6, 8) семестр | |
| Кол-во часов | Кол-во часов | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Аудиторные занятия в том числе: | ||||
| Лекции (Л) | ||||
| Семинары (С) | - | - | - | |
| Практические занятия (ПЗ): групповые, мелкогрупповые, индивидуальные | ||||
| Консультации | - | - | - | |
| Курсовая работа | - | - | - | |
| Самостоятельная работа студента (СРС) | ||||
| Вид промежуточной аттестации: зачет (З) или экзамен (Э) | - | - | З | |
| ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | |||
| зач. ед. | 1,5 | 1,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.2.1. Тематическое планирование учебной дисциплины
| №№ | Наименование разделов и тем | Всего часов трудоемкости | Аудиторные занятия | СРС | ||||
| Лекции | Семинары | Практические | ||||||
| групповые | мелкогрупповые | индивидуальные | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| Введение | ||||||||
| Первое кино, развитие двух направлений: братья Люмьеры и Д.Мельес | ||||||||
| Первые полнометражные художественные фильмы в разных странах | ||||||||
| Немое кино (Чаплин, Кеатон, Ллойд) | ||||||||
| Немецкий экспрессионизм (Веймарское кино, Германия) | ||||||||
| Первое звуковое кино | ||||||||
| Первые авангардисты (Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Дзига Вертров) | ||||||||
| Новый монтаж кино в СССР (1920-1930) | ||||||||
| «Фотогеническое направление» 1920-1930 и поэтический реализм 1930-1940 (Франция) | ||||||||
| Кино-пропаганда (СССР, США, нацистская Германия) | ||||||||
| Неореализм (Италия, 1940-1950) | ||||||||
| Авторское-кино (Франция 1950-е) | ||||||||
| Фильм-нуар (Голливуд 1940-е -1950-е) | ||||||||
| Феномен А. Хичкока | ||||||||
| Новая волна (Франция, 1960-1970) | ||||||||
| Визионерское кино (Американское авангардное кино 1943-1978) | ||||||||
| Концептуально-поэтическое кино Андрея Тарковского (1970-1980) | ||||||||
| Феномен И. Бергмана | ||||||||
| Особенности японского киноязыка (1950-1970) | ||||||||
| Комедии СССР | ||||||||
| 1980-е: фильмы в эпоху Рейгана | ||||||||
| Фантастика в кино | ||||||||
| Догма 95 (Ларс фон Триер) | ||||||||
| Пространственная драматургия братьев Коэнов (США) | ||||||||
| Новые эксперименты в кино начала 21 века в разных странах | ||||||||
| Компьютерная анимация и другая реальность в кино | ||||||||
| Итого: | - | - | - |
Содержание разделов учебной дисциплины
| №№ | Наименование разделов и тем | Содержание раздела в дидактических единицах |
| 1. | Введение | |
| 2. | Первое кино, развитие двух направлений: братья Люмьеры и Д.Мельес | |
| 3. | Первые полнометражные художественные фильмы в разных странах | |
| 4. | Немое кино (Чаплин, Кеатон, Ллойд) | |
| 5. | Немецкий экспрессионизм (Веймарское кино, Германия) | |
| 6. | Первое звуковое кино | |
| 7. | Первые авангардисты (Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Дзига Вертров) | |
| 8. | Новый монтаж кино в СССР (1920-1930) | |
| 9. | «Фотогеническое направление» 1920-1930 и поэтический реализм 1930-1940 (Франция) | |
| 10. | Кино-пропаганда (СССР, США, нацистская Германия) | |
| 11. | Неореализм (Италия, 1940-1950) | |
| 12. | Авторское-кино ((Жан Ренуар, Роберто Росселлини и Алфред Хичкок, 1950-е) | |
| 13. | Феномен А. Хичкока | |
| 14. | Фильм-нуар (Голливуд 1940-е -1950-е) | |
| 15. | (Франция, 1960-1970) + (Феномен Р.В.Фассбиндера, Германия (1970-1980) | |
| 16. | Визионерское кино (Американское авангардное кино 1943-1978) | |
| 17. | Концептуально-поэтическое кино Андрея Тарковского (1970-1980) | |
| 18. | Феномен И. Бергмана | |
| 19. | Особенности японского киноязыка (1950-1970) | |
| 20. | Комедии СССР | |
| 21. | 1980-е: фильмы в эпоху Рейгана | |
| 22. | Фантастика в кино | |
| 23. | Догма 95 (Ларс фон Триер) | |
| 24. | Пространственная драматургия братьев Коэнов (США) | |
| 25. | Новые эксперименты и новая эстетика в кино начала 21 века в разных странах | |
| 26. | Компьютерная анимация и другая реальность в кино. Заключительная беседа о будущем кино в 21 веке. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ