Время на подготовку – 3 часа




Максимальная оценка – 100 баллов,

Баллы (таблица заполняется жюри) Итого: баллов.

Номер задания                    
Максимальный балл                    
Оценка                      

 

Задание № 1. Многие современные исторические понятия имеют латинское происхождение. Прочитайте задания и ответьте на вопросы (максимальный балл за все задание – 12).

Определите, какие из определений латинских слов являются правильными, а какие ложными. Запишите в таблицу слова «да» или «нет».

 

1. Адвокат – первоначально судебный помощник, безвозмездно оказывающий советами и авторитетом помощь лицам, вовлеченным в процесс. С течением времени адвокаты становились судебными ораторами.

2. Акведук – командир одной из частей центурии (войска).

3. Апелляция — достигнутое в ходе борьбы патрициев и плебеев право римского гражданина обращаться за помощью к народному собранию, в эпоху империи — к императору.

4. Гений – у римлян дух-покровитель мужчины и его жизненной силы, представлялся иногда в облике змея.

5. Декламация – дощечка для заполнения сведений о налогах, взимаемых с римской провинции.

6. Инкрустация – украшения из кусочков какого- либо драгоценного материала, вставленных в украшаемый предмет и образующих с ним единую поверхность.

7. Календы — в римском лунном календаре первый день каждого месяца.

8. Квадрига – колесница, запряженная восьмеркой коней.

9. Клиенты – в ранний период римской истории люди, вставшие под покровительство главы рода или большой семьи и вошедшие в этот род как младшие его члены.

10. Декабрь – десятый месяц в году.

11. Фортуна – италийское божество, изображавшееся под влиянием греческого искусства с рогом изобилия.

12. Ценз – перепись граждан и их имущества, совершавшаяся в Риме каждое пятилетие, а также сумма, обязательная для принадлежности к высшим сословиям.

 

Ответы:

Вопросы                        
Ответы                        

 

Задание № 2. Вспомните годы написанных ниже событий и выполните задания (максимальный балл за все задание – 6).

 

2.1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Напишите годы каждого из событий, найдите общую сумму, разделите получившуюся сумму на 4 (по 1 баллу за каждый правильно определенный год)

 

(Битва на реке Сити + Подписание Ям-Запольского мирного договора + Губернская реформа Екатерины II + Начало периода Перестройки в СССР): 4 = Х.

Напишите получившиеся формулу и искомый год «Х».

Ответ: (_________ + _________ + _________ + _________): 4 = _________

2.2. Напишите имя и отчество русского царя, взошедшего на престол в год «Х» (1 балл).

Ответ:

Задание № 3. Прочитайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы (по 1 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл за все задание – 7).

И вот извольте посмотреть,

Как в другой горнице

Грозит ястреб горлице, -

Как майор толстый, бравый,

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

"Я, дескать, до денежек доберусь!"

 

3.1. Как называется картина, которой посвящено данное стихотворение (1 балл)?

Ответ:

 

3.2. Напишите имя и фамилию автора картины (2 балла)

Ответ:

 

1. 2.
3. 4.

 

3.3. Какие из представленных картин принадлежат кисти этого же художника? Запишите в таблицу слова «да» или «нет» (4 балла).

 

Картина        
Ответы        

 

Задание № 4. Изучите карту, перечень участников и результаты войны на разных ее этапах и выполните задания (по 1 баллу за каждый верный ответ, максимальный балл за все задание – 15).

Участие стран ( на двух этапах действовали одинаковые страны–участники )

А. Россия – Швеция

Б. Россия – Польша, Литва

В. Россия, Дания – Речь Посполитая, Швеция

Г. Россия – Ливонский орден

Д. Россия – Польша, Литва (Речь Посполитая), Швеция

Е. Россия – Речь Посполитая, Швеция

Результаты

1. Взятие русскими войсками крепостей Мариенбург (Алуксне) и Феллин (Вильянди). Взятие в плен магистра ордена В. Фюрстенберга.
2. Заключение Плюсского перемирия
3. Падение Полоцка; захвачена крепость Великие Луки; героическая оборона русскими войсками Пскова. Захвачены Нарва, Корела, Ям, Копорье. Заключение 10-летнего перемирия в Яме-Запольском.
4. Подписание Люблинской унии. Переход Московского государства от наступления к обороне. Смерть Сигизмунда Августа.
5. Попытка Ивана Грозного утвердиться на польском престоле. Покорение захват русскими войсками значительной части Ливонии.
6. Русские войска захватили Нарву и Дерпт, дошли до Ревеля (Таллина). Заключение перемирия. Разногласия в руководстве Ливонского ордена, вызванные его стремлением перейти под протекторат Польши, чтобы там найти защиту от России
7. Русские войска овладели Полоцком, что открыло им путь к Вильно и к Риге. Разгром русских войск на реке Уле

4.1. Вставьте в таблицу буквенные обозначения стран – участниц на разных этапах войны и цифры, соответствующие результатам каждого конкретного этапа (1 балл за каждое верное соответствие)

Годы 1558-1559 1560-1561 1562-1564 1565-1572 1571-1577 1577-1582 1582-1583
Страны              
Результаты              

4.2. Напишите название описанной войны (1 балл)

Ответ:

 

Задание № 5. Работа историка основывается на знании историографии (совокупности исследований, мнений историков). Подберите к выделенным точкам зрения, выражавших их авторов (максимальный балл за все задание – 6).

 

5.1. Содержание понятия «Смута» (5 баллов):

Система оценивания:

Без ошибок или 1 ошибка – 5 баллов 6-7 ошибок – 2 балла

2-3 ошибки – 4 балла 8-9 ошибок – 1 балл

4-5 ошибок – 3 балла

Точки зрения

А) анархический бунт в результате всеобщего морального разложения, династического беспорядка, наличия антиобщественных сил в лице казаков

Б) борьба родового и национального принципов общественного устройства

В) гражданская война, в которой переплелись сословные, национальные, религиозные, внутриклассовые и межклассовые противоречия

Г) крестьянская война под руководством И.И. Болотникова против феодальной эксплуатации

Д) крестьянская революция против развития торгового капитализма

Е) многомерный социальный конфликт – между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством

Ж) политическое вмешательство Польши и интриги католической церкви против России

З) ранняя форма буржуазной революции

И) реакция народа на узурпацию трона

К) социальный конфликт, вызванный неравномерным распределением государственных повинностей, а также напряженными отношениями между центром и окраинами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: