Максимальная оценка – 100 баллов,
Баллы (таблица заполняется жюри) Итого: баллов.
Номер задания | ||||||||||
Максимальный балл | ||||||||||
Оценка |
Задание № 1. Многие современные исторические понятия имеют латинское происхождение. Прочитайте задания и ответьте на вопросы (максимальный балл за все задание – 12).
Определите, какие из определений латинских слов являются правильными, а какие ложными. Запишите в таблицу слова «да» или «нет».
1. Адвокат – первоначально судебный помощник, безвозмездно оказывающий советами и авторитетом помощь лицам, вовлеченным в процесс. С течением времени адвокаты становились судебными ораторами.
2. Акведук – командир одной из частей центурии (войска).
3. Апелляция — достигнутое в ходе борьбы патрициев и плебеев право римского гражданина обращаться за помощью к народному собранию, в эпоху империи — к императору.
4. Гений – у римлян дух-покровитель мужчины и его жизненной силы, представлялся иногда в облике змея.
5. Декламация – дощечка для заполнения сведений о налогах, взимаемых с римской провинции.
6. Инкрустация – украшения из кусочков какого- либо драгоценного материала, вставленных в украшаемый предмет и образующих с ним единую поверхность.
7. Календы — в римском лунном календаре первый день каждого месяца.
8. Квадрига – колесница, запряженная восьмеркой коней.
9. Клиенты – в ранний период римской истории люди, вставшие под покровительство главы рода или большой семьи и вошедшие в этот род как младшие его члены.
10. Декабрь – десятый месяц в году.
11. Фортуна – италийское божество, изображавшееся под влиянием греческого искусства с рогом изобилия.
12. Ценз – перепись граждан и их имущества, совершавшаяся в Риме каждое пятилетие, а также сумма, обязательная для принадлежности к высшим сословиям.
Ответы:
Вопросы | ||||||||||||
Ответы |
Задание № 2. Вспомните годы написанных ниже событий и выполните задания (максимальный балл за все задание – 6).
2.1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Напишите годы каждого из событий, найдите общую сумму, разделите получившуюся сумму на 4 (по 1 баллу за каждый правильно определенный год)
(Битва на реке Сити + Подписание Ям-Запольского мирного договора + Губернская реформа Екатерины II + Начало периода Перестройки в СССР): 4 = Х.
Напишите получившиеся формулу и искомый год «Х».
Ответ: (_________ + _________ + _________ + _________): 4 = _________
2.2. Напишите имя и отчество русского царя, взошедшего на престол в год «Х» (1 балл).
Ответ:
Задание № 3. Прочитайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы (по 1 баллу за каждый элемент ответа, максимальный балл за все задание – 7).
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!"
3.1. Как называется картина, которой посвящено данное стихотворение (1 балл)?
Ответ:
3.2. Напишите имя и фамилию автора картины (2 балла)
Ответ:
1. | 2. |
3. | 4. |
3.3. Какие из представленных картин принадлежат кисти этого же художника? Запишите в таблицу слова «да» или «нет» (4 балла).
Картина | ||||
Ответы |
Задание № 4. Изучите карту, перечень участников и результаты войны на разных ее этапах и выполните задания (по 1 баллу за каждый верный ответ, максимальный балл за все задание – 15).
Участие стран ( на двух этапах действовали одинаковые страны–участники )
А. Россия – Швеция
Б. Россия – Польша, Литва
В. Россия, Дания – Речь Посполитая, Швеция
Г. Россия – Ливонский орден
Д. Россия – Польша, Литва (Речь Посполитая), Швеция
Е. Россия – Речь Посполитая, Швеция
Результаты
1. | Взятие русскими войсками крепостей Мариенбург (Алуксне) и Феллин (Вильянди). Взятие в плен магистра ордена В. Фюрстенберга. | |
2. | Заключение Плюсского перемирия | |
3. | Падение Полоцка; захвачена крепость Великие Луки; героическая оборона русскими войсками Пскова. Захвачены Нарва, Корела, Ям, Копорье. Заключение 10-летнего перемирия в Яме-Запольском. | |
4. | Подписание Люблинской унии. Переход Московского государства от наступления к обороне. Смерть Сигизмунда Августа. | |
5. | Попытка Ивана Грозного утвердиться на польском престоле. Покорение захват русскими войсками значительной части Ливонии. | |
6. | Русские войска захватили Нарву и Дерпт, дошли до Ревеля (Таллина). Заключение перемирия. Разногласия в руководстве Ливонского ордена, вызванные его стремлением перейти под протекторат Польши, чтобы там найти защиту от России | |
7. | Русские войска овладели Полоцком, что открыло им путь к Вильно и к Риге. Разгром русских войск на реке Уле |
4.1. Вставьте в таблицу буквенные обозначения стран – участниц на разных этапах войны и цифры, соответствующие результатам каждого конкретного этапа (1 балл за каждое верное соответствие)
Годы | 1558-1559 | 1560-1561 | 1562-1564 | 1565-1572 | 1571-1577 | 1577-1582 | 1582-1583 |
Страны | |||||||
Результаты |
4.2. Напишите название описанной войны (1 балл)
Ответ:
Задание № 5. Работа историка основывается на знании историографии (совокупности исследований, мнений историков). Подберите к выделенным точкам зрения, выражавших их авторов (максимальный балл за все задание – 6).
5.1. Содержание понятия «Смута» (5 баллов):
Система оценивания:
Без ошибок или 1 ошибка – 5 баллов 6-7 ошибок – 2 балла
2-3 ошибки – 4 балла 8-9 ошибок – 1 балл
4-5 ошибок – 3 балла
Точки зрения
А) анархический бунт в результате всеобщего морального разложения, династического беспорядка, наличия антиобщественных сил в лице казаков
Б) борьба родового и национального принципов общественного устройства
В) гражданская война, в которой переплелись сословные, национальные, религиозные, внутриклассовые и межклассовые противоречия
Г) крестьянская война под руководством И.И. Болотникова против феодальной эксплуатации
Д) крестьянская революция против развития торгового капитализма
Е) многомерный социальный конфликт – между боярством и дворянством, между помещиками и крестьянством
Ж) политическое вмешательство Польши и интриги католической церкви против России
З) ранняя форма буржуазной революции
И) реакция народа на узурпацию трона
К) социальный конфликт, вызванный неравномерным распределением государственных повинностей, а также напряженными отношениями между центром и окраинами