Практическая работа
Тема: «Изучение познавательных процессов»
Цель: знакомство с понятием модальность, самодиагностика ведущей модальности, ведущего типа мышления, знакомство с конкретными диагностическими методиками,закрепление изученного материала.
Порядок работы:
1. Запишите в тетради для практических работ тему и цель практического занятия.
2. Пользуясь методическими указаниями к работе, проведите самодиагностику ведущей модальности, запишите результат проведения диагностики и основные характеристики Вашей ведущей модальности.
3. Пользуясь методическими указаниями к работе, проведите самодиагностику ведущего типа мышления, запишите результат проведения диагностики и основные характеристики Вашего ведущего типа мышления.
4. Ознакомьтесь с характеристиками других типов модальности и мышления.
5. Запишите вывод о практической работе.
Дополнительная инструкция (порядок выполнения задания)
1. Записываете тему и цель практического занятия.
2. Создаете в тетради таблицу: Таблица 1
Определение ведущей модальности
3. Отвечаете на вопросы теста, проставляя в таблицу ответ в виде + или –
Пример
Тест «Определение ведущей модальности»
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то - кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Какая модальность для вас ведущая?
Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны.
- Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков.
- Я долго помню то, что мне сказали.
- После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться.
- Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна.
- Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь.
- Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
- Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
- Я иногда разговариваю сам с собой.
- Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть.
- Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
- Я люблю танцевать.
- Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
- Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
- Я часто слушаю плеер.
- Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю.
- Люблю рассматривать репродукции картин.
- Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
- Я люблю читать во время еды.
- Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
- Я не худой человек.
- Люблю потягиваться, разминаться.
- Я умею слушать собеседника.
- Обожаю смотреть фильмы.
- У меня хорошая память на лица.
- Люблю слушать шум дождя.
- Не люблю спать на слишком мягкой постели.
- Меня развлекают пародии, умение подражать голосам.
- Много времени уделяю своему внешнему виду.
- Люблю массаж.
- В общественном транспорте я рассматриваю людей.
- Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому.
- Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.
- Не могу долго ездить на машине.
- Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
- Мне нравится, когда люди хорошо одеваются.
- В шуме не могу сосредоточиться.
- Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
- Не люблю синтетических тканей.
- Найти удобную обувь для меня очень сложно.
- От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.
4. Теперь обрабатываем тест согласно ключу (НИЖЕ пример).
Сначала просматриваем номера ответов на букву В (1,5,9,11 и т.д). При совпадении номера со знаком плюс, ставим букву В (Визуал). Потом сверяем по номерам буквы А, потом – К.
КЛЮЧ
Обработка результатов методики на определение ведущей модальности:
В - Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42
А - Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38
К - Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41.
Пример
5. Когда заполните всю таблицу – посчитайте количество плюсов на каждую букву.
В - ….
А …..
К - ….
Таким образом Вы узнаете, каким образом вы лучше воспринимаете информацию.
6. Запишите Ваш ведущий тип модальности и кратко его характеристики. Если разные виды модальности набрали одинаковое количество баллов – значит вы ими пользуетесь в равной степени.
7. Таким же образом выполняете самодиагностику ведущего типа мышления. (Создаем таблицу по образцу – Таблица 2 и т.д.)
Методические указания к практической работе