Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребёнка с учётом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребёнка является организация кружков и студий по интересам детей. Кружковая деятельность помогает ребёнку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Результативность кружковой работы заключается в умении руководителей кружков, классного воспитателя поддерживать интерес ученика и его товарищей к собственным достижениям и успехам. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия в кружке «Оригами». Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. В этом искусстве есть всё, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. В оригами огромный диапазон уровней сложности. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями, способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус, стимулирует, и развитие памяти Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Требования к усвоению освоения и содержания курса
На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.
Семь главных правил юных оригамистов:
1. Готовь квадратики дома заранее.
2. Работай молча.
3. Хочешь спросить - подними руку.
4. Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель.
5. Складывай на столе или на парте.
6. Сделал правильно сам - помоги соседу.
7. После работы убери за собой весь мусор.
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс геометрии, «встроенный» в программу, позволяет ребёнку приобрести начальные сведения по математике.
Работа с детьми требует индивидуального подхода, учета интересов ребенка. Значительную роль в процессе реализации программы играет импровизация по ходу занятия, что требует от педагога хорошей технологической подготовки.
Содержания курса
3.1 Темы и краткое содержание
№ | Тема | Содержание | ||||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1-ый год обучения | ||||||
Блок 1. Введение в курс «Оригами» | ||||||
1. | Формирование группы | - | - | |||
2. | Беседа по охране труда | Беседа о технике безопасности | - | |||
3. | Диагностика обученности учащихся | - | Тестирование | |||
4. | Знакомство с оригами | Исторические сведения | - | |||
Блок 2. Изучение базовых форм | ||||||
5. | Базовая форма «Треугольник» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
6. | Базовая форма «Воздушный змей» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
7. | Базовая форма «Двойной треугольник» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
8. | Базовая форма «Двойной квадрат» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
9. | Базовая форма «Конверт» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
Блок 3. | ||||||
10. | Цветы к празднику 8 марта | Технология изготовления | Изготовление поделок | |||
11. | Летние композиции | - | Изготовление поделок | |||
12. | Впереди – лето! | - | Изготовление поделок | |||
Блок 4. | ||||||
13. | Итоговое занятие | Беседа с учениками | - | |||
14. | Оформление выставочных работ | - | Выставка работ | |||
№ | Тема | Содержание | ||||
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
2-ой год обучения | ||||||
Блок 1. | ||||||
1. | Вводное занятие | Беседа с учениками | - | |||
2. | Беседа по охране труда | Беседа о технике безопасности | - | |||
Блок 2. | ||||||
3. | Диагностика обученности учащихся | - | Тестирование | |||
4. | Летние композиции | Беседа с учениками | Изготовление поделок | |||
Блок 3. Изучение базовых форм | ||||||
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
8. | Базовая форма «Конверт» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
9. | Базовая форма «Рыба» | Технология изготовления | Изготовление игрушек | |||
Блок 4. | ||||||
12. | Цветы к празднику 8 марта | - | Изготовление поделок | |||
13. | Итоговое занятие | Беседа с учениками | Тестирование | |||
14. | Оформление выставочных работ | - | Выставка работ | |||