НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНОМ.




Тайна снизхождения Святого Духа. Богословие и естествознание о гласе и шуме.

НЕИЗВЕСТНОЕ О ИЗВЕСТНОМ.

 

Поздравляя с Праздником Троицы, Снизхождения Святого Духа на апостолов, вновь обращаешься к Священному писанию, и вновь приходит чуть новое понимание, множества раз перечитанного…

 

Шум и пятидесятница. Эссе.

 

 

1), В.Библии слово «шум.» на русском языке глаголится «гласом».

«Шум», «глас» Божий с о п р о в о ж д а е т снисхождение Святого Духа на апостолов в пятидесятницу:

Сначала, на русском языке: «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деяния апостолов.Гл 2.6.).

На церковнославянском языке это звучит так: «Бывше же гласу сему, снидеся народ и смятеся, слышаху един каежду их своим языком глаголющих их» (там же).

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом, где они находились» (Деяния апостолов. Гл 2. 2.) В Толковой Библии под ред А. П. Лопухина (т. 3. Новый Завет. П. 1911- 1913, 2-е изд. Стокгольм 1987 г.) говорится: ««Шум как бы отъ несущагося сильного ветра»…Следовательно самого ветра не было, только шум (ср. Златоустъ и Феофилактъ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания Апостолов, - шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание.(6 ст.). Наполнил весь дом. Т. е. сосредоточился в этом доме»… «Шум был при этом знаком удостоверения сошествия Св. Духа для слуха…», «Шум с неба знаменовал также могучесть силы Св. Духа, сообщенной Апостолам («сила свыше» Лук. ХХУ1, 49)». (А. П. Лопухин, с. 13). Шумом и мир закончится. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр.3, 10.).

 

 

2), Вы знакомы с шумом с детства, с осознания того, что мешает, а в дальнейшем, что радует и благоволит душе и телу в Вашей жизни. Мешает шум техногенный и людской, идуший от нарушения, от несовершенства, от повреждения человека грехом, распространяя это повреждение в делах и изделиях, в разговорах и культуре, которой он компенсирует утрату своей духовности.

Благоволит Вам шум природный: щелест листьев, травы и леса; журчание ручейка, спокойный шум реки, озера, моря, в всплесках волн, в неслышимых пузырьках и барашках волн,…: высокочастотный, неслышимый шум на склоне гор, вершинах,… Природный шум как благодатный шум, звук в его неразличении, без явной границы, зачастую, как тишина, молчание, покой… как основа радости и здоровья. И техногенный шум как источник прерывания, напряжения, угнетения жизненных сил и переживаний, не всегда осознанный, но всегда мешающий.

 

В Библии шум упомянут 61 раз. (из «Симфонии»). На церковнославянском языке шум глаголится «гласом».

Шум, после грехопадения является условием нашего сушествования, а также формой нашей защиты и нащего повреждения.

 

 

3), Двойственность шума многоразлична. «Глас» Бога, «шум» природы являет себя человеку, и в виде благодати (дождь с радугой), и в виде разрушения (гром с молнией), (кстати гром звучит в «мужском» звуковом диапазоне – 50-500 гц.)

 

Все тварные процессы имеют шумовую природу. Нет моночастотных естественных звуков, (это абстракция…), а только узкополосные шумы (Вы их видели на кардиограмме, энцефлограмме,…, когда шум боли пытались объективировать, «овеществить» фрагментами на экранах кардиографа и энцефалографа). Шумом можно убить (большинство заболеваний есть следствие техногенных шумов), но шумом можно и вылечить, обезболить….

 

Для читателей, поврежденных естественнонаучным образованием, эту двойственность можно проиллюстрировать двумя типами шумов: коричневыми, черными, отражающими разрушение, броуновские процессы, и фликкер - шумами наиболее распространенными в живой природе.

 

 

4), Прикоснемся к творению Богом шума, как «гласа» и обнаружим особенности проявления «гласа» Бога, «голоса» в тварном мире, в человеке. В природном шуме, который слышит человек.(кривая нормального распределения с пиком ок.3 кгц.). Это: пик максимальной чувствительности слухового восприятия - 3 кгц.; Предел способности слухового нерва следить за сигналом.- 3 кгц.; Резонансная частота наружного слухового прохода. – 3 кгц.; Максимум семантической информации на полосу частот – 3 кгц.; 3 кгц составляют звуковую зону верхней певческой форманты.; Биохимические основания акустического шума как «гласа», это обращение ферментов АТФ - около 3 кгц. (Физические основы максимальной слуховой восприимчивости на частоте около 3 кГц связаны, по видимому, с фундаментальными термодинамическими (37 градусов, минимальная теплоемкость),свойствами воды, из которой мы состоим).

 

 

5), Пороговые зоны восприятия человеком шума (как по частоте, так и по амплитуде), являются границей восприятия человеком Бога. Эту границу преодолевают только в двух направлениях. К Богу, дарованное Богом прозорливость и чудотворение, за пределами нашего мирского понимания, у святых, (многие из которых тяготились этим даром), И к бесам, во всех направлениях оккультного мировосприятия, на погибель себе и своим близким. Ибо по гордыне своей они хотят познать, что за границей чувственного восприятия и использовать для удовлетворения своих страстей. Способствует этому и развитие техники, иммитирующей чувственную реальность, обманывающей наши чувства и анализаторы. Здесь и кино и телевизор, компьютер и музыка, телефон и косметика. Эта опасность еще не осознана… Поэтому познание того, что за пределами чувственного восприятия, не наше дело. Поэтому у святых и настороженность к развитию воображения.

 

 

6), Также не полезен и полный «белый» шум.Он имеет рукотворную а не естественную природу. В природе господствует в основном фликкер-шум.

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.» (Рим. 8. 19 – 22).

Полезны фрагменты шума, фликер-шумы, Поврежденный грехом человек и «лечится», поврежденными средствами, - шумом музыки, спорта, увеселений, шумом множества лекарств и т. п. Бегство от тишины - черта нашего времени. Мы отдаляемся от исихазского понимания православия, для нас умаляется «молчание как тайна будущего века» (кстати, заставка форума Андрея Первозванного,: икона справа «Св. ап. Иоанна Богослов в молчании», а всего икон «молчания» около 60). Святой преподобный Серафим Саровский отмечает. «От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить той тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исайя: Воды Силоамли текущия тисе (Ис.8.6.)»

А живем греховным шумом, так, отмечая пагубность бесед в храме св. Василий Великий говорил: «… в храмъ Божiемъ всякiй глаголетъ славу. А ты не только самъ не глаголешь славы, но и другому служишь препятствiемъ, обращая его вниманiе на себя, и своимъ шумомъ заглушая ученiе Духа. Смотри, вмъсто того, чтобы получить награду за славословiе, не выйди отсюда осужденнымъ вмъстъ съ хулящими имя Божiе.» (52. с.244 – 245).

 

 

7), Дерзнув участвовать в возрождении утраченного храма св.ап. Матфия, Покровская церковь, и углубляясь в историю храма, был удивлен, узнав, что становлению города Санкт-Петербурга,, мы также "обязаны" шуму, ибо в документе 1720 г., глас Бога к Петру 14 мая 1703 г. говорится, что Петр 1 сначала почувствовал шум, а затем поднял голову и услышал шум от крыльев орла.. и... (подробнее,тема форума А. Кураева -Поздравление, от 29. 05. 2005 г.)

Происхождение Санкт-Петербурга началось сакрально с шума,

которым сопровождался внутренний глас Бога к Петру 1 о необходимости поставить церковь св. ап. Петра и Павла на острове (будущая Петропавловская крепость). (аналог, снизхождения Святого Духа на апостолов,)

И то, что Петр 1 как бы услышал шум от крыльев парения орла, сомнительно, ибо орлы низко не летают и шум от их крыльев маловероятно, чтобы слышал простой человек, стоящий на берегу шумящей реки, шелеста листьев на деревьях, в окружении малообузданной свиты....

Здесь именно шум сопровождает глас Бога о необходимости постановки храма, и это напоминает снисхождение Святого Духа на апостолов, который также сопровождается шумом (по церковнославянски "гласом").

"О ЗАЧАТИИ И ЗДАНИИ ЦАРСТВУЮЩЕГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАВ ЛЕТО ОТ ПЕРВАГО ДНИ АДАМА 7211. ПО РОЖДЕСТВЕ ИИСУС ХРИСТОВЕ 1703" "14-го Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и острова и усмотрел удобный остров к строению города.[1] "Когда сошел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: "Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла".

[2] По довольном осмотре оного острова изволил перейти по плотам, стоящим в протоке, которая ныне меж городом и кронверком имеет течение".[3] По прошествии протоки и сошествии на остров [4] изволил шествовать по берегу вверх Невы реки и, взяв топор, ссек куст ракитовый, [5] и, мало отшед, ссек второй куст,[6] и, сев в шлюпку, изволил шествовать вверх Невою рекою к Канецкой крепости. 29-го оная Санкт-Петербургская крепость с великим поспешением отправляема была работою, и в 5 месяцев земляная Санкт-Петербургская крепость работою закончена, и в ней деревянная церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла построена и освящена, а по окончании каменной Петропавловской церкви перенесена и поставлена при солдатских слободах и названа церковь во имя святого апостола Матфия"

(https://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/n30.shtml)

В приведенном документе "О ЗАЧАТИИ И ЗДАНИИ ЦАРСТВУЮЩЕГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА летописец показывает этапы восприятия Петром 1 гласа Бога.

1. почувствовал шум в воздухе,

2. усмотрел орла парящего,

3. и шум от парения крыл его был слышан; взяв...

В этих ступенях восприятия гласа Бога, восприятие Петром 1 началось с шума, а не с орла, как об этом часто пишут истории и журналисты, в поисках сакральной символики начало Санкт-Петербурга. Орел, тварное существо, и необычность произошего является в предсопровождении появления, усмотрении, слышании орла шумом. Шум сакрально более первичен, чем орел. (вместо его может быть любая птица, и историки часто воспроизводят вместо орла и сокола, и иных птиц....).....

 

После постановки деревянной церкви св. ап. Петра и Павла в 1703. в 1719.ее разобрали и в 1720 перенесли и освятили как церковь св. ап. Матфия (в 1932 г собор св. ап. Матфия (Покровская церковь) взорван).

 

8), Напомню, что избрание, по жребию, ап. Матфия, было последним событием перед снизхождением Святого Духа на апостолов в пятидесятницу.

Кстати, первое предвозвестие св. ап. Матфия относится к Ветхому Завет, к царю Давиду. Об этом свидетельствует: икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Средняя Русь. Около середины XVI века. (kotlovka.ru, ссылка: Форум Андрея Первозванного Тема: #82980 Сообщение: #3274815 12.10.09 07:37 Валентин Kонстантинович Казерский)

 

9), Иная форма шума в Библии: тихий, околопороговый особый природный шум.

«Глас хлада тонка», «звук легкого дуновения», «веяние тихого ветра»

 

О явлении Господа пророку Илии на горе Хориве

На церковно-славянском языке:. «И рече ему Господь: изыди, и стани на горе пред Господем, и се Господь мимо идет, и дух (буря) велий и крепок, но не в духе Господь: и по духе трус (землетрясение), и не в трусе Господь: и по трусе огнь, и не в огни Господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Царств. XIX, 3 - 16)

На русском языке: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землятрясение; но не в землятрясении Господь. После землятрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь». (3 Царств. XIX, 3 - 16)

 

Процитирую обсуждение этого слова в Журнал Владимира Рокитянского - тишина в Библии October 12th, 2007 https://p-userpic.livejournal.com/73849446/11823790

греч. текст: φωνη αυρας λεπτης. Буквально: звук легкого дуновения.

В еврейском там "коль демама акка" - что-то вроде следующего: "голос шуршащего, как песок, молчания"….leptos - сложное слово; вообще "тонкий", как одежда, слой пыли, которой "чуть-чуть"; по Лидделл-Скотту, исходное значение - "обшелушенный" (о ячмене, напр.); но таким может быть и движение воздуха (у Еврипида "дуновения" leptai, у Сапфо огонь leptos), и голос (только он не "тонкий", а какой-то тихо-нежный, насколько я понимаю)….исходное значение (лущеный) ведет к такому, примерно, общему смыслу - "меньше которого уже не может быть", "меньше которого уже ничто, пустота", "минимум, который еще ощущается осязанием"….В греческом fone auras leptes …Так что по-гречески точно "глас". aura - "дуновение", это уже, похоже, славянский вариант. Ну, а leptes - и правда, "тонка".

Толкования:

«Веяние (3 Цар 19:12) в физическом смысле означает тихое дуновение ветра. Господь явился пр. Илии после землетрясения, огня, в веянии тихого ветра. В Свящ. Писании ему уподобляется благотворно действующее, успокаивающее и умиротворяющее спасительное действие благодати Божией на сердца человеческие».

Архимандрит Никифор Библейская энциклопедия

Еще одно толкование:

«12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а "веяние тихого ветра" - семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).» Библиотека издательства Библеист

Новой Женевской Библии 3 Царств Третья книга царств

Св. преп. Иоанн Кронштадтский о словах: «Глас хлада тонка»

«Вы ощутили в теле своем во время молитвы или при чтении Слова Божия и других книг священного содержания (а иногда и светских - благонамеренного содержания, где, например, описывается какой-либо случай, представляющий действие Промысла Божия над людьми), или в благочестивых разговорах - глас хлада тонка, так что по телу вашему как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас. Глас хлада тонка - и тамо Господь [3 Цар. 19, 12].» Святой праведный Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе" (Слово 1382)

«…Господь говорит: "Дух дышит, где хочет... а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он приходит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внутреннее чувство, которое помогает нам распознавать дыхание Духа Божия, как это было с пророком Илией, который почувствовал, что не в ветре, не в землетрясении, не в огне Господь, но в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:11-12). Мы ощущаем это таинственное дуновение, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух приходит к нам. Он приходит, чтобы преобразить нашу жизнь, изменить нас изнутри и изменить все вокруг нас. Когда Святой Дух приходит, мы начинаем видеть мир другими глазами и оживаем, подобно тому, как весной, после долгой зимы, оживает природа, появляются цветы, травы, и дыхание жизни возвращается ко всему живому….» епископ Венский и Австрийский Иларион Алфеев № 110 за 18.06.2005 ЛАМПАДА. ВЕЯНИЕ ТИХОГО ВЕТРА

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) пишет: «Поучения Господа – шопот Младенца, еле уловимый. Господь – единственный Младенец, который не кричит, а шепчет. Шепетом Его полны небо и земля.» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) «Избранное» Петрозаводск. 1992 г. с. 571)

 

 

10), Получается Господь в краевых границах восприятия человеком шума как бы окаймляет, сопровождает чудо Снизхождения Святого Духа:

тихий, околопороговый фликкер-шум 0-10 дб.,

и громовой, устрашающий, на границе восприятия человеком звука 80-119 дб.

Удивительно, но границы шума не превышают 100 дб

Например, пиковые значения громкости шума:

Аналогично значение «шума» как «гласа» в Явлении Божьей славы в «Книге пророка Иезекииля» (1. 24). На русском языке: «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои».,- а на церковнославянском языке это место воспроизводится следующим образом:

«И слышаху глас крил их внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога саддаи и внегда ходити им, глас слова яко глас полка, и внегда стояти им, почиваху крила их»,

а далее, там же, в Гл. 3..13. на русском языке

«и также шум крыльев животных, соприкасающихся одно к другому, и стук колес подле них, и звук сильного грома». А на церковнославянском: «И видех глас крил животных скриляющихся друг ко другу, и глас колес держащся их, и глас труса велика»….

В Толковой Библии под ред. А. П. Лопухина отмечается, что «…под голосом с тверди нужно «разуметь шум, причиняемый мысленным кругом Иеговы…».. … «Этими двумя обстоятельствами голосу со свода отводится исключительное место и очень высокое и почетное: «превыше тверди» – место по истине Божественное. Вместе с тем голосу этому чрез отсутствие у него всякого определения сообщается некоторая таинственность и непостижимость. Уже для шума от крыльев херувимов пророк с трудом мог найти подобие между земными шумами. Для голоса с тверди он даже не пытается представить какое-либо сравнение. Все это доказывает Божественную природу этого «шума». И в самом деле. почему бы Бог своим явлением не мог помимо всего другого производить и особого Божественного шума? Таким шумом («глас» - «кол») сопровождалось уже первое явление Его, описанное в Библии (в раю); о потрясающем шуме от Его явления («гласы» - «колот») говорится и в описании Синайского богоявления…»

 

12), В Священном Предании, также как в Священном Писании, «шум» часто сопровождает снизхождение Святого Духа:

Для примера приведем свидетельство из «Жития старца Серафима, Саровской обители иеоромана, пустынножителя и затворника» «За год и десять месяцев до своей кончины отец Серафим сподобился посещения Божией Матери. Посещение это было ранним утром в день Благовещения, 25 марта 1831 г. «Батюшка, - сказывала старица Дивеевской общины Евпраксия (в миру Евдокия), - за два дня приказал мне придти к себе к этому дню. Когда я пришла, батюшка объявил: «Нам будет видение Божией Матери» и наклонив меня ниц, прикрыл своей мантией и читал надо мною по книге. Потом, подняв меня, сказал: «Ну теперь держись за меня и ничего не убойся». В это время сделался шум, подобно шуму леса от большого ветра. Когда он утих, послышалось пение, подобное церковному. Потом дверь в келию сама собой отворилась, сделалась светло – белее дня, и благоухание наполнило келию…» (.«Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника»Киев. 2002 г с 262)

Но когда грех вопиет, Господь чрез величину превышающую восприятие человеком шума, 150 дб и более,… и нет человека, повреждающего себя грезом.

Например,

В «Житии св. муч. девицы Серафимы» Игемон Бериллъ желая растлить девицу, осквернить ее как «храм Бога живого» - послал двух своих похотливых слуг к ней.

«И вот, в первом часу ночи, когда нечестивые юноши хотели совершить свое постыдное дело, вдруг поднялся великий шум и началось страшное землетрясение, которое слышали и все окрестные жители. Юноши как бездыханные пали на землю и все члены их пришли в расслабление. Видя такую скорую помощь Божию, непорочная девица, воздевши руки к небу со слезами благодарила Господа и всю ночь провела в молитве….».

(. «Жития Святых» М.1910 г.с.653). Пример того, что, если бы у наших девиц была вера, то и насилие бы прекратилось.

 

13), Шум сопровождает и наши побуждения, шум природный, и глас Богом данный, и греховный шум нашей падшей природы.,. он вредит и лечит…

 

Об использовании фликкер-шумов в медицине и экологии доложено:

Доклад на Международном Конгрессе по физике –2010 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники" 26-30 июля 2010 года, Санкт-Петербург, «Фрактальность природной мягкости звука, света, тепла и изображения, и осуществление ее в электрической нагрузке» и др.

«Способ образования аудиовизуального комфорта в процессе психолого-социальной работы» Доклад на международном психологическом конгрессе, ноябрь 2010 г СПб, (Ин-т социальной психологии.) (опубликован)

Доклад, на IV международной научно-практической конференции «Музыкотерапия в музыкальном образовании» факультет музыки, РГПУ им. А.И. Герцена 17.05.2011 (в печати)

И др.

Шум природы,Земли как обезболивающий способ,см «Арттерапия мягким звуком, светом, теплом, изображением. Выездные сеансы реабилитации по арт терапии, мобильным комплексом музыкально-акустической шумовой терапии с показом основных технических инноваций» (19 стр.)

https://vk.com/doc19726001_466981888

 

 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: