МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (НИУ МГСУ)
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИМИИ
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ
Лабораторных работ по курсу
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ХИМИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ–ЗАОЧНИКОВ
БАКАЛАВРИАТА
Учебного 201__/201__ года
Студент________________________________________________
Фамилия, Имя, Отчество
Направление подготовки _______________
Курс, семестр_______________
МОСКВА
Составитель: профессор, кандидат химических наук Е.М.Мясоедов
Под редакцией профессора, доктора химических наук В.И.Сидорова
Рабочий журнал предназначен для студентов бакалавриата заочной формы обучения МГСУ, изучающих курс химии.
К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выполнившие контрольные работы, изучившие правила техники безопасности и расписавшиеся в контрольных листках по ТБ.
Результаты, полученные студентом в процессе выполнения лабораторной работы, необходимо занести в рабочий журнал в виде уравнений реакций. В журнале записываются также наблюдения студента при выполнении опытов и выводы, обобщающие результаты проведенных экспериментов.
Лабораторные работы, пропущенные студентом, независимо от причины должны быть отработаны студентом в присутствии преподавателя в согласованный срок.
Выполненная лабораторная работа подписывается преподавателем в день ее выполнения в графе «работа выполнена (отработана)».
К сдаче очного экзамена по предмету допускаются только те студенты, которые выполнили все предусмотренные учебным планом лабораторные работы.
|
Лабораторная работа № 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ.
ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ.
Сильные электролиты
Растворимые в воде соли (см. таблицу растворимости).
Некоторые кислоты: H2SO4 , HNO3 , HClO4 , HMnO4 , HCl, HBr, HI
Некоторые основания NaOH, KOH, LiOH, Ba(OH)2 , Ca(OH)2 , Sr(OH)2
Опыт 1. Исследование направления реакций в растворах электролитов.
Используя реактивы, находящиеся на полках лабораторных столов, проведите реакции, в результате которых образуется осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2.
Наблюдения:__________________________________________________
Напишите молекулярное и ионные уравнения.
Молекулярное уравнение:
________ + ________ ® ___________ + ________
Полное ионное уравнение:
_____ + _____ + ______ + ______ ® __________ + _______ + _____
Краткое ионное уравнение:
_____ + _____ ® __________
В пробирку с осадком гидроксида меди (II) прилейте раствор соляной или серной кислоты.
Наблюдения:__________________________________________________
Напишите молекулярное и ионное уравнения реакции.
Молекулярное уравнение:
________ + ________ ® ___________ + ________
Полное ионное уравнение:
__________ + ______ + ______ ® _______ + _______ + ______
Краткое ионное уравнение:
__________ + _____ ® _____+ _______
Сделайте вывод о направлении протекания реакций в растворах электролитов.
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Опыт 2. Наблюдения окраски индикаторов в различных средах.
Диссоциация воды. Водородный показатель
|
Н2О Û Н+ + ОН–
; рН = –lg[H+]
В три пробирки налейте дистиллированную воду (примерно по 1/4 объёма) и добавьте в каждую по 2 – 3 капли раствора фенолфталеина. Затем в первую пробирку прилейте немного хлороводородной (или серной) кислоты, а во вторую – немного раствора щёлочи (NaOH). Отметьте цвет индикатора в каждой из трёх пробирок и результат наблюдений занесите в таблицу.
Проделайте аналогичные испытания для растворов метилоранжа и универсального индикатора.
Среда | Водородный показатель pH | Цвет индикатора | |||
лакмус | фенолфталеин | метилоранж | универсаль-ный индикатор | ||
Нейтральная [H+] = [OH–] | Фиоле-товый | ||||
Кислая [H+] > [OH–] | Розовый | ||||
Щелочная [H+] < [OH–] | Синий |
Опыт 3. Гидролиз солей.
В пробирку налейте раствор карбоната натрия (Na2СO3) (на 1/4 объёма) и добавьте 2 – 3 капли раствора фенолфталеина.
Напишите уравнения диссоциации и гидролиза карбоната натрия по первой ступени в молекулярной и молекулярно-ионной форме, отметьте изменение окраски индикатора: _____________________________.
Na2СO3 ® _____________
________ + Н2О Û ___________ + ____
______ + ________ + Н2О Û _______ + __________ + ______
Na2СO3 + Н2О Û _____________ + ________
Объясните изменения окраски индикатора. Какая среда возникает в растворе в результате гидролиза этой соли?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В другую пробирку на 1/4 объёма налейте раствор сульфата алюминия Al2(SO4)3 и добавьте 2 – 3 капли раствора универсального индикатора.
Напишите уравнения диссоциации и гидролиза сульфата алюминия в молекулярной и молекулярно-ионной формах.
|
Al2(SO4)3 ® _____________
______ + Н2О Û __________ + _____
______ + _____ + Н2О Û _____________ +_____ + _____
Al2(SO4)3 + Н2О Û _____________ + ________
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №2