Наше время выходит. Давайте перейдем, непосредственно, к заполнению таблицы. Пожалуйста, кто готовил о системе управления (слайд №5).
Выступление представителя группы. Преподаватель оценивает ответ жетоном.
Все верно, присаживайтесь. Теперь я посмотрю, насколько вы внимательны. Предположите, в какой приказ вы обратитесь, если решили написать жалобу, просьбу? (слайд №6).
Студенты отвечают: «Мы обратимся в челобитный приказ».
Правильно. Говоря о реформах, важно отметить, что особую роль здесь сыграла Избранная рада. Избранная рада –особый совет при князе, состоящий из его приближенных св. Сильвестра, митрополита Макария, князя Андрея Курбского, дворянина Ардашева.
О реформах Избранной Рады нам расскажет следующая группа (слайд №7).
Выступление представителя группы. Преподаватель оценивает работу жетоном.
Спасибо, присаживайтесь. Обратимся к источнику: перед вами статья из Судебника 1550 г. Предположите, что могут обозначать выделенные слова?(слайд №8).
Студенты отвечают, преподаватель оценивает ответы жетоном.
(1) Бесчестие – плата за оскорбление.
(2) Кормление - доходы за исполнение обязанностей по делам управления.
(3) Боярский человек добрый – холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.
Все молодцы, спасибо. Предлагаю поговорить о социальной структуре эпохи Грозного. Пожалуйста, представители третьей группы (слайд №9).
Выступление студента, преподаватель оценивает жетоном.
Спасибо. Таким образом, при Иване Грозном продолжилось дальнейшее закрепощение крестьян.
Многие из вас слышали выражение: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Как вы его понимаете?
Студенты отвечают, что это обозначение неожиданного события, нежданного огорчения, обманутых ожиданий. Преподаватель оценивает.
|
Перейдем к самому интересному. Как развивалась культура во второй половине XVI века? Кто нам расскажет? Пожалуйста, (слайд №10).
Выступление студента от четвертой группы, преподаватель оценивает жетоном.
Пожалуйста, присаживайтесь. Перед вами фотография известного московского храма? Какую легенду, связанную с ним, вы знаете? (слайд №11).
Студенты отвечают, что это фотография Храма Василия Блаженного, связанного с ослеплением зодчих, чтобы они больше не смогли построить подобного храма. Преподаватель оценивает ответы жетоном.
При Иване Грозном значительно увеличилась территория Российского государства. А как именно, нам расскажет? (слайд №12).
Выступает представитель пятой группы, преподаватель оценивает.
Все верно, пожалуйста, присаживайтесь. Назовите и покажите, пожалуйста, на карте, какое государство образовалось в результате Ливонской войны.
Студенты показывают объединения Польши и Литвы и называют государство Речь Посполитая. Преподаватель оценивает.
У нас должна получиться вот такая таблица (слайд №13). Мы видим, что вся политика Ивана Грозного была направлена на усилие центральной власти.
Первичное закрепление нового материала
Преподаватель: Иван Грозный – первый царь всея Руси. Многие читали о нем в исторических книгах и учебниках, и слышали любопытные и интересные факты о жизни Ивана Грозного.
С такими фактами нас ознакомит ______Ф.И. студента.
Выступление представителя четвертой группы с домашним заданием – «Интересные факты о жизни Ивана Грозного». Преподаватель оценивает работу всей группы.
|
Спасибо, было очень интересно. Наш урок движется к своему логическому завершению. Назовите успехи и неудачи, на ваш взгляд, в правлении Ивана Грозного (слайд №14).
Какую параллель с известными вам правителями мы можем провести?
Нужно ли изучать биографию царей или достаточно знать их политику?
Ответим на главный вопрос - Иван IV принес России пользу или вред?
Студенты отвечают на поставленные вопросы. Преподаватель оценивает их ответы жетонами.
Фигура Ивана IV интересует российских историков и по сей день. В прошлом, к ней обращались и Н.М. Карамзин, и С.М. Ключевский, его ученик В.О. Соловьев. С оценкой Ивана Грозного в трудах русских нас познакомит ________________ Ф.И.студента.
Выступление пятой группы с домашним заданием. Каждый в группе получает по жетону.
Домашнее задание
Преподаватель: У российских историков также сложилась противоречивая оценка личности и деятельности Ивана Грозного (слайд №15). Поэтому домашним заданием будет следующее:
Опираться на конспект, прочитать стр. 156 – 159 учебник Артемова В. В. История.
Работая с конспектом, письменно ответить на вопрос «Иван Грозный – тиран или реформатор?»
В контурных картах отметить территориальные изменения с начала XVI века и в период правления Ивана Грозного.
Рефлексия
А теперь давайте оценим свою работу (слайд №16). Перед каждым из вас листочек. Подпишите его и ответьте на вопросы – нужное подчеркнуть.
Студенты оценивают свою работу.
Сейчас вашу работу оценю я, у кого есть жетончики подойдите ко мне.
|
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Рабочий лист студента
Тема урока:___________________________________________________________________________________
Правитель | Система управления | Реформы | Население | Культура | Внешняя политика |
Иван III, Василий III | Боярская дума, местничество, система кормлений | Судебник 1497 г. Увеличение территории государства | Установление крепостного права, вводился Юрьев день. | Расцвет летописания; Построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата | Прекращение существования Золотой Орды |
Иван IV |
Домашнее задание:
1. Повторить изученный материал (рабочий лист, учебник Артемова В. В. История, §42, с. 156 – 159).
2. Ответить письменно на вопрос: «Иван Грозный – тиран или реформатор?» (привести аргументы в защиту своей точки зрения).
3. В контурных картах отметить территориальные изменения с начала XVI в. и в период правления Ивана IV.
Рефлексия:
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен |
Мое настроение | Стало лучше / стало хуже / не изменилось |
Материал урока мне был | Понятен / не понятен, Полезен / бесполезен интересен / скучен |
Раздаточный материал
(для групповой работы)