Система управления государством при Иване Грозном




При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

Появляется новый орган власти – Земский собор. Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ.

Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов.

Приказы– учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов. Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались крупными государственными чиновниками. К началу 18 века их насчитывалось около 50 приказов.

Претерпело изменения и система управления на местах. Кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией.

Реформы

Избранная рада – совет, который сложился около 1549 года вокруг молодого царя Ивана IV. Это был совет близких к нему людей. Возглавлял данный совет А.Ф. Адашев, который был выходцем из не очень знатного, но богатого рода; митрополит Макарий, он же был и священником домашней церкви московских князей (Благовещенский собор Кремля), Сильвестр, духовник царя, И. Висковатый, дьяк Посольского приказа, князья: М. Воротынский, А. Курбский, Д. Курлятев. Избранная рада проводила реформы, направленные на создание единого централизованного государства.

Были проведены реформы по следующим направлениям:

1) правовая реформа;

2) военная реформа;

3) церковная реформа.

1) Правовая реформа — Судебник 1550 г. Система наказаний основывалась на сословном принципе, была введена торговая казнь (преступника истязали кнутом), были официально закреплены штрафы и денежные взыскания, появились новые виды преступлений — мошенничество, подлог и др.

2) Военная реформа 1550 г. организованы не распускаемые войска (Стрелецкое войско) и особая часть войска – «Избранная тысяча»;

Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всей землевладельцев, с определенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа – специально обученного для службы слугу.

3) Стоглавый собор 1551 г. – церковный собор «Стоглав». Установление канонов и норм (установление церковной дисциплины, борьба против ростовщичества монастырей, унификация церковных обрядов и т.д.). Название связано с количеством глав (решенных вопросов).

Просуществовала Избранная рада недолго, до 1560 года, после чего наметились серьезные разногласия между Избранной радой и царем, что и решило ее судьбу. Ивану IV везде виделись заговоры, враги, против которых реформы бессильны и только кровавый террор может справиться с его личными врагами. Так Иван Грозный переходит от политики реформ к политике кровавого террора – опричнине. Таким образом, правление Ивана Грозного можно разделить как бы на два этапа - реформы и опричнина.

Население

В конце XVI в. на Руси проживало более 7 млн. человек, которые расселялись весьма неравномерно. В начале XVI в. в России было около 100 городов, в конце столетия — более 170. Только в Москве проживало около 100000 человек, в Новгороде и Пскове — примерно по 30 000.

Во второй половине XVI в. наблюдается серьезный миграционный процесс. Происходило, с одной стороны, перемещение значительной части населения в центральные районы, с другой — запустение северо-западных районов страны. Объяснялось это прежде всего ухудшением положения народных масс, набегами крымских татар, усилением крепостничества. Собственниками земли были преимущественно светские и церковные феодалы. В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения — заметно возросла доля поместного землевладения. Своеобразной чертой экономического развития средневековой России стало возникшее территориальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов в центральных, давно обжитых районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселенных окраинах.

Общей же тенденцией социально-экономического развития страны в XVI в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне, которые принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, которые находились во владении дворцового ведомства московских великих князей; черносошные (позже государственные) крестьяне, которые жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.


Культура

На развитие культуры в ХVI веке определяющее влияние оказали 3 фактора: образование единого государства, освобождение от ордынского ига и завершение формирования русской народности.

Завершается процесс формирования русской (великорусской) народности и русского языка. Ведущее место в языке заняли московский говор и ростово-суздальский диалект, ставшие основой разговорного и делового языка.

Значительно меняется сам характер культуры – она становится более светской.

Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудникам к 1554 году были созданы “Великие Четьи Минеи” – 12-ти томное собрание всех книг, “чтомых” на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний.

К литературе бытового жанра относится «Домострой» (домоводство), сборник советов на разные житейские темы, составленный священником Сильвестром.

Ведущей темой устного народного творчества была борьба народа с иноземными захватчиками. Песни и придания посвящались выдающимся событиям того времени – взятию Казани, войнам на западе, завоеванию Сибири, о борьбе Ивана Грозного с боярами, либо крупным историческим личностям – Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Взятие Казани было воспринято людьми как избавление от разорительных татарских набегов, как итог вековой борьбы с ордынским игом.

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания, что отвечало государственным потребностям. В 1563 году по указу Ивана Грозного и на государственные средства сооружается первая на Руси типография. Под руководством Ивана Федорова и белорусского мастера Петра Мстиславеца в 1564 году вышла первая печатная книга “Апостол”, хорошо выполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была так же выполнена гравюра “Апостол Лука” и т.д.

В ХVI веке началось строительство каменных церквей с шатровым завершением. Великолепным образцом шатрового стиля в архитектуре стала церковь Вознесения в селе Коломенском, Возведенная в 1532 году в ознаменование рождения будущего царя Ивана IV. Жемчужиной русской архитектуры ХVI века стал воздвигнутый в 1560 году в честь взятия Казани Покровский собор – храм Василия Блаженного.

Развивается тематика живописных произведений, которые становятся иллюстрациями житий святых, притч, песнопений. Роспись Золотой палаты Московского кремля (1547-1552г.) наряду с библейскими сюжетами посвящена событиям русской истории. В середине ХVI века была написана знаменитая икона “Церковь воинствующая”, посвященная взятию Казани и трактующая это событие как победу христианской веры. На иконе изображены Иван Грозный, Александр Невский, Владимир Святославович и Дмитрий Донской.

 

Внешняя политика

На южном направлении основную задачу составляла защита русских границ от набегов крымских татар. С этой целью была построена новая оборонительная линия – Тульская засечная черта. Поход русских войск на Крым в 1559 г. окончился неудачей. Как уже говорилось выше, в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на Москву. Следующий набег крымчан летом 1572 удалось остановить. Ханское войско было разбито князем М.И. Воротынским.

Правление Избранной рады отмечено крупными успехами во внешней политике государства на восточном направлении. В начале 1550-х гг. к Русскому государству были присоединены 2 крупных татарских государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды: в 1552 г. было завоевано Казанское ханство, в 1556 г. – Астраханское ханство. Таким образом, границы Московского царства перешагнули за Волгу и приблизились к рубежам Азии. Этот рубеж был перейден в начале 1580-х гг. Вооруженная на средства богатых купцов Строгановых экспедиция казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем совершила поход в Сибирь, разбила войска сибирского хана Кучума и присоединила его земли к Русскому государству. С этого момента началось освоение Сибири русскими людьми.

После присоединения Поволжья приоритетным во внешней политике стало Западное направление. Главной целью начавшейся в 1558 г. Ливонской войны стало завоевание Россией выхода к Балтийскому морю. В 1558–1560 гг. военные действия велись против рыцарского Ливонского ордена, которому принадлежала территория Прибалтики. Начало войны оказалось удачным: войска Ивана IV прошли почти всю Ливонию, взяли 20 городов, Орден был фактически разгромлен. В 1561 г. Ливонский орден распался. Однако победы русского оружия шли вразрез с интересами Польши, Дании и Швеции, к которым перешли бывшие владения Ордена, поэтому России пришлось сражаться уже с тремя сильными противниками. В 1563–1564 гг. русские войска потерпели ряд серьезных поражений. Польша и Литва, боявшиеся усиления России и также стремившиеся к захвату Ливонии, в 1569 г. объединились в единое государство Речь Посполитую. В результате Россия проиграла Ливонскую войну. В 1582 г. в Ям-Запольском было заключено перемирие, согласно которому между Россией и Польшей сохранялась старая государственная граница. Перемирие со Швецией было заключено в 1583 г. в г. Плюссе. Россия не только не приобрела желанного выхода к морю, но и вынуждена была уступить Ям, Копорье, Ивангород и прилегающее к ним южное побережье Финского залива.


 

Самоанализ урока

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока,

проведенного в группе Э-1.1. (студенты 1 курса специальности Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)). Бюджет. Проходной средний балл при зачислении в колледж – 3,5.

Урок разрабатывался в соответствии с рабочей программой «История» и с учетом психолого-педагогических характеристик студентов, уровнями их обученности и обучаемости.

Место урока в рабочей программе: Раздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству. Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного. Согласно рабочей программе на тему отведено 2 часа, УМК составлен на 1 учебный час.

Вид учебного занятия: урок.

Тип учебного занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала (по Русских Г.А.).

Дидактическая цель: создание условий для развития познавательной самостоятельности студентов, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых заданий для самостоятельной работы проектного характера.

Цели по содержанию:

Образовательные:

1. Способствовать формированию специальных предметно-исторических знаний:

а) исторических представлений:

об историческом движении: казанские, крымские и астраханские походы; Ливонская война; присоединение Сибири;

об историческом времени: о конкретном времени: XVIв.,

об основных категориях исторического времени: года;

локальные исторические представления: Россия, Москва, Казань, Астрахань, Сибирь, Ливония, Речь Посполитая, Швеция;

б) исторических понятий: при изучении темы раскрываются следующие понятия:

― сословно-представительная монархия (соц.-полит., общеистор.);

― уния (соц.-полит., общеистор.);

― приказ (соц.-полит., общеистор.);

― опричнина (соц.-полит., общеистор.).

2. Способствовать формированию умений:

а) общеучебных познавательных практических умений (умение воспринимать информацию на слух- рассказ о биографии Ивана Грозного, работа с текстом, с историческим документом — статья из Судебника 1550 года, работа с оценкой деятельности — оценка личности Ивана Грозного выдающимися историками, работа с картой; умения устной и письменной речи);

б) специальных познавательных практических умений:

― картографических – работа с картой — Россия в XVIвеке: Образование Речи Посполитой;

― хронологических — сравнение управления предшественников Ивана IV и во второй половине XVIв.;

― исторического мышления (умение анализировать и сравнивать системы правления, курсы внешней политики; умение высказывать и обосновывать свое мнение — Дайте оценку деятельности Ивана Грозного? Согласны ли вы с мнением историка?).

Развивающие:

развивать:

1) мотивационную сферу:

а) сформировать у студентов познавательный интерес к истории в целом при решении вопросов проблемного характера - использование интересных фактов;

б) применять наглядные средства обучения (сравнительная таблица, фрагменты видеофильма) для поддержания познавательного интереса к изучению данной темы;

в) развивать критическое мышление (дайте оценку деятельности Ивана Грозного?);

г) сформировать практический мотив («До сих пор мы используем в своей речи выражения: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что имеется ввиду?»);

2) чувственно-эмоциональную сферу

подкрепить познавательный интерес положительными чувствами и эмоциями, похвалой за хорошо выполненные задания, за качественные ответы. Развивать различные органы чувств и вызвать разнообразные ощущения – активизация зрения и слуха за счет использования словесных, наглядных, печатно-словесных методов и приемов;

3) интеллектуальную сферу:

а) развивать мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, систематизации за счет выполнения заданий и ответов на вопросы (Чем система государственного управления Ивана III отличается от системы Ивана IV?);

б) развивать качества ума: самостоятельность мышления за счет формирования собственной точки зрения (Дайте оценку царствования Ивана Грозного);

в) развивать образное мышление – подкрепление слов учителя, учеников наглядностью и печатно-словесными приемами и методами (использование доски, текста, иллюстраций презентации);

4) развивать волевую сферу - приведение в пример черт характера царя, которые сформировались в детстве и повлияли на его политику (мнительность, жестокость и т.д.).

Воспитательные:

1) формировать нравственные качества обучающихся:

- гуманизм – уважение прав других людей на жизнь и человеческого достоинства (Объяснить это на примере «боярского правления»);

- демократизм – понимание прав, свобод, обязанностей гражданина и их реализацию (появление сословно-представительного органа — Земского собора);

- патриотизм – на примере проявления патриотизма во внешней политике Ивана Васильевича — желания расширить территории государства, во внутренней — военные реформы;

- интернационализм – посредством знакомства обучающихся с Ливонским орденом;

2) воспитывать политической культуры черезоценку внутренней и внешней политики;

3) формировать политическую культуру черезсравнение правления Ивана Грозного от его предшественников;

4) осуществлять эстетическое воспитание посредством использования материала по биографии Ивана IV.

 

В структуре урока можно выделить несколько этапов согласно классификации Русских Г.А.:

- организационный (вход в урок),

- актуализация знаний (повторение и систематизация ранее приобретенных знаний),

- целеполагание и мотивация,

- первичное усвоение знаний,

- осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия,

- первичное закрепление нового материала,

- информирование о домашнем задании,

- подведение итогов занятия, рефлексия.

Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

В процессе урока стремилась активизировать деятельность каждого студента, используя следующие методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

К началу занятия кабинет, оборудование и материалы были подготовлены к уроку: мультимедийная аппаратура (экран, проектор), презентация, доска, раздаточный материал – рабочие листы.

Содержание урока соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе. Материал, изученный на уроке, характеризуется полнотой, достоверностью, доступностью, научностью.

Четко прослеживалась связь нового материала с ранее изученным, в том числе межпредметные связи с такими дисциплинами, как:

― ОУД. 02. Литература,

― ОУД. 12 Обществознание,

― ОУД. 13 Основы проектной деятельности,

― ОГСЭ. 02 История,

― ОГСЭ. 05 Психология общения.

На уроке была организована фронтальная работа студентов – ответы на вопросы; групповая – заполнение таблицы, выполнение упражнений в группе, домашнее задание.

На уроке были применены следующие приемы педагогических технологий: информационно-коммуникационной технологии, проектной, групповой технологии.

Когда студенты работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей и для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения. Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, студент вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в группе создает условия для позитивного взаимодействия между студентами в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

ИКТ технология обусловлена информатизацией современного общества, ИКТ-грамотностью современного студента и реализовалась на уроке через использование мультимедийного оборудования. Студенты создавали презентации в программе PowerPoint, осуществляли работу с видеоматериалами. Так же имелась презентация для урока.

Под методом проектов понимается технология организации урока, в которой обучающийся ставит личностную цель, самостоятельно решает познавательные задачи, делает выводы, оценивает результат, а так же проект как продукт, который создают студенты самостоятельно (при выполнении группового домашнего задания). Использование метода проектов даёт возможность развивать одновременно с универсальными учебными действиями и проектное мышление у обучающихся. Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, – важная составная часть субъектной позиции личности.

Цели урока были достигнуты. Итог урока подведен, поставлены оценки на основе самооценки самих студентов.

Характер домашнего задания – закрепляющий, творческий (ответить письменно на вопрос: «Иван Грозный –тиран или реформатор?», в контурных картах отметить территориальные изменения за период Ивана Грозного).

Я, как преподаватель, соблюдала нормы педагогической этики и такта, избегала осуждающих оценок, хвалила за результаты деятельности. Считаю, что студентам было на уроке комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: