Учебно – методический комплект учебного занятия
Лузяниной Натальи Сергеевны,
преподавателя КОГПОБУ «Кировский лесопромышленный колледж»
Тема: «Россия в правление Ивана Грозного»
Учебная дисциплина: ОУД.05 История
Киров
План учебно-методического комплекта
1 Основная характеристика учебной дисциплины «История»
2 План учебного занятия
3 Конспект урока
4 Рабочий лист студента
5 Раздаточный материал
6 Самоанализ урока
Основная характеристика учебной дисциплины «История»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:
― формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
― формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
― усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
― развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
― формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
― воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
При отборе содержания учебной дисциплины «История» учитывались следующие принципы:
― многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
― направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
― внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
― акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;
― ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.
Учебная дисциплина «История» является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Общественные науки» общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования – базовый.
Основная характеристика выбранной темы
Раздел 5. Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству
Тема 5.1. Россия в правление Ивана Грозного (2 часа).
Содержание учебного материала:
Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.
Основные виды деятельности обучающихся:
- объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право»;
- характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов;
- раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России;
- объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства;
- объяснение причин, сущности и последствий опричнины;
- обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного.
План учебного занятия
Тема: Россия в правление Ивана Грозного.
Учебная дисциплина: История.
Группа: Э-1.1 студенты 1 курса специальности Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).
Вид учебного занятия: урок.
Тип учебного занятия: занятие изучения и первичного закрепления нового материала (по Русских Г.А.).
Дидактическая цель: создание условий для развития познавательной самостоятельности студентов, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых заданий для самостоятельной работы проектного характера.
Цели по содержанию:
Образовательные:
1. Способствовать формированию специальных предметно-исторических знаний:
а) исторических представлений:
― об историческом движении: казанские, крымские и астраханские походы; Ливонская война; присоединение Сибири;
― об историческом времени: о конкретном времени: XVIв.,
об основных категориях исторического времени: года;
― локальные исторические представления: Россия, Москва, Казань, Астрахань, Сибирь, Ливония, Речь Посполитая, Швеция;
б) исторических понятий:
― сословно-представительная монархия (соц.-полит., общеистор.);
― уния (соц.-полит.,общеистор.);
― приказ (соц.-полит., общеистор.);
― опричнина (соц.-полит., общеистор.).
2. Способствовать формированию умений:
а) общеучебных познавательных практических умений (умение воспринимать информацию на слух - рассказ о биографии Ивана Грозного, работа с текстом, с историческим документом — статья из Судебника 1550 года, работа с оценкой деятельности — оценка личности Ивана Грозного выдающимися историками, работа с картой; умения устной и письменной речи);
б) специальных познавательных практических умений:
― картографических – работа с картой — Россия в XVI веке: Образование Речи Посполитой;
― хронологических — сравнение управления предшественников Ивана IV и во второй половине XVI в.;
― исторического мышления (умение анализировать и сравнивать системы правления, курсы внешней политики; умение высказывать и обосновывать свое мнение — Дайте оценку деятельности Ивана Грозного? Согласны ли вы с мнением историка?).
Развивающие:
развивать
1) мотивационную сферу:
а) сформировать у студентов познавательный интерес к истории в целом при решении вопросов проблемного характера - использование интересных фактов;
б) применять наглядные средства обучения (сравнительная таблица, фрагменты видеофильма) для поддержания познавательного интереса к изучению данной темы;
в) развивать критическое мышление (дайте оценку деятельности Ивана Грозного?);
г) сформировать практический мотив («До сих пор мы используем в своей речи выражения: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», что имеется ввиду?»);
2) чувственно-эмоциональную сферу:
подкрепить познавательный интерес положительными чувствами и эмоциями, похвалой за хорошо выполненные задания, за качественные ответы. Развивать различные органы чувств и вызвать разнообразные ощущения – активизация зрения и слуха за счет использования словесных, наглядных, печатно-словесных методов и приемов;
3) интеллектуальную сферу:
а) развивать мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, систематизации за счет выполнения заданий и ответов на вопросы (Чем система государственного управления Ивана III отличается от системы Ивана IV?);
б) развивать качества ума: самостоятельность мышления за счет формирования собственной точки зрения (Дайте оценку царствования Ивана Грозного);
в) развивать образное мышление – подкрепление слов учителя, учеников наглядностью и печатно-словесными приемами и методами (использование доски, текста, иллюстраций презентации);
4) развивать волевую сферу - приведение в пример черт характера царя, которые сформировались в детстве и повлияли на его политику (мнительность, жестокость и т.д.).
Воспитательные:
1) формировать нравственные качества обучающихся:
гуманизм – уважение прав других людей на жизнь и человеческого достоинства (Объяснить это на примере «боярского правления»);
демократизм – понимание прав, свобод, обязанностей гражданина и их реализацию (появление сословно-представительного органа — Земского собора);
патриотизм – на примере проявления патриотизма во внешней политике Ивана Васильевича — желания расширить территории государства, во внутренней — военные реформы;
интернационализм – посредством знакомства обучающихся с Ливонским орденом.
2) воспитывать политической культуры черезоценку внутренней и внешней политики;
2) формировать политическую культуру черезсравнение правления Ивана Грозного от его предшественников;
3) осуществлять эстетическое воспитание посредством использования материала по биографии Ивана IV.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину).
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: приемы информационно-коммуникационной технологии, проектной и групповой.
Средства обучения:
― мультимедийная презентация к уроку;
― раздаточныйматериал (прил. А);
― рабочий лист студента;
― Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – М.: Академия, 2016. – 448 с. – (Профессиональное образование).
Межпредметные связи:
― ОУД. 02. Литература;
― ОУД. 12 Обществознание;
― ОУД. 13 Основы проектной деятельности;
― ОГСЭ. 02 История;
― ОГСЭ. 05 Психология общения.
Ход урока
Технологический этап | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Организует начало урока. Проверяет готовность студентов к учебному занятию. Всем добрый день. Рада приветствовать вас на уроке. Все готовы? Присаживайтесь. Скажите, пожалуйста, кто отсутствует? | Приветствуют преподавателя стоя, демонстрируют готовность к уроку. | регулятивные: умение организовывать собственную деятельность |
2. Целеполагание и мотивация | Мотивирует студентов на изучение темы. На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, вошедшим в историю как Иван Грозный. Организует выступление представителей групп (домашнее задание): 1 группа - «Образ Ивана Васильевича в кинематографе»; 2 группа- «Образ царя и в художественной литературе». Делает вывод: Т.о., представления об Иване Грозном достаточно противоречивые, на основании которых сложно сформировать единое представление. Задает вопрос: Изменились ли ваши представления об Иване Грозном? Уважаемые студенты, скажите, на какие вопросы по этой теме вам хотелось бы сегодня найти ответы? Ставит цель на урок. Задает проблемный вопрос: Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана IV, ответить на главный вопрос «Вред или пользу России принес Иван Васильевич?». Тема нашего урока: «Россия в царствование Ивана Грозного». | Представляют результат работы групп, демонстрируют уровень выполнения домашнего задания.Смотрят. Слушают. Задают вопросы. Ставят цель и записывают тему урока в рабочем листе. | познавательные: · владение навыками познавательной и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать. регулятивные: · умение самостоятельно определять цели деятельности коммуникативные: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении коммуникативных задач; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной; · становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества |
3. Актуализация знаний и умений | Актуализирует знания студентов, организует выступление представителей 3 группы. 3 группа –«Биография Ивана Грозного» (домашнее задание) Задает вопросы. | Представляют работу группы. Слушают. Отвечают на вопросы. | познавательные: · владение навыками познавательной и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать. коммуникативные: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении коммуникативных задач; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной; · становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества |
4. Первичное усвоение знаний | Организует работу в группах (направления работы групп: Система управления, Реформы, Население, Культура, Внешняя политика). Дает задание: 1.Изучите текст 2.Обсудите в группе, выберите главные характеристики вашего направления политики 3.Заполните соответствующий вашему направлению столбик таблицы. | Читают, анализируют, выбирают главное, заполняют таблицу, представляют работу группы. Слушают, записывают | познавательные: · владение навыками познавательной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать. коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности регулятивные: · умение деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; · умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной; · становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества |
5. Осознание и осмысление блока новой учебной информации | Задает вопросы каждой группе: 1. Предположите, в какой приказ вы обратитесь, если решили написать жалобу, просьбу? 2. Обратимся к источнику: Перед вами статья из Судебника 1550 г. Предположите, что могут обозначать выделенные слова? 3.Многие из вас слышали выражение: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Как вы его понимаете? 4. Перед вами фотография известного московского храма? Какую легенду, связанную с ним, вы знаете? 5. Назовите и покажите на карте, какое государство образовалось в результате Ливонской войны. | Отвечают на вопросы | коммуникативные: · умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; |
6. Первичное закрепление нового материала | Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового материала, организует выступление 4 группы«Интересные факты об Иване Грозном» (домашнее задание). Задает вопросы: Назовите успехи и неудачи, на ваш взгляд, в правлении Ивана Грозного. Какую параллель с известными вам правителями мы можем провести? Нужно ли изучать биографию царей или достаточно знать их политику? Организует выступление 5 группы «Цитаты историков об Иване Грозном» (домашнее задание). Задает проблемный вопрос урока: Иван IV принес России пользу или вред? | Выступление представителей групп. Слушают. Отвечают на вопросы. | познавательные: · владение навыками познавательной, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать. коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности |
7. Домашнее задание | Информирует о домашнем задании: 1. Повторить изученный материал (рабочий лист, учебник Артемова В. В. История, §42, с. 156 – 159). 2. Ответить письменно на вопрос: «Иван Грозный – тиран или реформатор?» (привести аргументы в защиту своей точки зрения). 3. В контурных картах отметить территориальные изменения с начала XVI в. и в период правления Ивана IV. | Слушают. Осмысливают. | регулятивные: умение контролировать и корректировать деятельность; |
8. Рефлексия | Подводит итоги. Организует рефлексию урока студентами. Оценивает работу студентов на уроке. | Отвечают на вопросы рефлексии в рабочих листах. Оценивают результативность собственной работы на уроке. | регулятивные: умение контролировать икорректировать деятельность;· умение самостоятельно оценивать деятельность |
Конспект урока
Организационный момент
Преподаватель: Всем добрый день. Рада приветствовать вас на уроке. Все готовы? Присаживайтесь. Скажите, пожалуйста, кто отсутствует?
Староста приносит рапортичку для заполнения.