Сущность определения понятий СКД




Содержание

 

Введение

1 Сущность определения понятий СКД

2 Технологии СКД в разные исторические периоды

3 Современные технологии, используемые учреждениями культуры

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

Технология - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технологии СКД — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков.

Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать:

- решение общих задач социализации личности;

- организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов;

- психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.

Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).

В данной работе мы рассмотрим современные технологии СКД, используемые учреждениями культуры,а также технологии в разные исторические периоды.

 

 

Сущность определения понятий СКД

 

В разные исторические периоды СКД называлась:

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»).

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

-культурологический характер

-развивающий характер

Функции СКД:

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:

- творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности;

- репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

- репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: