Современные технологии, используемые учреждениями культуры




 

В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные.

1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».

2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».

3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».

4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.

Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:

Функциональные Общие Дифференцированные

 

В предложенной классификации подразделяют функ­циональные технологии на следующие группы:

· технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;

· технологии самодеятельного творчества;

- креативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит:

- методику организации досуга детей и подростков;

· методику молодежного досуга;

· методику семейного досуга;

- методику организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста.

Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.

Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.

Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.

Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.

Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.

Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.

В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.

Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:

Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.

Специализированные, или групповые технологии, ориентиро­ванные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.

Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:

- технологии изучения;

- технологии сохранения;

- технологии восстановления;

- технологии освоения;

- технологии использования культурных ценностей;

- технологии использования культурного наследия современного общества;

- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.

- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;

- развитие авторского творчества, авторских школ

- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.

- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;

- расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;

- активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;

- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;

- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.

- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;

- использование метода объектов и метода морфологического анализа для соци­ально-культурной деятельности;

- активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов;

- тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде;

- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.

Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.

Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.

Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.

 

 

Заключение

 

Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Подводя итог, можно кратко изложить следующее:

Технологии существуют в культуре и образовании.

Основные группы технологий социокультурной деятельности, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на: 1.Общие технологии – ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности;

2.Функциональные (отраслевые) технологии – в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания сферы культуры и досуга;

3.Дифференцированные технологии – представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Технологии СКД классифицируются: 1.По уровню применения; 2.По философской основе; 3.По ведущему фактору психического развития; 4.По ориентации на личностные структуры; 5.По характеру содержания и структуры; 6. По типу организации и управления познавательной деятельностью.

Составными элементами технологий СКД являются (составная структура технологий СКД):

- Концептуальность (опора на определённую научную концепцию);

- Системность (заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех её частей); - Управляемость (предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ); - Эффективность современных технологий (заключается в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение); - Воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

В структуре социально-культурных технологий выделяют три основные группы: - традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; - элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;

-массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности.

К основным функциям социально-культурных технологий относятся:

1. Основные (первичные): социализирующая, творческая, коммуникативная, рекреативная функция.

2. Прикладные (вторичные): образовательная, просветительская, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия,средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.

 

Список используемой литературы

 

1. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.

2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.

3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. – С. 399

4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412

5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. – С. 378

6. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. – С. 415

7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с.

8. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987. – С. 376

9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994. – С.399

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 403

11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 417

12. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 402

13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001. – С.394

14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004. – С. 478

15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие– М., 1995. – С. 395

16. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. – С.296

17. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999. – С.

18. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С.

19. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004. – С.459

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: