В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные.
1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».
2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».
3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».
4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.
Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:
Функциональные Общие Дифференцированные
В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы:
· технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;
· технологии самодеятельного творчества;
- креативно-оздоровительные технологии.
К дифференцированным технологиям исследователь относит:
- методику организации досуга детей и подростков;
· методику молодежного досуга;
· методику семейного досуга;
- методику организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста.
Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий
Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.
Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.
Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.
Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.
Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.
Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.
Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.
Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.
Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.
В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.
Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:
Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.
Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.
В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.
Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.
Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.
К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:
- технологии изучения;
- технологии сохранения;
- технологии восстановления;
- технологии освоения;
- технологии использования культурных ценностей;
- технологии использования культурного наследия современного общества;
- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.
- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.
- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;
- развитие авторского творчества, авторских школ
- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.
- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;
- расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;
- активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;
- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;
- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.
- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;
- использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной деятельности;
- активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов;
- тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде;
- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм.
Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.
Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.
Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
Заключение
Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Подводя итог, можно кратко изложить следующее:
Технологии существуют в культуре и образовании.
Основные группы технологий социокультурной деятельности, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на: 1.Общие технологии – ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности;
2.Функциональные (отраслевые) технологии – в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания сферы культуры и досуга;
3.Дифференцированные технологии – представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Технологии СКД классифицируются: 1.По уровню применения; 2.По философской основе; 3.По ведущему фактору психического развития; 4.По ориентации на личностные структуры; 5.По характеру содержания и структуры; 6. По типу организации и управления познавательной деятельностью.
Составными элементами технологий СКД являются (составная структура технологий СКД):
- Концептуальность (опора на определённую научную концепцию);
- Системность (заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех её частей); - Управляемость (предполагает компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ); - Эффективность современных технологий (заключается в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение); - Воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
В структуре социально-культурных технологий выделяют три основные группы: - традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; - элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
-массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности.
К основным функциям социально-культурных технологий относятся:
1. Основные (первичные): социализирующая, творческая, коммуникативная, рекреативная функция.
2. Прикладные (вторичные): образовательная, просветительская, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая
Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия,средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.
Список используемой литературы
1. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.
2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.
3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. – С. 399
4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412
5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. – С. 378
6. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. – С. 415
7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с.
8. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987. – С. 376
9. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговя деятельность в современных условиях. – М., 1994. – С.399
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 403
11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 417
12. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. – С. 402
13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001. – С.394
14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., 2004. – С. 478
15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие– М., 1995. – С. 395
16. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. – С.296
17. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. – Казань, 1999. – С.
18. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С.
19. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004. – С.459