Организация — это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей)
По российскому законодательству минимальное число членов кооператива должно быть не менее пяти человек. В уставном капитале малой организации доля государственной, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не может превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не может превышать 25%.
Сетевые, виртуальные и другие новые виды организаций имеют очень подвижные границы; такие границы существуют временно, они прозрачны и размыты. (Подробнее такие организации рассмотрены в учебном элементе № 7 данного модуля.)
Решение менеджеров о том, где должна заканчиваться организация и начинаться ее внешнее окружение, когда необходимо изменять границы, является очень важным, так как оказывает влияние на издержки, прибыль, конкурентную позицию.
2.2. Организация — открытая система
Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования и т.п., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду (рис. 2.1).
|
Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта* и передача его во внешнюю среду. При этом в процессе производства продукта происходит добавление ценности (новой стоимости) к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость, ее величина является источником жизнедеятельности и развития любой организации.
Организация может предоставлять потребителям продукцию, услуги или то и другое одновременно. Например, ОАО «Производственно-мебельное объединение «Шатура» (см. конкретную ситуацию в конце модуля) в виде продукта предоставляет потребителям различную мебель, а в виде услуг — ее перевозку, сборку, гарантийное обслуживание.
Организация как открытая система вынуждена приспосабливаться ко все более быстро меняющейся внешней среде, и часто главные причины происходящего внутри организации следует искать вне ее.
2.3. Организационные элементы и характеристики
Несмотря на очень большие различия, такие организации, как банк, больница, таксомоторный парк, мебельная фабрика, нефтеперерабатывающий завод, имеют общие элементы и характеристики
2.3.1. Миссия организации
Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде**, если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.
Миссия — это предназначение организации, основная цель ее существования. Большинство российских руководителей не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая это ненужным. Однако, как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.
|
Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности, какие средства готова использовать.
Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации.
Факторы, влияющие на миссию организации. Цель существования (миссия) зависит от ряда внешних и внутренних факторов, так как отражает интересы различных групп людей, связанных с ее деятельностью как внутри, так и за пределами организации.
На миссию организации оказывают влияние:
• рынок, который определяет спрос на продукцию и услуги;
• потребители; деятельность организации направлена на удовлетворение их потребностей и желаний;
• основатели или руководители организации*; их ценности и представление о том, для чего они создают организацию и какой хотят ее видеть;
|
• сотрудники, работающие в организации; от их способностей, квалификации, труда зависит реализация целей;
• собственники (акционеры), которые инвестируют капитал;
• партнеры (поставщики, дистрибьюторы и т.д.), которые обеспечивают необходимыми ресурсами и оказывают другие необходимые услуги;
• местное сообщество, тесно связанное с организацией, являющееся непосредственной средой ее существования, и его интересы (увеличение рабочих мест, создание безопасных для окружающей среды технологий, продуктов, условий труда и других благ, необходимых ему);
• общество в целом, которое получает от организации часть создаваемого ею богатства в виде товаров, услуг, налогов, благотворительности и т.д., позволяющую реализовывать социальные цели и повышать его благосостояние.
Как сформулировать миссию? Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между тем прибыль представляет собой ее внутреннюю проблему. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация.
Чтобы правильно выбрать миссию, в ее формулировке можно отразить:
• запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);
• главную цель, к которой она стремится (например, быть лидером);
• продукт, который производит компания (услуги, работы);
• технологии, которые она использует;
• на каких рынках работает;
• какие ценности проповедует организация;
• каковы принципы ее деятельности.
Миссия факультета менеджмента университета Калгари состоит в том чтобы «быть международно признанным лидером в менеджмент-образовании и научных исследованиях в области менеджмента».
Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).
Например, миссией автомобильной компании «Дженерал моторс» является «предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения». А миссия дочерней компании «Шевролет» сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков».
Миссия может быть сформулирована в виде девиза или лозунга.
Корпоративный девиз японской компании «Омрон Татеиси электроник», отражающий интересы не только организации, но общества в целом, звучит так: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество»,
лозунг компании «Макдональд», в котором отражена ее миссия: «Чистота, качество, сервис быстрота»,
лозунг немецкой железнодорожной компании «Дойче Бан»: «Ежечасно пунктуально, по всем направлениям».
После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей организации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятой форме. Миссия может отражаться в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет, в факсах и т.п.
Выполните упражнение 3.
2.3.2. Цели организации
Цель есть тот желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации
На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственного, организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.
Организация, реализуя свое предназначение (миссию), в зависимости от состояния внешней среды и собственных возможностей может добиваться самых различных целей повышения доходности, конкурентоспособности, потребностей улучшения работы с клиентами, развития сотрудников и т.п. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание.
Закрытое акционерное общество «Красная заря» — предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента — имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн трикотажных изделий и свыше 2 тыс. т полотна. Оно является лидером своей отрасли В 1993—1994 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв. м с самым современным оборудованием что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%. Обеспечивается 100%-й контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секции салонов в крупных торговых домах.
Тем не менее в условиях августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия направленная на капитализацию прибыли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в своем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводящей сети; на обучение персонала.
По мнению генерального директора Надежды Георгиевны Калининой, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрасли и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации — коллектив работников.
На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутренней среды предприятия, сколько динамикой внешнего окружения. Поэтому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние предприятия, но и уделять большее внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды»
Выполните упражнение 4.
Цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений. Организация также дает возможность работникам достичь личных целей, реализовать коллективно то, чего они не в состоянии осуществить индивидуально. Таким образом, в ней складывается иерархия целей. Руководитель должен координировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение целей всей организации, не допуская возникновения противоречий. Такие противоречия порождают различные конфликты, которые в худшем случае могут разрушить организацию.
Кроме работников организации во внешней среде существуют заинтересованные группы — покупатели, поставщики, держатели акций, кредиторы, дистрибьюторы, которые определяют ее цели исходя из собственных интересов.
Например, различные группы, заинтересованные в деятельности компаний по производству продуктов питания, желают, чтобы цели включали:
• покупатели — производство качественной, экологически чистой продукции по приемлемым ценам;
• поставщики —сохранение связей с компанией в течение длительного периода, а также расчетов с ней по ценам, обеспечивающим достаточный доход;
• общество — безопасное для окружающей среды, природы и людей производство товаров по минимальным ценам, увеличение рабочих мест, благотворительность;
• работники — обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;
• менеджеры—увеличение доли рынка, производственных мощностей, производительности труда;
• кредиторы — сохранение устойчивого финансового положения компании и выплату долгов точно в срок;
• дистрибьюторы — сохранение связей с компанией в течение длительного времени и продажу им товаров по ценам, обеспечивающим достаточный доход;
• акционеры — максимальную отдачу от их вложений.
Социальная ответственность — это осознание того, что организация должна действовать в интересах общества
Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Из-за разнообразия этих интересов при постановке целей руководство сталкивается со сложной задачей, пытаясь удовлетворить каждую из заинтересованных групп, учитывая при этом интересы организации. Противоречивые требования со стороны различных групп, заинтересованных в результатах работы организации, нередко приводят к необходимости принятия менеджерами сложных в этическом плане решений. Например, правильно ли увольнять работников, если после этого компания сможет более эффективно конкурировать и, по-существу, избежать банкротства*?
При постановке целей и принятии решений необходимо учитывать меру социальной и этической ответственности, которую несет организация перед обществом. Общество ждет, что организации будут функционировать в согласии с его интересами, предоставляя рабочие места, занимаясь охраной окружающей среды, обеспечивая справедливое обращение с работниками, производя безопасную продукцию, добросовестно относясь к покупателям. Это осознается и многими руководителями российских организаций. Примером служит описанная выше ситуация с 5-м таксомоторным парком, руководство которого определило две приоритетные, основные цели: развитие таксопарка и защита окружающей среды, на реализацию которых направлены все усилия организации.
Основными требованиями, которые необходимо учитывать менеджерам при постановке целей, являются достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.
Для реализации целей организации разрабатывается стратегия*. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды. Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации; деловые стратегии — то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) — то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.
2.3.3. Производственно-технологические характеристики
Производственно-технологические* характеристики отражают особенности и тип производства, а также технологий, используемых организацией при создании продукции. Эти особенности касаются используемого сырья, материалов, машин, механизмов, оборудования, сложности продукта и технологических операций по его изготовлению. Организация может использовать в производстве и управлении рутинные и нерутинные технологии, а также различные типы производства: единичное, серийное, массовое.
Особенности технологии связаны со сферой действия организации и типом производства. Организации сферы производства функционируют в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.п.
К сфере услуг относятся такие организации, как банки, рекламные и кадровые агентства, торговые, консультационные фирмы**, страховые компании и т.п.
В научно-технической сфере действуют организации, занимающиеся исследованиями и разработками: научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро, научные центры, исследовательские консорциумы и т.д.
Применение различных технологических процессов, от простых, стандартных до уникальных, высоких технологий, отражается на структурных характеристиках организации и профессионализме персонала, требует использования различных типов организационных структур и подходов к управлению (см. 2.3.10).
2.3.4. Размер организации
По размеру организация может быть крупной, средней и малой. В табл. 2.1 даны предельно допустимые значения численности работников малых организаций по отраслям в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14 июня 1995 г.
Таблица 2.1
Предельная численность персонала малых организаций по отраслям
Отрасль | Средняя численность персонала (человек) |
Промышленность | |
Строительство | |
Транспорт | |
Научно-техническая сфера | |
Сельское хозяйство | |
Оптовая торговля | |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения | |
Другие отрасли и виды деятельности |
Численность работников средних и крупных организаций в Российской Федерации в законодательном порядке не установлена. Принято считать, что численность работников средних предприятий составляет от 100 до 300 человек, а крупных — от 300 (в некоторых отраслях от 500) и выше.
В США к малым относят фирмы с числом работников до 99 человек, к средним — от 100 до 499, к крупным — от 500 и более. В Японии малыми и средними считаются компании, в которых работает не более 300 человек. В Швеции к малым относят фирмы с численностью до 200 человек, в Великобритании — до 20. По методологии, которую использует Европейский Союз с января 1995 г., предлагается считать малыми организации с численностью менее 50 человек, средними — от 50 до 250, крупными — свыше 250 человек.
Помимо численности в законодательстве ряда стран в качестве критериев используются такие стоимостные показатели, как годовой объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. По российскому законодательству ограничена лишь доля собственности других организаций в уставном капитале малой организации.
Влияние размера организации на ее структурные характеристики отражено в 2.3.10.
2.3.5. Разделение труда и специализация
В любой организации существует разделение труда между ее работниками и подразделениями, в результате которого появляются новые виды работ. Горизонтальное разделение труда происходит на одном уровне иерархии по функциям управления, стадиям и этапам осуществляемых процессов. Вертикальная специализация означает разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на различных уровнях иерархии. Профессиональные организации часто делают акцент на персональное разделение труда, которое означает специализацию работы среди работников в соответствии с их индивидуальным опытом и квалификацией. Этот тип разделения труда особенно необходим в организациях, где требуются специальные, часто уникальные знания, например при высокотехнологичном производстве.
Уровень специализации отражает степень разделения труда. При высокой степени специализации выполняется узкий набор функций, задач, работ, при низкой — широкий.
Специализация имеет преимущество: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов их проведения и т.п.
Однако нужно помнить, что слишком узкая специализация работ приводит к их монотонности, снижает мотивацию работников, степень их удовлетворенности, порождает обособленность между узкоспециализированными подразделениями и сотрудниками, а также ухудшает взаимодействие между ними и увеличивает потребность в координации.
Дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде организации. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т.е. в согласовании их действий и сотрудничестве (см. учебный элемент № 4).
2.3.6. Стандартизация и формализация
Стандартизация, или унификация, означает выполнение похожих, аналогичных работ, операций, действий персонала, использование одних и тех же методов их выполнения, одинаковых технологий в различных частях организации. Специализация и стандартизация облегчают процесс формализации.
Уже достаточно хорошо известная российским потребителям компания «Макдональд» достигла очень высокой степени специализации, стандартизации и формализации. Содержание работы разделено на операции и описано до мелочей. Во всех ресторанах используются стандартные процедуры выполнения работ, стандартное оборудование, технологии, меню, стандартная система обучения персонала. Стандартизировано поведение персонала — обязательная улыбка, приветствие, стандартные фразы, вопросы, униформа.
Формализация отражает установленные в организации и зафиксированные в письменном виде правила и процедуры, определяющие деятельность персонала, подразделений и организации в целом. Она способствует наведению и поддержанию порядка. О том, насколько высок уровень формализации, свидетельствует количество письменной регламентирующей документации (инструкции, правила, положения, распоряжения, нормы, указания и т.п.). Организации с высоким уровнем формализации принято называть бюрократическими.
Следите за тем, чтобы организация не стала слишком бюрократической. В такой организации главной становится бумага, а не человек, а личный контроль руководителя заменяется формальной проверкой, насколько выполняются или не выполняются установленные правила и процедуры.
2.3.7. Иерархия и диапазон контроля
Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных, т. е. масштабом или нормой управляемости (диапазоном контроля).
Диапазон контроля, или норма управляемости, — это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. При определении этого числа учитываются различные факторы, связанные с характером выполняемых работ, характеристиками подчиненных, стилем руководства и т.п.
Норма управляемости тесно связана с уровнем иерархии. Так, например, считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен превышать 7 человек, в то время как у руководителей низшего уровня он может достигать 30.
Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления.
Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии в организации.
В современных организациях количество уровней управления колеблется от 2 до 12 в производственных организациях и от 2 до 9 — в непроизводственных организациях.
2.3.8. Централизация и децентрализация
Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия
Задача руководителя — постоянно поддерживать эффективное соотношение между уровнями централизации и децентрализации
Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация — передачу прав по принятию решений на более низкие уровни иерархии. Уровень централизации определяется тем, где сосредоточены права по принятию решений, и может измеряться количеством принимаемых решений на высшем уровне управления по отношению к общему количеству решений.
2.3.9. Профессионализм и соотношение численности персонала
Профессионализм персонала отражает степень профессионального мастерства работников организации. Высокий уровень профессионализма связан с длительной специальной подготовкой, образованием, повышением квалификации, а также продолжительным опытом работы.
Соотношение численности персонала измеряется соотношением различных групп управленческих работников: руководителей высшего уровня, специалистов, технического персонала. Задача руководителя состоит в том, чтобы поддерживать необходимые соотношения в зависимости от изменения других организационных характеристик.
Как руководитель организации, не забывайте следующее правило: отношение числа руководителей высшего звена к общему числу занятых в больших организациях должно быть ниже, чем в малых. Не разрешайте высшему уровню аппарата управления становиться слишком большим по мере роста организации. Многие крупные корпорации следуют «правилу-100», ограничивая персонал штаб-квартиры числом до 100 человек.
Сложность организации является ее комплексной характеристикой. Она отражает уровень специализации или разделения работ, дифференциации подразделений, иерархию и территориальное расположение организации. Чем сложнее организация, тем больше в ней уровней управления, подразделений и должностей на одном иерархическом уровне, филиалов, дочерних компаний, выше степень их дифференциации.
Все характеристики организации связаны между собой. Например, крупная организация с массовым производством и стабильным окружением стремится к большей формализации, специализации и централизации, что необходимо учитывать при управлении.
2.3.10. Как использовать организационные элементы и характеристики в анализе организации
Изучение организационных характеристик поможет вам:
• определять наилучшие параметры для своей организации;
• учитывать их влияние при проектировании организационной структуры или всей организации;
• оценивать и сравнивать свою организацию с другими.
Для этого необходимо прежде всего понять, насколько соответствуют друг другу ваша организация и ее характеристики. Анализ включает несколько этапов.
Этап 1. Начните анализ своей организации с ответов на вопросы, которые даны в конце учебного элемента № 2. После этого дайте оценку параметров, которые соответствуют характеристикам вашей организации, используя табл. 2.2.
Таблица 2.2