Методика исследования мыслительных операций у младших школьников А.А. Таракановой (Тараканова А.А., 2015)
В процессе разработки методики исследования мыслительных операций использовались в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой (1994), Л. Брайт (1997), Д. Векслера (1993), А. Гермаковска (2000), Т.В. Егоровой (1969), Р.И. Лалаевой (1993, 1990, 2000), А.Р. Лурии (1956), Л.Г. Милостивенко (1995), Л.Ф. Тихомировой, А.В. Басова (1995).
Структура методики
Содержание методики
Исследование анализа и синтеза.
Исследование симультанного анализа и синтеза.
А - 1.1. Исследование симультанного анализа и синтезана невербальном материале.
А - 1.1.1. Проба С. Борель-Мезонни.
Материал: 3 набора по 5 серий с изображением полукруга и черточки в разном пространственном расположении.
Инструкция: Срисовать серии изображений из полуовалов и линий.
Оценка результатов:
Каждый набор оценивается следующим образом:
4 б - задание выполнено без нарушений;
3 б - допущенные ошибки самостоятельно найдены и исправлены испытуемым;
2 б - имеется 1 - 2 ошибки;
1 б - правильно срисованы лишь отдельные серии;
0 б - отсутствие правильно срисованных серий, отказ от выполнения задания.
Нахождение среднего балла за 3 набора.
Максимальный балл - 4.
А - 1.1.2. Определение различий 2-х сходных сюжетных картинок.
Материал: две сюжетные картинки, отличающиеся лишь отдельными элементами.
Инструкция: Перед тобой две похожие картинки. Найди как можно больше отличий между ними.
|
Оценка результатов:
1 балл за каждое отличие.
Максимальный балл - 25.
А - 1.1.3. Тест Равена. Нахождение нужных вставок.
Материал: тесты Равена.
Инструкция: Мышка прогрызла в коврике дырку. Какую заплатку нужно выбрать, чтобы починить коврик?
Оценка результатов:
Каждое задание оценивается следующим образом:
2 б - задание выполняется без нарушений;
1 б - выполняет задание правильно, но долго рассматривает картинку, комментирует словами;
0 б - неправильное выполнение задания.
Нахождение среднего балла за 3 задания.
Максимальный балл - 2.
А - 1.1.4. Складывание фигур.
Тест “Складывание фигур” обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение теста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. В выполнение теста включены эвристические компоненты мышления.
Материал: четыре разрезанные картинки субтеста 10 Методики Векслера.
А - 1.1.5. Подбор парных карточек с изображением геометрических фигур.
Материал: набор из восьми карточек (4 пары) с 5 геометрическими фигурами, разными по форме и цвету. Например, красный круг, синий треугольник, зеленый квадрат, желтый овал, черный прямоугольник на одной карточке.
Исследователь кладет перед испытуемым карточки вразброс.
Инструкция: Посмотри внимательно и найди пары одинаковых карточек.
При затруднении исследователь берет одну карточку и предлагает ребенку найти такую же.
|
Оценка результатов:
3 б - задание выполнено без затруднений в течение 25 сек и быстрее;
2 б - задание выполнено правильно, но время выполнения больше 25 сек.
1 б - пользуется методом приложения, страдает программа и организация действий;
0 б - неправильное выполнение задания, отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 3.
А - 1.1.6. Деление круга на 5 частей.
Материал: нарисованный круг (R=4 см).
Инструкция: Раздели круг на 5 примерно одинаковых частей.
Оценка результатов:
4 б - разделяет круг на 5 примерно равных частей;
3 б - разделяет круг на 5, но неодинаковых частей;
2 б - разделяет круг не на 5. но на примерно равные части (например, на 3, 4, 6 частей);
1 б - разделяет круг не на 5 и не на равные части;
0 б - грубо нарушено равенство и количество частей, отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 4.
А - 1.1.7. Кубики Кооса.
Материал: кубики Кооса - субтест 6 Методики Векслера.
А - 1.1.8. Тест “Лабиринты”
Материал: субтест 12 Методики Векслера.
А - 1.1.9. Восприятие и понимание картинки с нелепым сюжетом.
Материал: картинка с нелепым сюжетом.
Перед ребенком выкладывается картинка.
Инструкция: Веселый художник нарисовал смешную картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на картинке правильно, а что неправильно.
Оценка результатов:
4 б - самостоятельно, быстро и правильно находит все “ошибки” художника;
3 б - правильно выполняет задание, но темп работы замедлен;
2 б - темп выполнения задания медленный, пропущены 1-2 “ошибки” художника;
1 б - не названа большая часть “ошибок”;
0 б - не понимает бессмысленности сюжета, отказ от выполнения задания.
|
Максимальный балл - 4.
Б - 1.1. Исследование симультанного анализа и синтеза на вербальном материале.
Б - 1.1.1. Узнавание предметов по заданным признакам.
Инструкция: Назови предмет, про который можно сказать:
а) черная, четырехугольная, сделана из дерева;
б) белый, сладкий, твердый;
в) продолговатый, зеленый, съедобный;
г) желтый, продолговатый, кислый.
Оценка результатов: 1 балл за каждый правильно названный предмет.
Максимальный балл - 4.
Б - 1.1.2. Составление предложений из данных слов.
Материал: 5 наборов карточек с написанными на них словами, из слов каждого набора можно составить предложение; количество слов в наборах увеличивается от трех до семи.
Инструкция: Составь из данных слов предложение.
Оценка результатов:
Предложение из 3-х слов:
4 б - <7 cек, грамматически правильно построено;
3 б - 7-11 сек, грамматически правильное;
2 б - >11, <16,5 сек, грамматически правильное;
1 б -!6,5 сек и более, грамматически правильное;
0 б - предложение грамматически неправильно.
Предложение из 4-х слов:
4 б - <4 сек, грамматически правильное;
3 б - 4-8 сек, грамматически правильное;
2 б - >8, <17,5 сек, грамматически правильное;
1 б - 17,5 сек и более, грамматически правильное;
0 б - предложение грамматически неправильно.
Предложение из 5 слов:
4 б - <14 сек, грамматически правильное;
3 б - 14-18 сек, грамматически правильное;
2 б - >18, <24 сек, грамматически правильное;
1 б - 24 сек и более, некоторые грамматические неточности;
0 б - грамматически неправильное предложение.
Предложение из 6 слов:
4 б - <23 сек, грамматически правильное;
3 б - 23-27 сек, грамматически правильное;
2 б - >27, <35 сек, грамматически правильное;
1 б - 34 сек и более, некоторые грамматические недочеты;
0 б - предложение грамматически неправильно.
Предложение из 7 слов:
4 б - <45 сек, грамматически правильное;
3 б - 45-50 сек, грамматически правильное;
2 б - >50, <60 сек, грамматически правильное;
1 б - >60 сек, некоторые грамматические неточности;
0 б - грамматически неправильное предложение.
Нахождение среднего балла за 5 предложений.
Максимальный балл - 4.
Б - 1.1.3. Нахождение недостающих элементов букв.
Материал: игра “Буква сломалась”.
Экспериментатор показывает ребенку букву, у которой не достает одного элемента.
Инструкция: Скажи, какая буква сломалась. Найди недостающий элемент.
Оценка результатов.
Каждая из 3-х роб оценивается следующим образом:
4 б - задание выполняется без нарушений;
3 б - правильно находит недостающий элемент буквы, но долго рассматривает его, комментирует словами; называет букву только после выбора недостающего элемента;
2 б - не сразу узнает букву, при выборе недостающего элемента использует метод “проб и ошибок”, но самостоятельно правильно составляет и называет букву;
1 б - после помощи экспериментатора называет букву, но затрудняется в нахождении недостающего элемента буквы;
0 б - не справляется с заданием, не узнает букву; отказ от задания.
Нахождение среднего балла по результатам 3-х проб.
Максимальный балл - 4.