Замкнутый ребенок: пути решения проблемы




 

Все дети разные. Некоторые охотно разговаривают и играют с людьми разного возраста: и с родителями, и с такими же детьми, как они сами. Другие же, наоборот, предпочитают сидеть отдельно от других, боятся или просто не хотят присоединяться к другим. Таким малышам необходима помощь, чтобы адаптироваться к окружающему их миру.

Некоторые ученые считают, что такая замкнутость обусловлена процессом его вынашивания и рождения. Ребенок, рожденный до истечения срока (до 34 недель), находится в изолированной камере. Он изолирован как от матери, так и от других членов общества. Ребенок привыкает к такому одиночеству очень быстро.

Но это не единственная причина развития замкнутости ребенка. Ведь такое поведение замечено не только за недоношенными детьми. Часто замкнутыми становятся дети из-за обстановки в школе: дети часто жестоки и издеваются над своими сверстниками. В таком случае ребенку гораздо проще замкнуться в себе, не обращать внимания на них и поставить такую воображаемую стену, которая в итоге достигнет своей цели: заставит других детей замолчать. Но малыш уже привыкает не общаться с другими и быть один.

Кроме того, такое поведение присуще ребенку и в том случае, если он часто слышит ссоры родителей. Не менее важно, чтобы ребенок часто находился в обществе таких же детей, как и он. Если малыш часто сидит дома и мало общается с другими детьми, он не будет знать, как вести себя в окружении сверстников.

Однако будьте аккуратны в своих суждениях. Ребенок может быть тихим, спокойным, у него может не быть много друзей, он часто один, но это не обязательно свидетельствует о том, что он замкнут. Вы же помните, что все дети разные? Все деления по темпераменту, характеру, подходящие для взрослых, могут использоваться и при описании ребенка. Если ребенок любит быть один, вполне вероятно, что он просто интроверт.

Важнее смотреть на то, как ребенок ведет себя в окружении других детей. Проследите, общается ли он с детьми в школе, в садике или на улице. Нельзя, чтобы ребенок все время пытался избежать общения и стремился забиться в уголок подальше от остальных. Если же за ребенком это замечается, то это уже проблема. Если малыш так и будет продолжать себя вести, он станет лишним, ненужным и неинтересным в своем окружении.

Важно, чтобы ребенок избавился от таких комплексов до того, как станет слишком поздно. Ведь замкнутость будет мешать ему во всех сферах жизни: в работе, в учебе, в отношениях с людьми своего или противоположного пола. И именно задача родителей помочь ему «перерасти» свои проблемы. Лучше всего поможет в такой ситуации детский психолог. Однако это вовсе не значит, что сами вы ничего не можете сделать. Вот несколько простых советов.

Ребенку важно внимание

Найдите грань между ощущением любви родителей и ощущением вседозволенности. Ребенок должен понимать, что его любят. Для этого проводите с ним больше времени, очень важен для детей контакт с вами: обнимайте малыша, усаживайте к себе на колени. При этом ребенок должен четко понимать, что он не может делать все, что ему вздумается. Есть какие-то разумные ограничения.

Не забывайте хвалить малыша

Для любого человека важно, чтобы его успехи замечали и хвалили его. Ребенку тяжелее вдвойне: он еще не видит того, что именно он сделал хорошо, а что нет. Так что именно на плечи родителей ложится важная обязанность хвалить ребенка и говорить ему, в чем именно он хорош. Хвалите ребенка даже тогда, когда, на ваш взгляд, он не сделал ничего особенно, если он сделал это правильно и хорошо. Ребенку очень важно ваше мнение.

Будьте другом своему ребенку

Не пытайтесь давить на ребенка. Он не должен оправдываться перед родителями за то, что он мало общается с детьми. Он не обязательно сам осознает, что он делает и почему. Ребенок не сможет вам ничего толково объяснить, а у него в памяти родители останутся именно такими.

Создавайте разнообразие

Ребенок должен иметь строгий распорядок дня? И да, и нет. С одной стороны, знание того, чем он будет заниматься через час или два, приучает ребенка к порядку. С другой стороны, оставьте место неизвестности и сюрпризам. Периодически предлагайте ребенку провести день как-нибудь иначе. Если ребенок живет день за днем в одинаковом режиме, он больше склонен к замкнутости.

Позволяйте ребенку проявить себя

Ребенок должен выступать перед кем-нибудь. Не душите инициативу ребенка, если он хочет на новогоднем празднике поставить маленький спектакль, спеть песенку или рассказать стишок, наоборот, поощряйте его. Ребенок получает удовольствие от таких выступлений, более того, у него повышается самооценка. Играйте с ребенком в игры и позволяйте ему выигрывать. Он станет счастливее и увереннее в себе.

Не ждите моментальной отдачи

Вполне может быть, что усилия родителей ни к чему не приведут. Кроме того, ребенок может начать злиться на них. Как ни странно, это уже хорошо: он начинает проявлять свои эмоции, а не прячет их от всех. Не сдавайтесь. Только вы можете помочь малышу справиться с его замкнутостью.

 

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком. Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку, тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия — они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит: «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается: «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: «Красиво». Мальчик просит: «Папа, а давай вместе порисуем». А папа, включая телевизор, отвечает: «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай». Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке, постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять, что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять: если мама вместо того, чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие: родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное — не кричите на ребенка, а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа — самый сильный на свете и мама — самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

Если родители остаются равнодушными к тому, что рассказывает им малыш, не обращают внимания на его просьбы, он перестает обращаться к ним со своими на первый взгляд пустяковыми проблемами. Изо дня в день, видя постоянную спешку взрослых, невозможность или нежелание оторваться от своих забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и даже не пытается сблизиться с родителями. В результате, уже в совсем недалеком будущем, родители и дети не могут найти тем для разговоров. Им нечем поделиться, нечего доверить друг другу, потому что сын или дочь с ранних лет привыкли решать свои проблемы самостоятельно, заранее зная, что на любой вопрос мать или отец все равно ответят, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду.

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего — исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя», старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка, а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: