Что (им.п.) делится на что (вин.п.) Все механизмы, составленные из твердых тел, делятся на две группы: механизмы с низшими парами и механизмы с высшими парами. Среди чего (род.п.) выделяются что / какие (им. п.) Среди механизмов, состоящих из твердых тел, выделяютсямеханизмы с низшими парами и механизмы с высшими парами. Среди чего (род.п.) выделяют что (вин.п.) / Из чего (род.п.) выделяют что (вин.п.) Среди механизмов, состоящих из твердых тел, выделяютмеханизмы с низшими парами и механизмы с высшими парами. Что (им.п.) бывает чем / каким (тв.п.) Механизмы бывают плоскими и пространственными. |
Задание 6. Создайте предложения, используя все возможные конструкции.
Общее (родовое) понятие | Частное (видовое) понятие |
Механизмы | С низшими парами; с высшими парами |
Плоские; пространственные | |
Механизмы с низшими парами | Рычажные; клиновые |
шарнирный четырехзвенный, кривошипно-ползунный, кулисный. | |
Механизмы с высшими парами | кулачковые; зубчатые; фрикционные; мальтийские; храповые |
Шарнирный четырехзвенный механизм | двухкривошипный, кривошипно-коромысловый, двухкоромысловый. |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задание 7. Дайте толкование слов, опираясь на их структуру:
кривизна | |
кинолента | |
толкатель | |
разгон | |
торможение | |
предохранительный | |
металлообрабатывающий |
Задание 8. Составьте словосочетания со словами из Задания 7.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Составьте словосочетания со словами: водить, водило, ведущий, ведомый; скользить, проскользнуть, проскальзывание, поскользнуться. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________
Задание 10. Дайте толкования слов, опираясь на их состав. Используйте разнообразные модели.
Гидросфера | |
Гидропривод | |
Гидросистема | |
Пневмопривод | |
Пневмоинструмент | |
Пневморазгрузчик | |
Гиперболоидный | |
Пневмоцилиндр | |
Гиперчувствительный | |
Гиперинфляция | |
Гиперзвуковой | |
Гиперпластический | |
Гиподинамия | |
Гипоидный | |
Автомобиль | |
Автореферат | |
Автокар | |
Мультимиллионер | |
Мультипрограммирование | |
Мультивибратор | |
Мультфильм | |
Гипертония | |
Гипертонус | |
Гипервентиляция | |
Гиперкомплексный (матем.) | |
Гипервитаминоз | |
Гипотония | |
Гипотонус | |
Гиподинамический | |
Гиповитаминоз | |
Элипсоид | |
Кристаллоид | |
Металлоид | |
Параболоид | |
Планетоид |
Задание 11. Образуйте имена прилагательные от существительных.
|
конус | |
винт | |
волна | |
ступень | |
сателлит | |
колода | |
диск | |
ремень | |
канат | |
цепь | |
нить | |
зубец | |
червяк |
Задание 12. Образуйте словосочетания с получившимися прилагательными. Для работы используйте существительные: передача, тормоз, механизм, колесо
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задание 13. Сформулируйте и задайте вопросы к каждому абзацу текста В по образцу вопросов, сформулированных к тексту А. Вопросы запишите и задайте в аудитории.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Составьте тезисный план текста В. На его основе расскажите о типах механизмов с высшими парами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 3. Основы технологии машиностроения
Тема 1. Основные понятия и определения машиностроительного производства
Задание 1. Определите, как образованы существительные ниже (А, Б, В).
А. Существительные, обозначающие основные понятия машиностроения:
заготовка | заготовить |
сварка | |
пайка | |
склейка | |
разработка | |
подготовка | |
оснастка | |
наладка |
Б. Существительные, обозначающие процесс, действие:
применение | применить |
назначение | |
соединение | |
требование | |
создание | |
приспособление | |
испытание | |
покрытие | |
обслуживание | |
анализ | |
расчет | |
расход | |
отказ | |
выпуск |
Задание 2. Опираясь на схему, расскажите о жизненном цикле машиностроительного изделия. Полученный рассказ запишите.
Используйте слова и модели:
вначале, далее, параллельно с чем, после;
изучать, выполнять, осуществляться, изготавливаться, проводиться, начинаться;
что включает в себя что, что состоит в чем.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выявите в тексте этапы жизненного цикла машиностроительного изделия. Как описывается содержание каждого из этапов?
В. Существительные, обозначающие свойство предмета:
совокупность | совокупный |
пригодность | |
экономичность | |
экологичность | |
надежность | |
безотказность | |
долговечность | |
сохраняемость | |
производительность | |
трудоемкость | |
материалоемкость | |
ремонтопригодность |
Задание 4. Определите, от каких глаголов образованы причастия и признак «активные/ пассивные». Замените причастия словом «который».
Используемое оборудование, поступающий на операцию, изготовленное из соединенных сборочными операциями, обусловливающие его пригодность, характеризующие способность, требуемые функции, заданные режимы и условия, заключающееся в его приспособленности, выраженные в денежной форме, включающая в себя конструкторскую и технологическую подготовку, осуществляемые при обработке заготовки, нарезанного на заготовки, управляющий программой, поступающий на рабочее место
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классификация явлений. Характеристика их сущности.
Задание 5. Прочитайте текст. Найдите в тексте информацию о классификации типов производства. Запишите эту информацию, используя следующие модели предложений:
Различают какие типы?/ Различаются какие типы?
Выделяют какие типы?/ Выделяются какие типы?
Что делят на какие типы?/ Что делится на какие типы?
Что бывает каким типом?
Существуют какие типы?
По каким основаниям различают эти типы производства?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Найдите в тексте информацию об особенностях (признаках) каждого типа производства. Запишите ответ, используя модели:
Что характеризуется чем (особенность/признак)
Для чего характерно что (особенность/признак)
Характерным признаком чего является что (особенность/признак)
Чему присуще что (особенность/признак)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Замените записанные вами ответы на синонимичные модели: что отличается чем, при чем выполняется (существует, используется и т.п.) что.
Образец: Для этой машины характерна точность при изготовлении деталей. = Эту машину отличает точность при изготовлении деталей. = Эта машина точна при изготовлении деталей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Найдите в тексте причастия. Определите, а) к какому слову относятся, б) активные или пассивные и в) замените их глаголами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Посмотрите фрагмент видеоновостей «Машиностроение. Удивительные машины» ( https://www.youtube.com/watch?v=tgrPesm18Fk 6.11 – 9.37)
Расскажите о новом электропоезде. Каковы особенности этой машины?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Квалификация предмета, понятия, явления
Задание 10. Запишите определения понятий, используя модели: что называют чем, что называется чем, что принято называть чем, что является чем, что представляет собой что.
1. Изделие – это продукт конечной стадии машиностроительного производства. Им может быть машина, сборочная единица (узел), заготовка или деталь.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Заготовка, поступающая на первую операцию механической обработки, – это исходная заготовка.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Деталь – это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Деталь – это, например, валик из одного куска металла; литой корпус; пластина из биметаллического листа; маховичок из пластмассы.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Машина – это механизм или сочетание механизмов, выполняющих движения для преобразования энергии, материалов или производства работ.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. В настоящее время практически все машины – это мехатронные системы.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Сборочная единица – это изделие, составные части которого подлежат соединению на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 11. Трансформируйте предложения по модели «что – это что. Какие понятия/термины в них определены?
1. Совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния изделия от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации принято называть жизненным циклом изделия.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Под технологичностью понимают совокупность свойств конструкции изделия, которые определяют ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, техническом обслуживании и ремонте.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Программой выпуска изделий называют установленный для данного предприятия перечень изготавливаемых или ремонтируемых изделий с указанием объема выпуска.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Под объемом выпуска понимают количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Трудоемкость изготовления изделия представляет собой затраты труда на выполнение технологических процессов его изготовления.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 12. Сформулируйте вопросы к каждому определению (задания 1-2.) и задайте их в группе. При ответе на вопрос используйте разные модели квалификации предмета.
Обратите внимание! Вопрос задается к смысловой части (к реме), которая располагается во второй части предложения.
К форме «чей» возможен вопрос «как?». К форме «что» – «что такое?».
Образец:
Как называют изделие, которое используется для изготовления детали?
- Изделие, которое используется для изготовления детали, называется заготовкой.
- Изделие, которое используют для изготовления детали, называют заготовкой.
Что такое изделие?
- Изделие - это продукт машиностроительного производства.
- Изделие является продуктом машиностроительного производства.
- Изделие называют продуктом машиностроительного производства.
- Изделие представляет собой продукт машиностроительного производства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. В предложениях ниже выявите понятие/термин и запишите его при помощи модели «под чем понимают что».
1. Безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение времени.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Материалоемкость изделия – это расход материала, ____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта изделий.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Операция является основной частью технологического процесса в организационно-экономическом отношении.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Интервал календарного времени от начала до конца повторяющейся технологической операции называют циклом технологической операции.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Технологическим процессом называют часть производственного процесса, которая содержит целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Производственную партию или ее часть, поступающую на рабочее место для выполнения технологической операции, называют операционной партией.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
8. Нормой времени называют регламентированное время выполнения некоторого объема работ в определенных производственных условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 14. Прочитайте текст. Дайте определение понятиям «простой переход», «сложный переход», «инструментальный переход».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________