Способы образования отглагольных существительных Основные способы образования отглагольных существительных: 1) при помощи суффиксов -ание, -ение применять/ применить → примен ение 2) при помощи суффикса -к- разрабатывать / разработать → разработ к а 3) с помощью нулевого суффикса отзываться / отозваться → отзыв 4) с помощью суффиксов -аци(я), -яци(я) фиксировать → фикс аци я |
2.1. А. Образуйте существительные от глаголов. Объясните их значение. Б. Составьте словосочетания. Используя слова и словосочетания, данные в скобках.
Образец: разрабатывать / разработать что? (искусственный, вещества)
Искусственно разрабатывать / разработать вещества → искусственная разработ к а веществ
2.1.1. Образуйте существительные от глаголов при помощи суффиксов -ание, -ение
1) включать / включить что? (неметаллические элементы) →
2) располагать / расположить что? (строгий, порядок) →
3) повышать / повысить что? (постепенный, температура) →
4) размягчать / размягчить что? (аморфный, тела) →
5) сочетать что? (оптимальный, характеристики) →
6) совмещать / совместить что? (металлы, керамика, полимеры)→
7) отторгать / отторгнуть что? (г //ж) (реакции) →
8) разрушать / разрушить что? (ткани, органы) →
9) вращать что? (лопасти) →
2.1.2. Образуйте существительные от глаголов при помощи суффикса -к-
1) укладывать / уложить что? (атомы) →
2) обрабатывать/ обработать что? (легкий, пластмассы) →
3) оценивать / оценить что? (взаимосвязи, между, производство, влияние, на, окружающая среда) →
2.1.3. Образуйте существительные от глаголов с помощью нулевого суффикса
|
1) отзываться / отозваться о чем?, на что? (изменения) →
2) заменять / заменить что? чем? (никель, марганец) →
2.1.4. Образуйте существительные от глаголов с помощью суффиксов -аци(я), -яци(я)
1) изолировать что? (токоведущий, части) →
2) деформировать что? (упругий, твердый, тело) →
3) генерировать что? («антишум») →
4) фиксировать что? (молекулы, определенный, положение) →
2.2. Образуйте существительные со значением «свойство» от прилагательных. Составьте словосочетания: существительное И.п. + существительное Р.п.
плотный →
периодичный →
пористый →
текучий →
жесткий →
хрупкий →
необходимый →
пластичный →
теплопроводный →
электропроводный →
2.3. Объясните значение терминов, образованных с помощью элементов латинского и греческого происхождения.
Словообразовательные элементы греческого происхождения: поли- (много), анти- (вместо, против), био- (жизнь), аэро- (воздух) используются в первой части сложных слов. Словообразовательные элементы латинского происхождения: им-/ ин- (в, внутрь) используются в первой части сложных слов |
Слово | определение |
аэрокосмический | связанный с исследованием и освоением космического пространства при помощи летательных аппаратов |
полиэтилен | |
полистирол | |
полимер | |
полиэфирный | |
антифрикционный | |
биоматериалы | |
имплантат |
2.4. Объясните значение терминов латинского и греческого происхождения. Для ответа используйте терминологический словарь.
|
дислокация | от латинского слова «dislocation» – смещение |
– линии, вдоль и вблизи которых нарушено правильное периодическое расположение атомных плоскостей кристалла. | |
интегральные системы | лат. integralis «составляющий целое» |
революция в электронике | лат. revolutio «переворот» |
деформация | лат. deformatio «изменение» |
пьезоэлектрический датчик | греч. piezo «давить» |
генерировать «антишум» | лат. generare «порождать, создавать» |
эпоксидный | греч. epi «на», лат. oxy «кислород» |
аморфные тела | греч. amorphos «бесформенный» |
текстолит | лат. textum «ткань», греч. lithos «камень» |
2.5. А. Объясните, из каких частей состоят сложные прилагательные. Б. Составьте словосочетания: прилагательное + существительное.
теплоизоляционный | ||
огнеупорный | ||
высокомолекулярный | ||
высокотехнологичный | ||
оптико-волоконный |
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
2.6. А. Составьте словосочетания (прилагательное + существительное), укажите все возможные варианты: 8а …. Объясните значение. Б. Составьте собственные словосочетания с данными словами.
1 | металлический | а | системы |
прогрессивный | б | соединение | |
теплоизоляционный | в | материал | |
интегральный | г | сплав | |
пьезоэлектрический | д | датчик | |
синтетический | е | технология | |
ракетный | ж | сочетание | |
оптико-волоконный | з | двигатель | |
оптимальный | и | волокно |
______________________________________________________________
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
2.7. А. Найдите соответствия. Составьте словосочетания (существительное + существительное). Объясните значение. Б. Составьте с ними предложения.
Образец: технология (переработка) → технология переработк и
1 | критерий | а | имплантаты |
создание | б | отторжение | |
реакция | в | деление | |
сопротивление | г | аэрокосмическое назначение | |
изделия | д | температуры | |
вращение | е | интегральные системы | |
разработка | ж | лопасти |
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________