Программа
По педагогической практике
Для студентов 4 курса факультета иностранных языков
Учебный год
Руководитель по психологии:
к.пс.н., доцент Бусыгина Т.А.
Цели психолого-педагогической практики:
1. изучение психических свойств и личностных качеств учащегося посредством использования методов психолого-педагогической диагностики для осуществления педагогического руководства воспитанием и самовоспитанием учащихся, развития познавательных процессов и личностных качеств
2. определение психолого-педагогических коррекционных мероприятий для успешного решения педагогом учебно-воспитательных задач и задач самовоспитания учеником.
Форма отчетности:
-психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.
-протоколы экспериментальных исследований
Методы исследования:
-включенное наблюдение за учеником на уроках, внеклассных мероприятиях, в межличностном общении;
-беседа с учителями-предметниками и классным руководителем;
-анализ документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта)
экспериментальное исследование
Основные этапы работы:
Сбор и обработка данных
Интерпретация полученных результатов
Выводы и рекомендации по проделанной работе
Схема психолого-педагогической личности учащегося
Психодиагностическое исследование и беседа
Схема психолого-педагогической личности учащегося
1.Общие данные:
-имя; пол; возраст; класс;
-внешние данные (опрятность, стиль одежды), состояние здоровья (можно спросить о заболеваниях ученика или классного руководителя), физическое развитие (в норме, акселерация).
2.Условия семейного воспитания:
-состав семьи; профессия родителей;
-культурный уровень семьи
Вы посещаете выставки, театры?
Есть ли у вас домашняя библиотека? Книги какого жанра в основном читают в твоей семье? А ты?
-стиль воспитания в семье.
3.Характеристика познавательной сферы ученика:
-особенности восприятия учебного материала на уроке (скорость и легкость восприятия, отвлекаемость, активность, последовательность)
-особенности внимания (устойчивость, распределяемость, переключаемость)
-особенности памяти (преобладающий вид, тип памяти)
-особенности мышления и речи (соотношение логического и наглядгно-образного, особенности протекания мыслительных процессов, уровень развития словарного запаса, особенности устного изложения материала, применение терминологии предметов)
Характеристика отношения к учебной деятельности
-уровень успеваемости (посмотреть в дневнике, журнале)
-отношение к учению (добросовестность, безответственность, равнодушие, интерес);
-учебная мотивация (преобладание внешней или внутренней мотивации)
-отношение к успехам и неудачам в учебе;
«Что ты чувствуешь, когда получаешь низкие баллы?»
«Что ты чувствуешь, когда получаешь хорошие отметки?»
-предпочитаемые и отвергаемые дисциплины.
Какие предметы тебе нравятся? Почему?
Какие предметы тебе не очень нравятся, возможно, ты бы хотел их не посещать? Почему?
Особенности индивидуально - личностной сферы ученика
-черты характера (доминирующие черты характера, проявляющиеся в учебной деятельности, в общении с окружающими, в отношении к себе);
-мотивационная направленность личности. Мотив достижения успеха. Мотив избегания неудач;
-волевые качества личности (самостоятельность, инициативность, решительность, дисциплинированность, выдержка, умение преодолевать трудности);
-идеалы; доминирующие ценности;
К чему ты стремишься в жизни? Каковы твои жизненные цели?
Кто для тебя является кумиром, авторитетом? На кого ты бы хотел быть похожим в будущем?
Твой жизненный девиз?
Твои любимые поговорки?
-самооценка
Методика самооценки личностных качеств. Тест Айзенка
-особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность);
-доминирующие эмоции, умение регулировать эмоциональные проявления, преобладающее настроение;
-тип темперамента. Зависимость работоспособности, эмоциональной сферы от типа темперамента.
Программа наблюдения за внешними проявлениями типа ВНД.
Характеристика взаимоотношений с классом
-cоциометрический статус(лидер, популярный, принятый, непопулярный, изолированный, отверженный);
-референтная группа;
-уровень коммуникабельности. Позиция в общении. (подчиняемая, партнерская, доминантная).
-склонность к конфликтам (причины возникновения, участники-одноклассники, учителя, родители);
Часто ли ты ссоришься с друзьями?одноклассниками? родителями? Учителями?
А по каким причинам?
Кто чаще провоцирует конфликты?
Ты стремишься разрешить конфликт, чтобы все были довольны или так, чтобы победить, добиться своего?
-склонность к сотрудничеству, к эмпатии;
-отношение к мнению коллектива, требованиям, замечаниям(ответственно, враждебно, безразлично, доброжелательно)
Отношение к труду
-участие в общественной жизни класса, школы; качества, проявляемые в трудовой деятельности в школе и дома.
Участвуешь ли ты в общественной жизни класса, школы?
Принимаешь ли участие в организации праздников, субботников и т.п.?
Участвуешь ли в олимпиадах?
Интересы и склонности.
-интересы к различным областям науки, литературы, видам искусства, спорта; широта, устойчивость интересов; профессиональная ориентация (для старшеклассников).