ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу.
В наше время большое количество детей страдает от нарушения речи. Данная проблема уже возникает в дошкольном возрасте. Ребенок с тяжелым нарушением речи в первую очередь сталкивается с нарушениями всех компонентов речи. При общем недоразвитии речи нарушается формирование словарного запаса, грамматического строя и звукопроизношения. Так же отмечается нарушение формирования смысловой и произносительной стороны речи. Это может проявляться в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукокомплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства.
Психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи показывает, что формирование правильной речи и развитие психических процессов у детей зависит от того, насколько своевременно им будет оказана коррекционно-педагогическая помощь. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможность предупреждение вторичных нарушений развития.
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «****» (далее МАДОУ - детский сад «***», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174)
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Вступил в силу 1 января 2014г.
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 г.Москва от «Об утверждении СанПин 2.4.1.-3049-13 «Санитарно эпидеологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Зарегистрированного в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149438)
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения (ПООП-ДОУ)
(https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/)
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения – «***»
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения (ПАООП-ДОУ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
(https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/)
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения (АООП ДОУ) для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ – детский сад «***»
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с.
Цели и задачи основной и вариативной части Программы
Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
· способствовать общему развитию дошкольников с ТРН, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
· создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.
Цель вариативной части программы, формируемой участниками образовательных отношений является: совершенствование развивающего и коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптимальных условий для коррекции и развития двигательной активности и мелкой моторики, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, оптимальное развитие и коррекция психомоторных функций через применение индивидуально - дифференцированного подхода в развитии двигательной активности и мелкой моторики.
Задачи:
· исправлять недостатки, развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
· формировать точность и целенаправленность движений и действий;
· осваивать навыки правильного речевого дыхания;
· развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие
Значимость вариативной части программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной развивающей среды в условиях детского сада, способствующая правильному формированию речевых и психомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Это помогает преодолеть трудности в становлении речевых навыков на всех структурных уровнях языка и вести профилактическую работу по предупреждению общего недоразвития речи.