При подготовке обобщенных информаций в инстанции необходимо учитывать, что они должны содержать не только отчет о проделанной работе, но и проблемные вопросы. Особое внимание следует уделять состоянию правопорядка на обслуживаемой органом внутренних дел территории, проявившимся либо возможным негативным тенденциям в оперативной обстановке, а также мерам, принимаемым органом внутренних дел либо необходимым для успешного реагирования на осложнение криминальной ситуации. Важно уделить внимание такому серьезному направлению деятельности как профилактика правонарушений (устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, активизация участия общественности в поддержании правопорядка, усиление профилактики подростковой преступности, борьба с алкоголизмом и наркоманией, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.).
Информация в инстанции должна быть краткой и одновременно полно освещать проблемные вопросы, содержать аргументацию выводов и предложений. Необходимо соблюдать разумное соотношение статистических и аналитических материалов. Последние должны превалировать над цифрами. Подготовленный проект информации целесообразно обсудить в службах и подразделениях. Все вносимые предложения должны быть предварительно согласованы с заинтересованными ведомствами, от которых зависит их разрешение.
§2. Формы и методы аналитической (работы) в следственном аппарате при МВД, ГУВД, УВД
Говоря об аналитической работе в следственном подразделении необходимо отметить, что её формы и методы по своей сути повторяют модель деятельности штаба ОВД. Однако с учетом специфики имеются некоторые отличия, которые считаем целесообразным рассмотреть.
Как мы отмечали ранее основная цель информационно-аналитической работы обеспечение выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений в сфере борьбы с преступностью в том числе, руководителя следственного органа.
Для обеспечения этого ИАО в качестве своих задач имеет оценку эффективности работы следственных подразделений.
В целом работа следственных подразделений при ОВД РТ оценивается по 25 показателю, каждому из которых соответствует коэффициент значимости
№ п/п | Коэф.- нт | Показатель оценки | Комментарий |
1. | Нагрузка на 1 сотрудника следствия по уголовным делам, находившимся в производстве. | К находившимся в производстве относятся принятые к производству уголовные дела плюс остаток неоконченных дел на начало отчетного периода. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ) | |
2. | Нагрузка на 1 сотрудника следствия по расследованным уголовным делам. | К расследованным относятся оконченные расследованием уголовные дела плюс приостановленные на основании п.п.1-3 ч.1 ст. 208 УПК РФ. (По данным отчета 1Е, 1ЕМ) | |
3. | Нагрузка на 1 сотрудника следствия по делам, направленным в суд. | По данным отчета 1Е, 1ЕМ | |
4. | Нагрузка на 1 сотрудника следствия по тяжким и особо тяжким преступлениям, дела о которых направлены в суд. | По данным ИЦ МВД по РТ | |
5. | Нагрузка на 1 следователя по преступлениям, направленным в суд, совершенным в составе ОПГ и ПС. | По данным ИЦ МВД по РТ | |
6. | Нагрузка на 1 следователя по преступлениям экономической направленности, направленным в суд. | По данным ИЦ МВД по РТ | |
7. | 0,5 | Нагрузка на 1 следователя по преступлениям, предусмотренным ст. 150, 151 УК РФ, направленным в суд. | По данным ИЦ МВД по РТ |
8. | Динамика удельного веса уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением либо актом, постановлением о применении принудительных мер медицинского характера либо воспитательного воздействия к несовершеннолетним, в числе оконченных производством дел. | Фактически - показатель прекращаемости (По данным отчета 1Е, 1ЕМ) | |
9. | Удельный вес отмененных постановлений о прекращении уголовных дел, от числа оконченных дел. | Отрицательный показатель. (По данным ГСУ) | |
10. | Число обвиняемых по направленным в суд уголовным делам в расчете на 1000 уголовных дел, направленных в суд. | По данным отчета 1Е, 1 ЕМ | |
11. | из них в составе ОПГ и ПС. | По данным ИЦ МВД по РТ | |
12. | Удельный вес арестованных (от числа обвиняемых по направленным в суд делам). | По данным отчета по форме 1-07 | |
13. | Удельный вес дел, приостановленных расследованием на основании п.п. 1,2.3 ч.1 ст. 208 УПК РФ к общему числу расследованных. | Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ) | |
14. | Удельный вес отмененных постановлений о приостановлении уголовных дел, от числа расследованных дел. | Отрицательный показатель. (По данным ГСУ) | |
15. | Удельный вес уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, приостановленных расследованием на основании п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 208 УПК РФ к общему числу находившихся в производстве уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. | Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ) | |
16. | Удельный вес дел, возвращенных для дополнительного расследования к числу направленных в суд. | Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ) | |
17. | Удельный вес дел, оконченных расследованиям в сроки свыше 2 мес. к общему числу оконченных. | Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ) | |
18. | Дополнительно выявлены и раскрыты в ходе расследования ранее не стоявшие на учете другие преступления (на 1000 оконченных). | По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е. | |
19. | Дополнительно раскрыты в ходе расследования преступления по ранее приостановленным делам (на 1000 оконченных). | По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е. | |
20. | Раскрыто преступлений следователями. | По данным ИЦ МВД по РТ | |
21. | Незаконно привлечено к уголовной ответственности лиц (на 1000 оконченных дел). | Отрицательный показатель. (По данным прокуратуры РТ) | |
22. | Из них содержалось под стражей. | Отрицательный показатель. (По данным прокуратуры РТ) | |
23. | Удельный вес возмещения ущерба по оконченным делам. | По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е. | |
24. | Удельный вес принятых решений о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, необоснованно вынесенных в срок свыше 3-х суток, от общего числа разрешенных материалов. | Отрицательный показатель. (По данным отчета формы 2-Е ИЦ МВД по РТ) | |
25. | Удельный вес выявленных укрытых от учета преступлений от находившихся в производстве уголовных дел. | Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ) | |
26. | 0,5 | Нагрузка на 1 сотрудника следствия по количеству вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. | По данным отчета формы 1-07 |
27. | Удельный вес отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, от общего числа таких постановлений. | Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ) | |
28. | Удельный вес уголовных дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий совершения преступлений (по оконченным делам). | По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е. | |
29. | Удельный вес удовлетворенных судом ходатайств о привлечении лица к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ к числу неполученных ответов на представления следователей об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. | По данным отчета формы 1-07 | |
30. | Количество направленных требований прокуроров об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. | Отрицательный показатель. По числу поступивших в ГСУ за отчетный период требований. | |
31. | Количество подтвердившихся жалоб на неправомерные действия следователей. | Отрицательный показатель. По числу подтвердившихся после проверки в ГСУ жалоб. | |
32. | Количество дисциплинарных взысканий, наложенных на следователей. | Отрицательный показатель. Количество приказов по личному составу МВД по РТ о привлечении следователей к дисциплинарной ответственности за отчетный период. |
Для реальной оценки эффективности деятельности органы внутренних дел Республики Татарстан разделены на три категории в зависимости от уровня преступности и штатной численности (Приложение 1)
Эффективность деятельности органа предварительного следствия - это процентное соотношение показателя ОВД к лучшему или худшему показателю по категории.
Показатели оценки деятельности следственных подразделений при ОВД РТ по смысловому значению разделены на две основные группы:
. показатели, количественный рост которых свидетельствует об увеличении эффективности деятельности;
. показатели, количественный рост которых свидетельствует о снижении эффективности деятельности.
Эффективность деятельности ОВД рассчитывается по формуле:
· для показателей, которые должны возрастать (формула № 1)
Эффективность = (100* | Показатель ОВД | ) * коэффициент |
Высший показатель по категории |
· для показателей, которые должны стремиться к нулю (формула № 2)
Эффективность = (100-100 * | Показатель ОВД | ) * коэффициент |
Высший показатель по категории |
Приложение 1
УВД с районным делением:
УВД г. Казани
УВД г. Наб. Челны
Следственные подразделения 1 категории: | Следственные подразделения 2 категории: | Следственные подразделения 3 категории: |
1. Авиастроительный | 1. Агрызский | 1. Аксубаевский |
2. Автозаводский | 2. Арский | 2. Актанышский |
3. Азнакаевский | 3. Бавлинский | 3. Алексеевский |
4. Альметьевский | 4. Буинский | 4. Алькеевский |
5. Бугульминский | 5. В.Услонский | 5. Апастовский |
6. Вахитовский | 6. Высокогорский | 6. Атнинский |
7. Елабужский | 7. Камско-Полянский | 7. Балтасинский |
8. З.Дольский | 8. Кукморский | 8. Дрожжановский |
9. Заинский | 9. Лаишевский | 9. К.Устьинский |
10. Кировский | 10. Мамадышский | 10. Кайбицкий |
11. Комсомольский | 11. Менделеевский | 11. Муслюмовский |
12. Лениногорский | 12. Мензелинский | 12. Н.Шешминский |
13. Московский | 13. Нурлатский | 13. Р.Слободский |
14. Ново-Савиновский | 14. Пестречинский | 14. Сабинский |
15. Нижнекамский (в целом) | 15. Тетюшский | 15. Сармановский |
16. Приволжский | 16. Тукаевский | 16. Спасский |
17. Советский | 17. Тюлячинский | |
18. Центральный | 18. Черемшанский | |
19. Чистопольский | 19. Ютазинский | |
20. Электротехнический |