Организация прогнозирования криминогенной обстановки.




Информационная работа - постоянный процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности штабных (информационно-аналитических) подразделений органов внутренних дел и выражающийся в сборе, систематизации разнообразных данных о состоянии преступности, результатах работы органов внутренних дел, среде их функционирования.

Итак вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что информационная работа нуждается в ее организации. Организация информационной работы - это воздействие на данную работу с целью ее оптимизации, то есть получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Информационная работа и ее организация составляют понятие информационного обеспечения.

Значение информационной работы определяется важностью информации. В следственных аппаратах информация - это сведения, знания о состоянии преступности, практике расследования, организации работы следственных аппаратов и следователей.

Без информации невозможно осуществление всех функций управления: аналитической работы, планирования, оказания помощи, контроля, кадрового обеспечения. Информационная работа приводит информацию к виду, пригодному для использования при осуществлении этих функций управления. Организация информационной работы повышает ее эффективность.

Информационная работа - составная часть информационной системы, которой присущи следующие компоненты: люди (персонал), информация, технические средства, методы, процедуры сбора и преобразования информации. Совокупность информационных систем составляет систему информации.

Компонеты системы информации те же, что и у информационной системы. В первую очередь рассмотрим такой компонент как информация, к которой в следственных аппаратах предъявляются определенные требования.

Первое требование - это систематизированность, комплексность информации, означающие, что информация в следственных аппаратах должна сочетать в себе различные виды сведений, исторически и логически увязанных, поступающих в строго определенном порядке и последовательности.

Второе требование - соответствие информации компетентности, полномочиям субъекта управления, которые ее используют. Данное требование означает, что каждому должностному лицу представляется только та информация, которая ему необходима для выполнения его функций. При определении же функций необходимо учитывать, на каком уровне управления имеются наилучшие условия для получения соответствующей информации. Указанное требование означает согласованность компетенции, полномочий и функций органов управления и руководителей с поступившей информацией.

Руководители следственных подразделений ГРОВД используют оперативную информацию. В Главные следственные управления (ГСУ), следственные управления (СУ) при МВД,ГУВД.УВД, УВДТ поступает более менее обобщенная информация. Следственный комитет (СК) при МВД РФ использует саму типизированную информацию о работе следственных аппаратов.

Третье требование - оптимальность, полнота информации, означающие, что субъекту управления должна представляться информация, необходимая и достаточная для принятия правильного, эффективного решения.

Четвертое требование - точность, которая характеризует степень детализации информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает.

Пятое требование - достоверность, объективно верное отражение состояния объекта управления и окружающей его среды.

Шестое требование - новизна, неизвестность информации.

Седьмое требование - полезность. Информация должна повышать эффективность управленческого решения, быть необходимой.

Восьмое требование - своевременность, оперативность поступления информации. Она должна собираться и обрабатываться тогда когда возникает необходимость в принятии решения; возможно более быстрое направление потоков информации к определенным звенъям системы управления.

Существуют различные классификации информации. В следственных аппаратах она подразделяется по методу формирования и функциональному назначению: на учетную, отчетную, оперативную, аналитическую, директивно-плановую, нормативно-справочную.

Учетной признается информация, содержащаяся в учетах и отчетах следственных аппаратов. В них ведутся государственные, местные (официальные) и рабочие (подсобные) учеты.

Формами государственного учета являются документы первичного учета:

статистическая карточка на выявленное преступление N 1;

статистическая карточка о результатах расследования преступлений N 1.1.;

статистическая карточка на преступление, по которому лицо его совершившее, установлено, N 1.2;

статистическая карточка о движении уголовного дела N 3;

- статистическая карточка о резукльтатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности N 4.

Источниками информации в следственных подразделениях выступают различные виды их деятельности, а носителями информации - слышимое и видимое слово, документ. Следовательно статистические карточки - это носители информации.

В следственных подразделениях ведется ежемесячный учет работы каждого следователя и аппарата в целом. В этих целях учитываются:

заявления и сообщения о преступлениях, сроки их разрешения. а также отказные материалы, выезды следователей на места происшествий;

уголовные дела, дела и материалы, выделенные в отдельное производство; отдельные поручения; обвиняемые, а также задержанные; результаты расследования; размеры ущерба и обеспечение его возмещения по уголовным делам; результаты судебного разбирательства;

ранее неизвестные преступления; дополнительно раскрытые преступления по приостановленным делам;

представления прокуроров, частные определения судов;

профилактические мероприятия;

воспитательная работа и служебная подготовка;

криминалистические средства, оргтехника, автотранспорт;

письма, жалобы и заявления граждан.

Носителями отчетной информации в следственных аппаратах служат статистические отчеты:

отчет о следственной работе (форма 1 - Е);

отчет о рассмотрении сообщений о преступлении (форма 2-Е);

отчет о результатах работы органов дознания (форма 3-Е).

Ежегодно к 1 января МВД, ГУВД,УВД, УВДТ должны представлять в Следственный комитет при МВД России докладную записку о результатах следственной работы, являющуюся по существу письменным отчетом.

В статистическом отчете формы 3-Е результаты работы органов дознания даны по службам, в отличие от формы 1-Е, где результаты работы приводятся в целом по органам дознания, без разбивки по службам.

К оперативной информации относятся сведения о текущем состоянии деятельности следственных аппаратов. Ее носителями являются:

оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях, направляемая в дежурные части (суточная сводка);

сообщение начальника следственного подразделения при горрайлиноргане в следственное управление (отдел) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по каждому факту освобождения из-под стражи, при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, оправдательном приговоре, а также освобождении задержанных за неподтверждением обвинения;

информация по уголовным делам, направляемая почтой руководителями следственных аппаратов при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в

Следственный комитет при МВД России согласно установленному перечню. В этот перечень включается информация о начатом расследовании и ходе следствия по некоторым наиболее важным категориям уголовных дел. Так, руководители СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ должны сообщать о нестандартных и ранее неизвестных способах совершения преступлений либо о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс. В Следственный комитет при МВД России сообщается о возбуждении ходатайств о продлении процессуальных сроков Генеральным прокурором России; о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, вынесении оправдательного приговора в отношении обвиняемых, содержавшихся под стражей.

К оперативной информации может быть отнесена и ежедекадная. Суть ее состоит в том, что каждые 10 дней начальники следственных подразделений передают по телефону или телетайпу в вышестоящий следственный аппарат информацию о наличии следователей, нагрузке, наличии наиболее сложных и трудоемких дел, соблюдении сроков расследования, перспективах возбуждения дел и т. д.

После передачи информации руководители следственного аппарата и контрольно-методического подразделения обсуждают ее на специальном совещании, на которые вызываются руководители подразделений следственного аппарата, зональные следователи. На этом совещании оценивается оперативная обстановка и принимаются следующие управленческие решения:

о передаче наиболее сложных дел в следственную часть;

об изучении дел;

о передаче некоторых дел из подразделений со сложной оперативной обстановкой в другие подразделения;

о командировании следователей в другие следственные подразделения;

о создании групп следователей из разных следственных подразделений;

о выездах в подразделения руководителей следственного аппарата и следователей-методистов;

о подготовке предложений руководству органа внутренних дел.

Аналитическая информация - это производная, вторичная, переработанная информация; сведения, полученные в результате изучения, переработки данных о деятельности следственных аппаратов и подразделений дознания. Такая информация может содержаться в информационных письмах, статистических таблицах, справках, докладах, обзорах, методических рекомендациях и т. п.

Директивно-плановая информация представляет собой управляющую, нисходящую, временную, информацию. Это директивы, приказы, указания, распоряжения, планы вышестоящих следственных аппаратов и органов дознания, подлежащие немедленному исполнению нижестоящими подразделениями.

Нормативно-справочная информация содержится в законах, подзаконных, ведомственных нормативных актах, литературных источниках, справочниках. В отличие от директивно-плановой - это информация условно-постоянного пользования, подлежащая каждодневному использованию.

Следующим компонентом системы информации являются технические средства. В управлении следственными аппаратами и органами дознания используются определенные технические средства информационного обеспечения: компьютеры, множительная техника, картотеки и другие средства оргтехники.

Проиллюстрируем это на следующем примере. Система информационного обеспечения Главного следственного управления при ГУВД Москвы состоит из ЭВМ, находящихся в здании ГСУ, и ЭВМ, расположенных во всех следственных подразделениях при окружных и районных (муниципальных) УВД, ОВД.

Базовой структурной единицей системы информационного обеспечения следствия в ГСУ при ГУВД Москвы является автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителей следственных подразделений различного уровня и следователей по линиям их специализации. АРМ представляет собой совокупность технических средств (ЭВМ и другое оборудование) и комплекса программ, обеспечивающих работу в сферах управления следственными подразделениями и деятельности по расследованию преступлений.

АРМ объединены в локальные сети, что позволяет осуществлять поиск и получение информации из баз данных как системы МВД России, так и других структур: из учетов ЗИЦ ГУВД Москвы и Московской области, ГИАЦ МВД России, НЦБ Интерпола и др.

Ручное составление учетно-статистических документов в ГСУ при ГУВД Москвы заменено на автоматизированное, осуществляемое сотрудниками учетных подразделений районных (муниципальных) органов внутренних дел.

Целями и задачами внедрения компьютеризации в ГСУ при ГУВД Москвы являются:

сбор, концентрация данных и сведений о расследуемых уголовных делах;

анализ статистической отчетности по установленным формам;

автоматизация контроля за соблюдением процессуальных сроков, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, выполнением плановых мероприятий;

составление управленческих документов;

создание и использование баз данных (знаний) и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИСП) для получения информации о нормативных актах, научной литературе, методических разработках, материалах передового опыта, следственной и судебной практике;

накопление информации об экспертных учреждениях, их возможностях, видах экспертиз и примерных перечнях вопросов экспертам; о внештатных экспертах, сведущих лицах;

анализ работы по профилактике преступлений и ее действенности;

анализ информации о нераскрытых преступлениях прошлых лет; выработка рекомендаций по их раскрытию и использованию типичных признаков и ситуаций;

формирование моделей процессуальных документов с увеличенным объемом стандартной информации применительно к расследованию различных видов преступлений;

разработка методик расследования уголовных дел о компьютерных и других видах преступлений.

В ГСУ при ГУВД г. Москвы используются следующие базы данных:

анализа статистических показателей и ведения картотеки уголовных дел (информационная система «Арсенал»);

нормативно-справочной информации (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, хозяйственное законодательство, нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность);

нормативных актов МВД России и других органов;

данных автоматизированного ввода в стандартные форматы (бланки) уголовно-процессуальных документов получаемой в ходе расследовании информации, ее хранения и использования, а также изготовление на принтере (печатном устройстве) надлежащим образом оформленного документа (автоматизированная информационная система «Процессуальные и иные документы следователя»);

накопления и обмена информацией (по специальному перечню) с компьютерной сетью СИЗО-2 в г. Москве.

Кроме того, имеются текстовые редакторы, программы для методического обеспечения следствия и др.

Решением коллегии МВД России от 15 мая 1992 г. предусмотрено создание Специализированной территориально распределенной автоматизированной системы в интересах СК при МВД России (СТРАС-СК). Информационное обеспечение СТРАС-СК включает в себя специализированные банки данных на трех уровнях: центрального аппарата СК, следственных управлений (отделов) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и следственных подразделений при горрайлинорганах.

СТРАС-СК имеет необходимые средства связи и обмена информацией с информационно-вычислительной сетью органов внутренних Российской Федерации и интегрированными банками данных соответствующих уровней, а также СТРАС других служб.

В СТРАС-СК входят:

) подсистема расследования уголовного дела (оформление процессуальных документов и материалов, анализ уголовного дела), создаваемая для следователей всех уровней, расследующих конкретные уголовные дела;

) подсистема обработки сопутствующей информации (не использованной в конкретном уголовном деле) и дополнительного анализа материалов уголовного дела для основных видов расследуемых преступлений;

) подсистема учетно-контрольной и организационно-вспомогательной деятельности. Категории обрабатываемой информации включают: каталог дел, находящихся в производстве; каталог дел, по которым осуществляется контроль; информацию по контрольно-наблюдательному производству; информацию по контролю планирования по уголовным делам; учет и рассмотрение ходатайств о продлении процессуальных сроков; сведения по планированию, описание плановых мероприятий и контроль за их выполнением; сведения о проделанной работе (справки, отчеты); сведения, хранящиеся в персональной информационной системе или «записной книжке»; различную информацию оперативно-количественного характера.

Совместным приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 14 декабря 1994 г. предусмотрена автоматизация учета и статистической отчетности «О следственной работе» (форма 1-Е). Эта функция возлагалась на ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В связи с этим задача «Статистика» в СТРАС-СК упразднялась, а задача «Контроль» дополнялась функцией накопления и обработки оперативных сведений комплексного характера.

) подсистема правовой и справочно-методической информации. В ней обрабатываются: действующее законодательство; ведомственные нормативные акты МВД, Генеральной прокуратуры, других министерств и ведомств; постановления пленумов Верховного Суда России; образцы процессуальных документов; справочная информация о возможностях различных видов экспертиз; справочная информация о методиках, содержащихся в литературе, и сами методики расследования отдельных видов преступлений;

) федеральные, централизованные и региональные банки данных по уголовным делам о хищениях денежных средств по подложным авизо, о фальшивомонетничестве и др., включая банк данных по передовому опыту программной реализации нетиповых задач;

) подсистема учета кадров следственных подразделений при горрайлинорганах, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, СК при МВД России и их номенклатуры. Она также обеспечивает ведение учета сведений, включающих соблюдение законности и чрезвычайные происшествия;

) подсистема информационного обеспечения работы следователя учетно-криминалистической информацией из оперативно-справочных, оперативно-розыскных, профилактических и иных учетов горрайлинорганов, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, СК и МВД России;

) подсистема автоматизированного учета, хранения и обработки информации, поступающей в секретариаты (канцелярии);

) центральный информационно-коммуникативный узел системы СТРАС-СК для обеспечения оперативной связи со следственными аппаратами при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ для рассылки и сбора информации, а также обеспечения теледоступа к базам данных СК из СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и следственных подразделений при горрайлинорганах. Кроме того, абоненты (СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) могут взаимодействовать между собой в режимах «Электронная почта» и «Доска объявлений».

В СК при МВД России установлено абонентское автоматизированное место Единой системы информационно-коммуникативного взаимодействия по открытым каналам связи органов власти и управления Российской Федерации.

На уровне СК при МВД России подсистема учетно-контрольной и организационно-вспомогательной деятельности включает в себя следующие задачи: «План-контроль», «Контрольно-наблюдательное дело (КНД)»; «Ходатайства»; «Командировка-2»; «Положительный опыт»; «Законность»; «Информационный бюллетень СК».

Подсистема автоматизации участков секретариата имеет следующие задачи: «Входящие документы»; «Исходящие документы»; «Командировка»; «Жалоба»; «Секретариат КНД»; «Контроль за движением приказов и распоряжений».

На уровне СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, следственного подразделения при горрайлинорганах присутствуют аналогичные подсистемы.

Процедура сбора и преобразования информации - это методы информационной работы.

Информация о состоянии работы в следственных аппаратах и подразделениях дознания собирается и преобразуется с помощью статистических и социологических методов. Статистические методы - это массовое наблюдение, группировки, обобщающие показатели. Так, посредством статистических карточек первичного учета осуществляется статистическое наблюдение. Их заполняют учетные работники, следователи, дознаватели и руководители органов внутренних дел. Затем они перерабатываются на ЭВМ, а на их основе составляются отчеты органов внутренних дел и аналитические таблицы.

Отчеты о следственной работе по форме 1- Е составляют руководители следственных аппаратов и органов дознания. Затем они перерабатываются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Там они перерабатываются на ЭВМ и на их основе составляются отчет по форме 1 - Е по республике, краю, области, УВДТ. Из МВД, ГУВД, УВД, УВДТ отчеты поступают в ГИАЦ МВД России, где они перерабатываются на ЭВМ и на их основе составляются отчет по форме 1 - Е по России.

Социологические методы - это методы конкретных социологических исследований (изучение документов, опрос, наблюдение, эксперимент).

Изучение документов имеет место при исследовании уголовных дел, статистических данных, других управленческих документов.

Опрос применяется при встречах с сотрудниками следственных аппаратов и органов дознания, при анкетировании уголовных дел.

Наблюдение используется при выездах в командировки, на место происшествия или участии в других следственных действиях.

В следственных аппаратах проводился, например, эксперимент по выделению следственных подразделений (аппаратов) из органов внутренних дел.

Персоналом, занимающимся информационной работой в следственных аппаратах и органах дознания, являются все сотрудники. Они собирают и преобразовывают информацию в соответствии с возложенными на них функциями. В последнее время в связи с ростом компьютеризации в следственных аппаратах появились специализированные подразделения по технико-компьютерному обеспечению.

В следственных аппаратах обычно выделяются также следователи-методисты, которые занимаются сбором и обработкой статистической информации. На основе статистических отчетов и таблиц, выданных ИЦ, составляются дополнительные статистические таблицы. Кроме того, следователи-методисты получают спецсообщения о фактах нарушения законности, обрабатывают их, хранят, готовят спецсообщения об этих фактах нарушений.

Важная роль в информационной работе принадлежит работникам секретариатов, машинописных бюро, водителям служебного транспорта. Работники секретариата принимают, регистрируют и отправляют почту, передают ее исполнителям, размножают и хранят документы.

Работники машинописных бюро оформляют и размножают документы. Водители автотранспорта доставляют переписку и другую информацию.

Основные требования, предъявляемые к организации данной работы в органах внутренних дел, изложены в приказе МВД РФ № 229 от 12.05.93г. "О мерах по реализации Концепции развития информационного обеспечения в органах внутренних дел", приказе МВД РФ № 260 от 20.09.94г. "О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", приказе МВД РФ № 86 от 12.02.97г. "Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел".

По нашему мнению, говоря об информационной деятельности штабных подразделений в органах внутренних дел, целесообразно вести речь и об аналитической составляющей, так как эти два процесса неразрывно перетекают один в другой, при этом необходимо учитывать, что в подавляющем большинстве случаев процесс сбора искомой информации по времени совпадает с ее первичным анализом. Это связано с процессом правильной систематизации (сортировки) полученных данных, для последующего более глубокого их изучения.

 

§ 2. Технические средства и персонал информационной работы

 

Повседневная деятельность правоохранительных органов современности неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Его результатами, пользуются практически все службы и подразделения системы МВД России: сотрудники патрульно-постовой (ППС) и дорожно-патрульной служб (ДПС) обращаются через портативные мобильные и карманные компьютеры к интегрированным базам данных в целях установления личности граждан, проверки авто- и мототранспорта, предупреждения и пресечения правонарушений; сотрудники оперативных и следственных подразделений запрашивают интересующую их информацию из интегрированных банков данных регионального и федерального уровней в целях раскрытия и расследования преступлений; даже учеты тыловых служб (подразделения материально-технического обеспечения (МТХО), финансово-экономические (ФЭ)) ведутся в электронном виде с использованием средств компьютерной техники. Не стали исключением и штабные подразделения.

С увеличением числа контролируемых показателей работы органов внутренних дел, в целом, и конкретных служб, в частности, назрела необходимость применения современных технических средств.

Технические средства информационной работы можно условно разделить на несколько групп:

1. Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) или персональные компьютеры как их принято именовать в широких массах. Это технические средства работы сотрудников штабных подразделений в которые вносится получаемая информация для последующего анализа. Кроме того, с помощью данной аппаратуры готовятся различные материалы для коллегий, совещаний, семинаров, информация в инстанции, как в текстовом, так и графическом виде.

2. Серверы - это мощные рабочие станции, основной функцией которых является обработка полученной от ПЭВМ информации, ее систематизация и хранение.

. Копировально-множительная техника. К этой категории можно отнести как принтеры, копиры, сканеры, факсы, так и многофункциональные устройства (МФУ) содержащие в себе функции вышеперечисленных приборов. Данные устройства являются прикладными техническими средствами и на прямую не связаны со сбором, систематизацией, хранением и анализом информации, но оказывают существенную помощь в выполнении поставленных перед штабными (информационно-аналитическими) подразделениями задач.

. Сетевое оборудование. Представить подразделение ОВД перед которым стоят серьезные задачи борьбы с современной преступностью без возможности своевременного обмена информацией - невозможно. Эффективность работы органа внутренних дел, в котором затруднен обмен информацией крайне низок и этот факт подтверждают реалии времени. Помощь в повышении качества и скорости обмена информацией оказывают информационно-телекомуникационные сети МВД. В рамках отдельно взятого подразделения эту функцию, как правило, выполняют локально-вычислительные сети (ЛВС). Для полноценной работы ЛВС: соединения ПЭВМ, серверов, копировально-множительной техники выхода в ЕИТКС необходимо сетевое оборудование. К нему можно отнести: маршрутизаторы, концентраторы, хабы (лат. Hub), сетевые платы (в случаях если таковые не интегрированы в системную (материнскую) плату компьютера) и различного типа кабели (оптико-волоконные, коаксиальные, витые пары и пр.).

В настоящее время, определенное распространение получают беспроводные сети передачи данных (Wi-Fi), однако ввиду сложности обеспечения безопасности при передаче информации, в системе МВД такого типа соединения практически не применяются.

. Иное оборудование. К этой группе можно отнести любое оборудование обеспечительного характера, оно применяется для проведения коллегий, совещаний, семинаров и пр. в целях демонстрации графического сопровождения информации (мониторы, проекторы) и усиления звука (усилители, акустические системы).

К лицам, сопровождающим информационную работу подразделения, предъявляются особые требования. С учетом специфики работы сотрудники штабных подразделений должны обладать глубокими знаниями и умениями в области законодательства, статистики и анализа, высоких технологий. Немаловажной составляющей в багаже знаний являются умение грамотно по хронологии, стилистике и правописанию составлять документы, знать требования делопроизводства, ведомственной нормативной базы и т.д.

Как видно из вышесказанного требования достаточно высоки.

Для более полного уяснения кадровой составляющей рассмотрим типовую структуру штабных подразделений:

информационно-аналитический отдел;

организационно-плановый отдел;

инспекция;

оперативный отдел;

дежурная часть;

организационно-штатный отдел;

информационный центр;

вычислительный центр.

В ГСУ при МВД по Республике Татарстан роль штабного подразделения выполняет информационно-аналитический отдел (ИАО). Отдел состоит из руководителя (начальника), его заместителя, пяти сотрудников включая системного администратора и пресс-секретаря начальника управления.

ИАО осуществляет следующие функции:

подготовка докладов, решений, выступлений руководства ГСУ;

планирование работы ГСУ;

контроль за выполнением решений коллегий и оперативных совещаний;

анализ и перспективы работы ГСУ и следственных подразделений;

полное статистическое сопровождение;

разработка слайдов, схем, диаграмм, графиков о работе;

нормотворческая деятельность;

расчет эффективности деятельности следственных подразделений;

расчет эффективности работы следователей;

подготовка информационных бюллетеней;

проведение конкурсов "Лучший следователь", "Лучший сотрудник";

Кроме того, сотрудники ИАО курируют ряд приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности:

командировки сотрудников;

жалобы, поступившие в ГСУ;

профилактическая работа;

организация передового опыта;

материально-техническое оснащение;

возмещение материального ущерба, причиненного преступными посягательствами;

внедрение информационных технологий, информационное и техническое сопровождение сайта ГСУ;

реализация программы "ЕИТКС ОВД";

взаимодействие с Прокуратурой РТ и другими правоохранительными органами;

взаимодействие с экспертными учреждениями;

взаимодействие со средствами массовой информации.

 

. Формы и методы информационной работы

 

Сбору и последующему анализу подлежит информация о:

состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

факторах внешней среды, влияющих на состояние правопорядка и деятельность правоохранительных органов, в том числе органа внутренних дел;

силах и средствах органа внутренних дел;

результатах оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел.

При сборе информации необходимо принимать во внимание, что необоснованно большой объем информации затушевывает основное содержание изучаемых явлений, засоряет информационный массив и влечет неоправданные затраты на его переработку, при этом недостаточность информации ведет к поверхностной, неглубокой оценке изучаемых факторов и явлений.

Большое значение для правильного сбора информации имеет четкое знание источников, откуда могут быть почерпнуты сведения, необходимые для анализа. Круг источников информации в значительной мере зависит от цели и задачи исследования (комплексное, специализированное, прогностическое); службы, в интересах, которой оно предпринято; периодичности его проведения (декада, месяц, квартал, год, десятилетие) и пр.

Основными источниками информации в аналитической работе органов и подразделений внутренних дел являются:

статистические данные, характеризующие социально-экономическое положение, демографическую ситуацию и состояние правопорядка на территории обслуживания;

сведения о силах и средствах органа внутренних дел, результатах его оперативно-служебной деятельности, состоянии дисциплины и законности;

информационно-аналитические и справочные материалы органа внутренних дел, а также иных правоохранительных органов;

сведения, характеризующие судебную практику;

материалы инспектирования и контрольных проверок органа внутренних дел;

материалы научных исследований, в том числе по изучению общественного мнения о состоянии правопорядка, борьбы с преступностью и деятельности органов внутренних дел;

письма, жалобы, обращения граждан в государственные органы, в том числе в орган внутренних дел;

материалы средств массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

отечественная и зарубежная литература по правоохранительной тематике.

По отдельным вопросам и направлениям оперативно-служебной деятельности сбор информации может осуществляться негласным путем с использованием разведывательных возможностей органа внутренних дел.

Собранная информация может накапливаться различными способами: в специальных накопительных делах, тематических папках, в автоматизированных банках данных и т.п.

аналитический работа следственный информационный


Глава II Проблемы совершенствования аналитической работы

 

§1. Понятие, виды и формы аналитической работы

 

Аналитическая работа в следственных аппаратах - это познавательная, исследовательская деятельность, направленная на изучение явлений, процессов, происходящих в этих аппаратах и органах. Иными словами говоря, непрерывный процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности штабных (информационно-аналитических) подразделений органов внутренних дел и выражающийся в осмыслении, ранее собранных и систематизированных, разнообразных данных о состоянии преступности, результатах работы органов внутренних дел, среде их функционирования, в целях обеспечения дальнейшей выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений руководителя органа внутренних дел в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций правоохранительных органов.

Информационно-аналитическая работа в органах и подразделениях внутренних дел включает в себя:

накопление, обобщение и анализ поступающей из органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой ОВД территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку;

комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере;

подготовку для начальника органа внутренних дел или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы органа внутренних дел, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности органа внутренних дел и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;

формирование справочно-информационного фонда для нужд подразделений органа внутренних дел.

Организуя работу по получению, обработке, систематизации, накоплению и обобщению разноаспектной информации, необходимой для аналитической деятельности органов и подразделений внутренних дел и принятия на ее основе соответствующих управленческих решений, штаб:

определяет источники информации и перечень необходимых основных сведений;

согласовывает с руководителями подразделений номенклатуру, периодичность представления и лиц, ответственных за предоставление в штаб информационно-аналитических, справочных и иных материалов;

устанавливает в целях получения необходимой информации контакты с соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

оценивает информацию с точки зрения ее значимости, полноты, достоверности и приемлемости для использования в информационно-аналитической работе;

систематизирует поступающую информацию по содержанию, направленности и принадлежности; при наличии технических возможностей формирует банки данных с использованием электронно-вычислительной техники.

Обработка информации

Обработка информации - это обобщение и первичный анализ (оценка) собранной информации, которая начинается, как правило, с определения ее качества, полноты и достоверности.

Наиболее полной и достоверной считается информация, представляемая в форме статистической отчетности. Однако следует уч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: