Пояснительная записка.
Иногда высказывается мнение, что у детей 5-9 лет должно преобладать рисование краской, гак как по более лёгкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша и рисунки, выполненные краской, больше радуют детей. Я считаю такую точку зрения неверной. Рисование детей 5-9 лет как деятельность, отражающая впечатления о предметах и явлениях окружающего мира, основывается на тех же позициях, что и изобразительное искусство взрослых.
Какое же место в нём занимает рисунок?
В истории развития мирового искусства рисовальное искусство всегда идет бок о бок с другими. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера; наряду с этим он выделился в совершенно самостоятельный вид изобразительного искусства.
Все художники реалистического направления считали важным, более того, необходимым существование рисунка, графического искусства наряду с живописью. Мы знаем, что многие крупнейшие художники, начиная с великих мастеров Возрождения, художников 15— 17 и последующих веков вплоть до художников 20 века Матисса, Пикассо, русские художники: О. Кипренский, А. Иванов, П. Федотов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов придавали рисунку большое значение и сами были замечательными рисовальщиками.
Среди различных видов изобразительного искусства живое и тонкое графическое искусство, и в частности рисунок, позволяющий быстро откликаться на любое событие современности, занимает важное место.
Интерес к рисованию (а не только к живописи) проявляется очень рано. Об этом можно судить по биографиям таких художников, как И. Суриков, И. Репин, В. Серов и др. Есть художники, основное место в творчество которых отведено графике, а час то и исключительно графике.
|
Типичных рисовальщиков мы часто видим и среди детей дошкольного возраста.
Рисунок выполняет и другую роль, которая также определяет необходимость овладения карандашом.
«Рисунок - интереснейшая область художественною творчества. Он тот родник, из которого рождаются нее виды изобразительных искусств. Живописные положа и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации - всё начинается с того, что художник берёт в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел».
В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему – изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям других профессий. Но для всего этого нужно умен, правильно и свободно владеть карандашом. Поэтому важно, чтобы такое умение формировалось уже в дошкольном возрасте, когда дети впервые берут карандаш в руку и начинают рисовать.
Учитывая последующую графическую деятельность ребенка в школе - рисование, письмо, черчение, необходимо уделить внимание отработке карандашной техники.
Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределение задач по каждому классу с у чета возрастных особенностей развития изобразительной деятельности. Обучая технике рисования ребенка, необходимо учитывать, что руки ребёнка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
|
Маленький ребенок не владеет способами работ ы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются, то они носят случайный характер. Ребёнок не у мест управлять движениями руки для достижения нужного качества: лёгкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др. поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.
Всему этому ребёнок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детской школе искусств у ребёнка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребёнок всё более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.
Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторвано от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.
Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка.
Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?
|
Для начала, поговорим о изобразительных средствах. Наиболее распространенными у детей 5-7 лет являются цветные карандаши.
Количество карандашей в наборе может быть различным: 6, 12, 18, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.
Дети 5 лет вначале получаю по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем двух цветов. а затем весь набор карандашей из 6 цветов.
Детям 6-7 лет в начале года даётся коробка карандашей 6 цветов. К концу года нужно давать наборы в 12 цветов. На третьем году обучения для рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов.
Первый год обучения. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий. держать карандаш и кисть в руке тремя пальцами между большим и средним, придерживая сверху указательным не слишком близко к концу. Очень важно, чтобы ребёнок ощутил возможность лёгкого, бел излишнего нажима движения карандаша по бумаге. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей
Нужно подчеркивать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии хвалить ребёнка за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить.
Наряду с ним дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.
Задача расположения и изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной рефляции размаха движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. Дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги. Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые также предусмотрены программой.
Постепенно вводится рисование предметов сложного строения, передача величинных отношений частей предметов и разных предметов между собой.
С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает ею ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение движений путь совершенствования технических навыков и усиления кинестетического контроля за качеством движений.
Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа.
Так рисование округлых форм способствует отработке плавности движения, его слитности. Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности.
Уже на первом поду обучения начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, и предметов прямолинейного контура.
Данная программа направлена на гармоническое развитие личности мелкой и общей моторики руки, и составлена на основе программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраст в соответствии с требованиями и современного образовательного стандарта.
Программа «Изобразительная деятельность, с одной стороны, знакомит детей с особенностями изобразительной деятельности, с другой» - помогает детям более осознанно подготовиться к школе. Данная программа знакомит учащихся с основами изобразительной деятельности.
Целью данной программы является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. развитие фантазии, воображения, и изобретательности.
Задачи программы:
Воспитательные:
- воспитание художественно образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения соответственно возрастным особенностям:
Развивающие:
- развитие чувства гармонического восприятия действительности;
- формирование композиционного мышления;
Обучающие:
- обучение навыкам самостоятельной работы;
- обучение необходимым техническим навыкам.
-обучить учащихся мыслить художественными образами.
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (небольшая лекция, совмещенная с практической работой). Занятие носит групповой характер.
Программа рассчитана на 3 - летний курс обучения.
Во время обучения предлагается выполнять краткосрочные задания. Так как дети 6-9лет ещё не способны выполнять длительные. задания.
Один курс составляет часа, 2 раза по 1 часу в неделю 1 час - 30 минут. Количественный состав группы: 12-15 человек.
Подведение итогов работы проходит в виде просмотров (поурочных, полугодовых, годовых, экзаменационных), а также на конкурсах и выставках детского творчества (городских, областных. Региональных, Всероссийских. Международных).
Программа осуществляется на базе Детской школы искусств №6.
Перед началом работы дети знакомятся с предложенной темой. Преподаватель предлагает просмотреть материал на заданную тему (открытки, книги, рисунки других детей). Выбирается сюжет, компонуется лист. В ходе работы преподаватель подходит к каждому ребенку, помогает, исправляет ошибки. Маленькому ребенку требуется много внимания. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для того у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представлении о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного). формирование разнообразною сенсорного опыта. Для этого, в ход работы включаются различные методы обучения: игра, чтение сказок, слушание музыки, сочинение собственных историй, сказок, наблюдение за объектами и явлениями природы. Так как маленькие дети, в силу своих физиологических способностей не способны долго и внимательно заниматься, на уроках требуется вводить самомассаж кистей рук (карандашом, шишкой, ластиком и т.д., упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
Материально-техническое оснащение:
Для успешной реализации программы необходимо следующее
Оборудование:
- Столы и стулья, соответствующие возрасту;
- освещение рабочего места, соответствующее нормам.
Материалы:
-бумага.
-простые карандаши, --ластики,
-цветные карандаши.
-акварель.
-гуашь,
-кисти,
Наглядные пособия:
Периодические издания: журналы «Юный художник», «Искусство», детские книги и т.д.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов |
Вводная беседа | ||
Инструктаж | ||
Знакомство с художественными материалами | ||
Знакомство с геометрическими фигурами | ||
Знакомство с величинами | ||
Знакомство с композицией | ||
Орнамент | ||
Натюрморт | ||
Свободная тема |
Поурочный план.
№ | Наименование заданий. | Задача. | Кол-во часов. |
1. | Вводная беседа. | Знакомство. | 1. |
2. | Инструктаж. | Знакомство с правилами поведения на уроке. | 1. |
3. | Знакомство с художественными материалами(карандаш, тушь, уголь, сангина, соус). | Знакомство с художественными материалами. | 1. |
4. | Рисований линий, точек, кругов. | Развитие мелкой общей моторики. | 1. |
5. | Знакомство с геометрическими фигурами(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с геометрическими фигурами. | 1. |
6. | Рисование кругов. | Развитие мелкой моторики. | 1. |
7. | Рисование квадратов. | Развитие мелкой моторики. | 1. |
8. | Рисование прямоугольников. | Развитие мелкой моторики. | 1. |
9. | Рисование треугольников. | Развитие мелкой моторики. | 1. |
10. | Рисование животного(собак, кошек)с помощью геометрических фигур. | С помощью геометрических фигур найти характерные признаки животного. | 1. |
11. | Знакомство с большими и маленькими предметами. | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с большими и маленькими предметами. | 1. |
12. | Рисование больших и маленьких предметов. | Развитие мелкой моторики и восприятия действительности. | 1. |
13. | Знакомство с высокими и низкими предметами. | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с высокими и низкими предметами. | 1. |
14. | Рисование высоких и низких предметов. | Развитие мелкой моторики и восприятия действительности. | 1. |
15. | Знакомство с длинными и короткими предметами. | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с длинными и короткими предметами. | 1. |
16. | Рисование длинных и коротких предметов. | Развитие мелкой моторики и восприятия действительности. | 1. |
17. | Знакомство с широкими и узкими предметами. | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с широкими и узкими предметами. | 1. |
18. | Рисование широких и узких предметов. | Развитие мелкой моторики и восприятия действительности. | 1. |
19. | Знакомство с композиционным размещением изображений на листе бумаги. Дать понятие композиция. | С помощью наглядного материала и игры познакомить детей с композицией. | 1. |
20. | Понятие масштаб. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
21. | Понятие пропорции. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
22. | Понятие соразмерность. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
23. | Понятие равновесие. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
24. | Понятие тема. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
25. | Понятие сюжет. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
26. | Понятие образ. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
27. | Понятие тон. Тоновая растяжка. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
28. | Понятие форма. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
29. | Понятие объём. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
30. | Понятие симметрия. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
31. | Понятие контраст. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
32. | Понятие ритм. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
33. | Понятие динамика. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
34. | Понятие статика. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
35. | Понятие единство и целостность. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
36. | Правила работы композицией в учебном рисунке. | Формирование у детей знание о композиции. | 1. |
37. | Понятие свет. | Развитие восприятия. | 1. |
38. | Понятие тень. | Развитие восприятия. | 1. |
39. | Понятие ось. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
40. | Понятие конструкция. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
41. | Рисование окружности в перспективы. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
42. | Композиция из двух тёмных предметов на светлом фоне. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
43. | Композиция из двух светлых предметов на тёмном фоне. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
44. | Композиция из двух предметов. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
45. | Рисование по памяти «Весна». | Формирование у детей знаний о времени года весна. | 1. |
46. | Рисование по представлению «Цветы в вазе». | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
47. | Рисование ветки дерева с натуры. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
48. | Рисуем вид из окна. | Формирование у детей знаний о времени года весна. | 1. |
49. | Рисуем вид из окна. | Формирование у детей знаний о времени года весна. | 1. |
50. | Рисование ветки дерева с распущенными почками. | Формирование у детей знаний о явления природы. | 1. |
51. | Понятие натюрморт. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
52. | Натюрморт из двух бытовых предметов. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
53. | Натюрморт из двух бытовых предметов. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
54. | Натюрморт с одним гипсовым предметом. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
55. | Натюрморт с одним гипсовым предметом. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
56. | Рисование сказочного цветка. | Развитие воображения. | 1. |
57. | Рисование сказочной птицы. | Развитие воображения. | 1. |
58. | Понятие орнамент. | Формирование у детей знание об орнаменте. | 1. |
59. | Рисование орнамента в прямоугольнике. | Формирование у детей знание об орнаменте. | 1. |
60. | Рисование орнамента в круге. | Формирование у детей знание об орнаменте. | 1. |
61. | Составления своего орнамента. | Формирование у детей знание об орнаменте. | 1. |
62. | Понятие фактура. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
63. | Рисование предмета с гладкой фактурой. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
64. | Рисование предмета с объёмной фактурой. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
65. | Понятие силуэт. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
66. | Понятие контур. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
67. | Понятие набросок. | Закрепление понятия о предмете. | 1. |
68. | Набросок молодых листьев карандашом. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
69. | Набросок травы тушью. | Формирование у детей знание о предмете. | 1. |
70. | Набросок дерева. Вид из окна. | Формирование у детей знаний о явления природы. | 1. |
71. | Рисование на свободную тему. | Обобщение изученного. | 1. |
72. | Рисование на свободную тему. | Обобщение изученного. | 1. |
Ожидаемые результаты к концу учебного года.
Должны знать. | Должны уметь. |
· Безопасную работу с инструментами и материалами; · Название и значения художественных материалов, инструментов и принадлежностей. | · Правильно пользоваться с инструментами и материалами; · Выполнять упражнения по заданной теме; · Работать с цветом |
Второй год обучения.
Содержание курса и методические рекомендации.
При обучении рисунку необходимо учитывать возрастные психологические и физиологические особенности ребенка. Например, маленьким детям неинтересно рисовать с натуры. Им это просто не надо. Все внутри них все образы и наблюдения выливаются спонтанно. Но уже в возрасте 8-9 лет ребенок начинает замечать свет, тень, объем. Наступает пора, когда педагогу нужно обратить его внимание на предметный мир.
Дети делают упражнения и свободные рисунки. Постепенно они начинают понимать, что работа ценна своей выразительностью, что художник вкладывает в нее свои чувства, свой восприятие мира и что для того, чтобы достигнуть этого, надо научиться умело распоряжаться материалом, в котором зад мала та или иная работа. О композиции упоминается уже на первых уроках. Младшие ребята часто рисуют, не задумываясь и если находят нужным, подрисовываю! Одну фигуру к другой. Фигуры эти обычно вертикальные и совсем не связаны между собой.
Но постепенно ребята поднимаются по ступеням познания, на 2-ом году обучения можно уже смело говорить об основных законах композиции. Вот некоторые из них; умей выделить главное; ничего одинакового, ибо для жизни характерно разнообразие форм, фактуры, цвета, уяснив для себя настрой заду манной работы, соответственно избери колорит ей; подумай о распределении в композиции темных и светлых пятен. Очень важно обратить внимание детей на собранность элементов композиции, на объединение главного и второстепенного, ведь так часто в их рисунках каждый персонаж существует сам по себе, вне обшей связи Важное значение имеет формат листа бумаги. Надо давать задания на разных форматах листа бумаги, иначе возникнет боязнь других форматов, стереотипность мышления.
Большое внимание на втором году жизни в моей программе уделено состояниям природы, природным явлениям и окружающему нас миру (насекомые, растения). В возрасте 7-8 лет дети очень охотно рисуют окружающий мир. Постановки и натюрморты их утомляют, зато рисование насекомых, растений очень увлекает. Я включила в свою программу задания, которые знакомят детей с литературой, так как в литературе много олицетворений, связанных с природой. Такой цикл заданий как «Свет наш солнышко! Месяц, месяц, мой дружок...! Ветер, ветер, ты могуч! Буря мглою небо кроет... Вот север тучи нагоняет...! А.С Пушкин научат детей красиво передавать явления природы.
Многие рисунки в конце года я включаю в книгу, которую дети сделают своими руками.
На втором году обучения дети основном рисуют цветными карандашами, цветной пастелью, цветной тушью – это способствует развитию выразительности рисунка. Ведь это тоже графика. Простым карандашом я планирую работу на третьем году обучения.
Второй год обучения.
Учебно – математический план.
№ | Тема. | Количество часов. |
1. | Инструктаж. | 1. |
2. | Повторение. | 2. |
3. | Наш чудесный мир. | 54. |
4. | Задание на композицию. | 12. |
5. | Объединение работ в книгу. | 3. |
Поурочный план.
№ | Наименование задания. | Задача и материал. | Кол – во часов. |
1. | Инструктаж. | 1. | |
2. | Повторение. | 2. | |
3. | Осенние фрукты. | Заполнение пространства декоративными элементами. Цветные фломастеры. | 2. |
4. | Осенние цветы. | Передача характерных признаков растений. Цветные фломастеры. | 2. |
5. | Натюрморт с фруктами. | Изучение законов композиции. Цветные композиции. | 3. |
6. | Натюрморт с игрушкой. | Освоение законов композиции. Цветные карандаши. | 3. |
7. | Тихий рабочий день. | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель. | 3. |
8. | Тихим вечером на закате. | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель. | 3. |
9. | Дождливый день. | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель. | 3. |
10. | Вечереет. | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель. Синяя цветная бумага. | 3. |
11. | Выпал снежок. | Передача состояния природы. Тёмная цветная бумага и белая гуашь. | 2. |
12. | «Вот север тучи нагоняя Дохнул, завыл И вот сама идёт волшебница зима…» (стих А.С. Пушкина). | Передача состояния природы. Цветные фломастеры в основном холодные тона. | 3. |
13. | «Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя…» (стих А.С. Пушкин «Зимний вечер»). | Передача состояния природы. Цветные фломастеры в основном холодные тона. | 3. |
14. | «Свет наш солнышко!..» (А.С. Пушкин). | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель, тушь. | 3. |
15. | «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» (А.С. Пушкин). | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель, тушь. | 3. |
16. | «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» (А.С. Пушкин). | Передача состояния природы. Цветные масляная пастель, тушь. | 3. |
17. | Рождественская сказка. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Пастель. | 3. |
18. | Мои каникулы. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветные карандаши. | 3. |
19. | Чудо – юдо морское. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Пастель. | 3. |
20. | Весёлые кляксы. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 3. |
21. | Фантазия о просыпающейся природе. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Пастель | 3. |
22. | Жуки. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
23. | Бабочки. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
24. | Рыбки. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
25. | Цветы. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
26. | Деревья. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
27. | Птицы. | Композиция по представлению. Развитие воображение. Цветная тушь. | 2. |
28. | Создание книги «Наш мир». | Познакомить детей с элементами книги: обложка, титульный лист, иллюстрация, заставка, концовка. | 2. |
29. | Объединение всех рисунков в книгу. | Обобщение. | 1. |