Виды мышления. Развитие видов мышления в онтогенезе
Слайд 1
В психологии принято различать:
· наглядно-образное;
· наглядно-действенное;
· словесно-логическое;
· абстрактно-логическое мышление.
Эту классификацию называют классификацией по генезису. Все эти виды мышления тесно взаимосвязаны.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.
Слайд 2
Так же в некоторых источниках приводятся и другие классификации:
§ по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое;
§ по степени развернутости - дискурсивное и интуитивное;
§ по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);
§ по типу познания - эмпирическое и вербальное;
§ по средствам мышления - наглядное и творческое;
§ по степени рефлексии - интуитивное и рациональное.
Слайд 3
Развитие мышления в онтогенезе
Онтогенез мышления - процесс развития на протяжении жизни человека, то есть от младенчества до старости. В психологии существуют различные взгляды на выделение периодов и на сам процесс развития в онтогенезе.
Подход Жана Вильяма Фрица Пиаже́
Один из известных психологов современности, швейцарский учёный Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта у человека, которое, по его мнению, происходит ещё в детстве, до 15 лет. В своих трудах он выделил 4 основных этапов:
1. Стадия сенсомоторных операций (0-2 года). В этот период в основном происходят перцептивные и двигательные взаимодействия с окружающим ребенка миром. Однако развитие ограничено врождёнными рефлексами, так как ребёнок ещё не способен логично и рационально мыслить.
2. Стадия дооперационного интеллекта (2 года-7 лет). В этот период происходит переход к действиям с представлениями. У ребенка развивается мышление образами, формируется речь, происходит процесс получения опыта с помощью внешних действий с предметами.
3. Стадия конкретных операций с предметами (7-11 лет). Логика еще нуждается в подкреплении наглядными образами, что отражается в речи. В целом дети уже способны: строить рассуждения; делать корректные выводы; выстраивать длинные цепочки связей между объектами; пользоваться свойствами обратимости; классифицировать предметы по различным основаниям.
4. Стадия формальных операций (11-15 лет). Последняя стадия детского онтогенеза формирует логическое мышление окончательно. У этой возрастной группы появляется склонность к теоретизированию. Им часто хочется создавать собственные концепции. Подросток прибегает к способности мыслить как взрослые. Утрачивается необходимость прибегать к конкретным объектам. Наглядно-образное мышление становится вторичным, а наглядно-действенное – выходит на первый план.
В дальнейшем можно считать, что мышление является сформированным. Идет только его развитие в плане обогащения знаниями и опытом, чтобы мысли были сложнее, а выводы корректнее.
Труды Пиаже подвергались критике со стороны представителей отечественной психологии. С помощью многочисленных экспериментов было доказано, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях в большей степени влияет на развитие ребенка, а также на человеческую деятельность в целом.
Слайд 4