Развитие мышления в онтогенезе





Виды мышления. Развитие видов мышления в онтогенезе

Слайд 1

В психологии принято различать:

· наглядно-образное;

· наглядно-действенное;

· словесно-логическое;

· абстрактно-логическое мышление.

Эту классификацию называют классификацией по генезису. Все эти виды мышления тесно взаимосвязаны.

Наглядно-действен­ное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния. Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании си­туации. Практические познавательные предметные действия яв­ляются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение нагляд­но-образными представлениями расширяет сферу действия прак­тического мышления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление- вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедитель­но показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрос­лого человека и функционируют при решении различных задач.

Слайд 2

Так же в некоторых источниках приводятся и другие классификации:

§ по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое;

§ по степени развернутости - дискурсивное и интуитивное;

§ по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);

§ по типу познания - эмпирическое и вербальное;

§ по средствам мышления - наглядное и творческое;

§ по степени рефлексии - интуитивное и рациональное.

Слайд 3

Развитие мышления в онтогенезе

Онтогенез мышления- процесс развития на протяжении жизни человека, то есть от младенчества до старости. В психологии существуют различные взгляды на выделение периодов и на сам процесс развития в онтогенезе.

Подход Жана Вильяма Фрица Пиаже́

Один из известных психологов современности, швейцарский учёный Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта у человека, которое, по его мнению, происходит ещё в детстве, до 15 лет. В своих трудах он выделил 4 основных этапов:

1. Стадия сенсомоторных операций (0-2 года). В этот период в основном происходят перцептивные и двигательные взаимодействия с окружающим ребенка миром. Однако развитие ограничено врождёнными рефлексами, так как ребёнок ещё не способен логично и рационально мыслить.

2. Стадия дооперационного интеллекта (2 года-7 лет). В этот период происходит переход к действиям с представлениями. У ребенка развивается мышление образами, формируется речь, происходит процесс получения опыта с помощью внешних действий с предметами.

3. Стадия конкретных операций с предметами (7-11 лет). Логика еще нуждается в подкреплении наглядными образами, что отражается в речи. В целом дети уже способны: строить рассуждения; делать корректные выводы; выстраивать длинные цепочки связей между объектами; пользоваться свойствами обратимости; классифицировать предметы по различным основаниям.

4. Стадия формальных операций (11-15 лет). Последняя стадия детского онтогенеза формирует логическое мышление окончательно. У этой возрастной группы появляется склонность к теоретизированию. Им часто хочется создавать собственные концепции. Подросток прибегает к способности мыслить как взрослые. Утрачивается необходимость прибегать к конкретным объектам. Наглядно-образное мышление становится вторичным, а наглядно-действенное – выходит на первый план.

В дальнейшем можно считать, что мышление является сформированным. Идет только его развитие в плане обогащения знаниями и опытом, чтобы мысли были сложнее, а выводы корректнее.

Труды Пиаже подвергались критике со стороны представителей отечественной психологии. С помощью многочисленных экспериментов было доказано, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях в большей степени влияет на развитие ребенка, а также на человеческую деятельность в целом.

Слайд 4





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.