Тематика семинарских занятий




Общие требования и методические рекомендации.

На семинарских занятиях обсуждаются ключевые вопросы лекционного материала курса, проводится контроль и разбор домашних заданий. Одним из требований является умение использовать полученные на лекциях знания в практической работе: при работе с препаратами, атласами, таблицами и пр. наглядными пособиями. Студенты, с помощью преподавателя, учатся идентифицировать и описывать анатомические структуры мозга, овладевают навыками изучения мозга и формируют естественно научный подход к изучению психического. Также в рамках семинарских занятий проводятся контрольно-тестовые работы и одно занятие с демонстрацией натуральных препаратов головного и спинного мозга человека. Следует иметь ввиду, что в основном на семинарах обсуждаются вопросы, вынесенные на итоговый экзамен.

 

Семинары №1 и №2. Общие вопросы строения нервной системы человека, структурно-функциональной организации нервной ткани и защитных механизмов ЦНС (Раздел 1).

1. Морфологическая и функциональная классификации нервной системы человека.

2. Основы стереотаксической методики и морфометрии мозга (координатные оси и плоскости, термины, обозначающие характер взаиморасположения образований и особенности их внутреннего строения).

3. Структурные особенности нервной ткани и ее функциональные свойства.

4. Морфофункциональная характеристика нервных элементов нервной ткани и их структурных отделов.

5. Морфофункциональная характеристика ненервных элементов – Глиальные и др. клетки мозга.

6. Морфофункциональная организация защитных структур ЦНС:

· строение черепа;

· мозговые оболочки, их производные и ликворная система внутренней среды;

· ГЭБ – структурно-функциональное обеспечение отдельных уровней защиты мозга;

· особенности кровообращения головного мозга.

К семинару студенты должны выполнить домашние задания №1 и 2 (см. приложение).

После изучения данного раздела студенты должны иметь общее представление о структурной организации головного и спинного мозга, знать строение нервных и глиальных клеток и уметь описывать отдельные их части. Студенты должны понимать основные анатомические термины и уметь применять стереотаксические координаты при описании мозговых структур. Здесь также требуется продемонстрировать знания о том, как защищен головной и спинной мозг, какова система васкуляризации мозга, какими структурно-функциональными комплексами обеспечивается константность внутренней среды ЦНС.

Контрольная раб.№1 включает вопросы по т.№1-4 теме: «Эволюция нервной системы и онтогенез ЦНС человека».

1. Главные этапы филогенеза нервной системы; процессы, лежащие в основе совершенствования нервной системы; детерминанты эволюционных процессов.

2. Процессы, лежащие в основе эмбриогенеза нервной ткани; гистогенез, морфогенез, системогенез.

3. Последовательность и сроки формирования структур ЦНС плода.

4. Возрастные морфологические и функциональные особенности головного мозга человека.

К контрольной работе студенты должны выполнить домашние задание № 3 (см. приложение).

После изучения 1го раздела студенты обязаны знать:

- когда и в каком виде возникла нервная система; как, и в связи чем она изменялась в эволюции;

- как образуется нервная пластинка, созревают нейроны, трансформируется нервная трубка;

- стадии развития конечного мозга;

- последовательность созревания структур неокортекса во второй половине пренатального развития;

Студенты также должны иметь понятие о принципах системогенеза и представлять последовательность формирования отдельных систем организма.

Семинары №3 и 4 Морфо-функциональная организации спинного мозга и мозгового ствола (Раздел 2).

1. Общее анатомическое описание и структурная характеристика спинного мозга.

2. Морфофункциональная характеристика сегменто-ядерного апппарата спинного мозга.

3. Структурная организация проводящей системы (белого вещества) спинного мозга.

4. Морфофункциональная характеристика ядерных образований продолговатого мозга.

5. Сравнительная характеристика морфологии белого вещества продолговатого мозга и варолиева моста.

6. Морфология серого вещества варолиева моста.

7. Проекция ядер черепных нервов на дно четвертого желудочка и характеристика иннервационных зон.

8. Структурно-функциональная характеристика среднего мозга.

9. Анатомия и внутренняя организация ядер таламической области.

10. Морфофункциональная характеристика отдельных групп ядерных образований гипоталамуса.

11. Особенности цито- и миелоархитектоники отделов ретикулярной формации ствола мозга в плане обеспечения активирующих влияний на окружающие структуры.

12. Морфология и функциональное значение экстрапирамидной системы.

13. Морфология медиальных и латеральных (цитоархитектоника коры полушарий) структур мозжечка.

14. Структурная организация ножек мозжечка и функциональное значение мозжечка в целом.

К семинарам студенты должны выполнить соответствующие «домашние задания» - № 4 и 5, а также подготовиться к контрольным вопросам по темам раздела (см. «приложение»).

В заключение студенты выполняют письменную контрольную работу №2 (раздел 2).

После изучения данного раздела студенты должны иметь конкретные сведения о:

- структурной организации и функциональном значении спинного мозга;

- организации серого и белого вещества продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга, а также знать топографию ромбовидной ямки и иннервационные области черепных нервов, и понимать структурно-функциональные взаимосвязи основных центров ствола мозга и мозжечка.

Студенты должны ориентироваться в рисунках и схемах мозга атласа и учебной литературы, найти и правильно назвать ту или иную структуру и отдел, уметь описать их в различных проекциях (сечениях). Семинар №5 Морфо-функциональная организация конечного мозга и проводящих путей ЦНС.

1. Особенности эмбриогенеза и возрастные изменения конечного мозга человека.

2. Сравнительная характеристика неокортекса передних, задних отделов, и палеокортекса.

3. Топография поверхностей полушарий (основные борозды и извилины; доли и области).

4. Соматотопическая организация отдельных областей коры и проблема локализации функций.

5. Организация первичных проекционных зон и специфика ассоциативных полей человеческого мозга.

6. Индивидуальные особенности морфологии полушарий и межполушарная асимметрия.

7. Общая структурно-функциональная организация базальных ядер конечного мозга.

8. Лимбическая система головного мозга – морфологический и функциональный аспекты изучения.

9. Морфология белого вещества полушарий и проводящих путей ЦНС.

10. Контрольная работа №3 (вопросы см. в «приложении»).

К семинарам студенты должны выполнить «домашние задание» №6, и подготовиться по вопросам письменной контрольной работы № 3 (см. «приложение»).

После изучения данного раздела студенты должны иметь специальные сведения о:

- общей структурной организации полушарий конечного мозга и особенностях его онтогенеза;

- структурной и цитоархитектонической специфики передних, задних, медиальных отделов;

- топографии отдельных поверхностей полушарий;

- характеристики первичных проекционных зонах и вторичных полях коры;

- взаиморасположении специфических для человека полей коры и их значении в организации психических процессов.

- также они должны иметь общее представление о структуре белого вещества полушарий и лемнисковой проекционной системе ЦНС (проводящих трактов) человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: