Проблемы власти в трудах мыслителей древности и нового времени




Политическая власть

Понятие власти. Теории власти.

Вла́сть — способность и возможность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

 

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».
Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.
Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».
Согласно системной теории, власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность... осуществлять влияние на различные процессы в системе».

 

Проблемы власти в трудах мыслителей древности и нового времени

Примерно в середине 500 г. до н.э. появляются первые политические концепции, связанные с именами выдающихся философов древности – Конфуция, Платона, и Аристотеля. Древнекитайский философ Конфуций, основоположник конфуцианства (сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»)). Он развивал свои политические концепции, выступая за строгое иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. И само государство трактовалось им как большая семья, в котором власть императора уподоблялась власти отца, а правящие и подданные находились как бы в семейных отношениях. Платон; политические воззрения изложены в работах: «Государство», «Законы». Политическое учение Платона представляет собой попытку создать модель идеального государства. Предложил типологизацию государств. Он выделяет семь типов государственного устройства. Первый – идеальный, какого нет в действительности. Из реально существующих два он считал правильными – монархию и аристократию, а остальные четыре (тимократия (правление военных), олигархия, демократия и тирания) – искаженными. Идеальное государство Платон видел в справедливом правлении избранных мудрецов-философов. Аристотель. Отрицал саму возможность существования идеального государства, объясняя это теорией «естественного» происхождения государства. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель правления. В результате получается три “правильных” формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три “неправильных” (тирания, олигархия и демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. Приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства - соединение лучших черт аристократии, олигархии и демократии. Преимущество этой формы в том, что она легко могла быть реализована в большинстве полисов и позволяла снизить поляризацию бедных и богатых в обществе благодаря росту численности зажиточных средних слоев. Демокрит рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

 

Виднейшим представителем политической мысли Англии является Т.Гоббс (1588-1679). Свой трактат «Левиафан» (1651), посвященный исследованию природы государственной власти, он начинает с характеристики «естественного состояния» человеческого рода. Естественному состоянию свойственны «отсутствие собственности, отсутствие владения, отсутствие точного разграничения между твоим и моим». [Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. с. 116]. Так как люди имеют одинаковые права и стремятся их осуществить, между ними неизбежно возникает борьба, всеобщим принципом которой является «война всех против всех». В результате становится невозможной нормальная жизнь. В «естественном состоянии» всем одинаково угрожает опасность быть истребленными. Всеобщее равенство и всеобщая свобода превращаются в пустой звук. Страх смерти делает людей склонными к миру, и «разум подсказывает подходящие условия мира», на основе которых люди могут прийти к соглашению. Результат такого соглашения и есть государство. Следовательно, исходный пункт учения Гоббса о государстве – общественный договор с целью покончить с хаосом естественного догосударственного состояния.
Создавая государство, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо (монархия), или на собрание представителей всех сословий (республика), или на собрание представителей определенного сословия (аристократия). Поскольку права человека в естественном состоянии безграничны, то безграничны и права государства. Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение которой должно быть безусловным. Только сильная, безраздельная, авторитетная власть может, по Гоббсу, окончательно упразднить «естественное состояние» всеобщей войны и установить порядок, обеспечивающий всем безопасную жизнь.
Лучшей формой государства Гоббс считал абсолютную монархию. В этой связи можно отметить противоречивый характер политического творчества английского мыслителя. С одной стороны, своей концепцией договорного происхождения государства он снимал ореол божественности и выводил его законы из разума и опыта, с другой – выступал в качестве теоретика политического абсолютизма, выступавшего за ничем неограниченную государственную власть. Абсолютное государство, не подвластное политико-правовому ограничению, необходимо, согласно Гоббсу, как гарантия от недостатков человеческой природы. Начиная с Т. Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается системный подход к анализу государства как сложного политического макроорганизма.

Современник Гоббса Дж. Локк (1632-1704) в своих трудах «Два трактата о правительстве», «Письма о терпимости» выступает как теоретик парламентской демократии и разрабатывает принцип конституционного ограничения абсолютной власти.
Он так же, как и Гоббс, сторонник «договорной теории» происхождения государства. Однако в отличие от него, он считал, что первобытное состояние человека не было состоянием полного бесправия, когда «человек человеку волк». Напротив, первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. К естественным правам Локк относил право на жизнь, невмешательство в жизнь окружающих, свобода, а также право собственности, мерой которой служит труд человека.
Государство и власть возникают как логическое развитие природного состояния, когда люди добровольно соглашаются образовать политическое сообщество и учреждают государство в целях обеспечения естественных прав и справедливого правосудия. Они отказываются от своей свободы настолько, насколько это необходимо для сохранения права собственности. Таким образом, Локк утверждал, что договор, лежащий в основе происхождения государственной власти, не создал права, а заключен для того, чтобы государь гарантировал соблюдение и защиту изначального «естественного права». Договор, отчуждающей права отдельных людей в пользу государства, возлагает на последнее обязанность блюсти принципы «естественного права» и, прежде всего, право частной собственности. Если государство нарушает эту договорную обязанность, подданные свободны от повиновения, они вправе расторгнуть договор и установить новую законодательную и исполнительную власть.
Личные симпатии Локка по вопросу о предпочтительной форме государства принадлежали конституционной монархии, прообразом которой выступало государственное устройство в Англии, сложившееся после «славной революции» 1688 г.
Дж. Локку принадлежит заслуга разработки теории разделения властей на законодательную и исполнительную, в рамках которой приоритет отдается законодательной власти, представляющей большинство, тем самым утверждается верховенство парламента. Исполнительная власть должна только реализовывать законы. Судебная власть растворялась в исполнительной, так что проблему независимой судебной власти Локк не затрагивает.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: