3.1 Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· описание исследования;
· заключение (результаты исследования).
Введение должно содержать:
· описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;
· описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;
· обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;
· цель и задачи для проведения исследования;
· гипотезу исследования;
· перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.
Общий объем введения не менее 2 страниц.
Описание исследования должно содержать:
· план этапов выполнения исследовательской работы;
· описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;
· собственно процесс исследования.
Заключение должно содержать представление результатов исследования.
3.2 Титульный лист является первым листом учебного проекта и не нумеруется. Образец титульного листа в приложении 1.
3.3 Содержание является вторым листом учебного проекта. Образец оформления содержания в приложении 2.
3.4. Анализ проблемных вопросов избранной специальности осуществляется в ходе выполнения студентами самостоятельной работы № 1 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».
3.5. Противоречие – нарушение связей между элементами исследуемого явления. Под исследуемым явлением понимается одна из областей избранной специальности, которая в силу различных причин интересна тому или иному студенту.
|
Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблемная ситуация - осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности - в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности. Проблемный вопрос – вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.
Выявление противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса осуществляется студентами в ходе выполнения самостоятельной работы № 4 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».
3.6. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи. Актуальность базируется на выполненном анализе ситуации в области исследования и должна объяснить, почему данная тема должна быть исследована именно сейчас. Актуальность темы исследования обычно обосновывается по двум направлениям: теоретическому (по результатам исследования источников и других работ видно, что тема исследования недостаточно изучена) и практическому (выполненные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в ходе исследования данных).
|
Определение актуальности темы исследования осуществляется студентами в ходе выполнения самостоятельной работы № 2 по курсу «Основы учебно-исследовательской деятельности».
3.7. Объект исследования – процесс или явление, которое необходимо исследовать. Так, например, объектами исследования могут выступать процессы развития гостиничного бизнеса, продвижения гостиничного продукта, управление конфликтными ситуациями, формирование корпоративной культуры, использование новых технологий и т. д.Объект исследования является первичным по отношению к предмету исследования (более широкое понятие). Предмет исследования – свойство, аспекты, функции, особенности изучаемого объекта. Это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования, в котором выделяются определенные свойства объекта исследования, является вторичным (более узкое понятие, входящее в объект). Предмет исследования определяет тему учебного проекта и практически совпадает или близок с ней по звучанию.
Например:
Тема - Составление анимационной программы обслуживания туристов с детьми.
Объект – Анимационные программы обслуживания туристов.
Предмет – Анимационные программы обслуживания туристов с детьми.
3.8. Гипотеза исследования – положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза выдвигается с целью решения поставленной проблемы и определяет главное направление научного поиска, в результате которого должны быть получены выводы об истинности или ложности гипотезы. В результате проведенного исследования гипотеза либо опровергается, либо подтверждается и становится положением теории.
|
Гипотеза в исследовательских работах, выполняемых студентами в процессе освоения дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности», может касаться существования объекта, его структуры, свойств, элементов и связей, образующих объект, механизма функционирования и развития. При формулировке гипотезы рекомендуется использовать ключевые слова выбранной темы исследования.
3.9. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы. Фактически это доказательство или опровержение гипотезы исследования. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы, от нее зависит весь ход дальнейшего исследования. В учебном проекте цель работы носит практический характер.
Для упрощения процедуры постановки цели исследования рассмотрим схему 1 «Основные информационные блоки при формулировании цели учебного проекта».
Схема 1