ОТЧЕТ
о производственной практике
в студенческой правовой консультации (юридической клинике) юридического института
Выполнил Фостова Т.П.
(Фамилия И.О. обучающегося)
Ю/б-18-1-о _________
(шифр группы)
Направление
40.04.01 «Юриспруденция»
Руководитель практики от Университета _____________________
(должность)
______ Никитина А.П. __________
(Фамилия И.О. руководителя)
Севастополь
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
В период с 13.07.2020 года по 24.07.2020 года я проходила производственную практику в структурном подразделении Юридического института – Студенческой правовой консультации (Юридической клинике) Юридического института Севастопольского государственного университета (СевГУ).
Цель данной производственной практики – получить практические навыки в области консультирования граждан по различным юридическим вопросам, научиться составлять процессуальные и иные документы.
Задачами практики являются:
- ознакомление с деятельностью юридических клиник;
- ознакомление с функциями и задачами юридической клиники;
- изучение внутренней документации;
- изучение законодательства РФ.
В данном отчете я постаралась более подробно представить информацию о деятельности юридических клиник.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Права и свободы человека признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина на условиях равенства всех перед законом и судом, государство предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 19 и 45 Конституции РФ). Очевидно, что реализация и защита прав и свобод человека в полной мере возможна лишь тогда, когда лицо осведомлено о своих правах, может их квалифицированно отстоять, выбрать тот или иной компетентный орган, в который следует обратиться за защитой нарушенного права и т.д.
Однако часто лицо, не обладающее специальными знаниями в области юриспруденции, не может самостоятельно реализовать свои права и законные интересы в силу того, что оно не знает об этих правах, не может правильно выбрать нормативный правовой акт, необходимый для применения в том или ином случае, правильно истолковать ту или иную правовую норму, составить документ правового характера, отстоять свои права и интересы в соответствующих органах.
Юридическая помощь — система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами — адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющими своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени. Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, является важнейшим конституционным положением.
Задачами юридической помощи в Российской Федерации являются обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализация их свобод, защита законных интересов граждан и юридических лиц.
Оказывать юридическую помощь в Российской Федерации призваны адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы, государственные юридические бюро, общественные организации и объединения, правозащитные организации и др.
В целях создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию в настоящее время создана система оказания бесплатной юридической помощи. Правовое регулирование организации данной системы осуществляется на основе Закона о бесплатной юридической помощи и иных нормативных правовых актов.
Бесплатно юридическая помощь оказывается подозреваемому и обвиняемому в уголовном судопроизводстве в случае, если в качестве защитника выступает адвокат по назначению должностных лиц, ответственных за производство по делу (п. 8 ч. 4 ст. 47, ч. 5 ст. 50 УПК РФ).
Бесплатная юридическая помощь может оказываться и иностранным гражданам и лицам без гражданства (в случаях и в порядке, установленном федеральными законами и международными договорами РФ).
Основными принципы оказания бесплатной юридической помощи являются:
— обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
— социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
— доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
— контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
— установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
— свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
— объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
— равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
— обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи (ст. 5 Закона о бесплатной юридической помощи).
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в виде:
— правового консультирования (как в устной, так и в письменной форме);
— составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
— представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены вышеназванным Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ;
— а также в иных не запрещенных законодательством РФ видах.
Субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, являются физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Непосредственное обеспечение и контроль за организацией оказания бесплатной юридической помощи возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Минюст России и подведомственные ему учреждения (п. 30. 32 Положения о Минюсте России), в компетенцию которых входит:
— принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи;
— координация деятельности участников этой системы и их взаимодействия;
—проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов РФ и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;
— ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;
— разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;
— обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи и др. (ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи).
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 15 Закона о бесплатной юридической помощи).
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.
Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Важнейшей частью государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты.
Нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность юридических клиник в РФ:
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.
Федеральный закон устанавливает основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определяются полномочия в указанной области Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом к участникам государственной системы бесплатной юридической помощи относятся федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных
внебюджетных фондов, государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы.
Федеральным законом предусматривается, что бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам также в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой являются юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом определяются категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также случаи оказания такой помощи.